В среду, 19 июля, члены Общественной палаты России направили на имя председателя Правительства Михаила Фрадкова открытое письмо, в котором просят его разобраться с резко возросшим дефицитом алкогольной продукции в стране. Пресс-служба Общественной палаты предоставила ИА REGNUM текст обращения:

1 января 2006 года на территории России вступил в силу Федеральный закон № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в новой редакции. Принятие Закона инициировало Правительство Российской Федерации. С целью, которая ни у кого не вызовет возражений: борьба с теневым оборотом алкоголя и регулирование алкогольного рынка. Бесспорно, дело нужное, важное и действительно государственное.

Принятие любого закона, который меняет "правила игры" на рынке, - процесс всегда трудный и обязательно затрагивающий чьи-либо интересы.

Общественная палата не собирается лоббировать интересы ни производителей алкогольной продукции, ни ее импортеров, ни дистрибьюторов или ритейлеров. Иными словами - всех тех, кому названный Закон либо помешал, либо, кто знает, помог. О них позаботятся (и уже позаботились!) их профессиональные объединения.

Обратиться с данным заявлением нас вынуждают исключительно интересы граждан России, то есть интересы потребителей, которые вот уже несколько недель видят в магазинах практически пустые полки винных отделов, будто некая машина времени перенесла нас в 90-е годы прошлого столетия.

Мы верим, что инициаторы и разработчики Закона не планировали таких последствий. Зато очевидно, что всевозможные его исполнители сделали все, чтобы дискредитировать благую цель.

Приведем факты.

В соответствии с Законом новые специальные федеральные акцизные марки на отечественную алкогольную продукцию должны выдаваться с момента его выхода, то есть с 1 января 2006 года. С этой же даты таможенные органы должны были продавать акцизные марки на импортную продукцию. Новые марки несут исчерпывающую штрихкодовую информацию, которая учитывается Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС). Данная система призвана отслеживать движение всей алкогольной продукции, как импортной, так и отечественных производителей - от поставщика до магазина.

А что на деле?

Новые акцизные марки фактически начали выдаваться только в конце марта, а срок реализации продукции со старыми марками не изменился - 1 июля 2006 года. Иными словами, запасы оптовых и розничных сетей, а также предприятий общепита в одночасье стали нелегальными. Оптовые склады переполнены товаром, ждущим оклейки новыми марками.

Из-за множества технических проблем ЕГАИС не начала полноценную работу, и по прогнозам, на ее отладку уйдет еще не менее двух месяцев.

Стоит упрекнуть за нерасторопность и самих операторов рынка, не закупивших или слишком поздно закупивших оборудование для маркировки продукции.

Причин, как водится, много, а магазинные полки по-прежнему пусты и, похоже, до осени не заполнятся...

Союз производителей алкогольной продукции в Открытом письме Президенту России обозначил ущерб за минувшие полтора месяца: 1 миллиард руб. - потери производителей, 9 миллиардов руб. - государственного бюджета. Оптовики называют свои цифры, исчисляемые миллионами и миллионами, ритейлеры и рестораторы - свои. Вместе они складываются в суммы, поражающие не только воображение, но и госбюджет.

Похоже, на фоне разговоров о необходимости борьбы с теневым рынком алкоголя происходит последовательное уничтожение рынка легального, ради поддержки и развития которого принят вышеупомянутый Федеральный закон.

А "теневики", между прочим, уже ловко пользуются сложившейся ситуацией...

Но мы-то - о потребителях. О тех, кому не должно быть никакого дела до "проблем" и "трудностей" исполнителей Закона. Кому не интересны вопросы "кто виноват?" и "кому выгодно?". Кто хочет праздновать свадьбы, отмечать дни рождения, встречаться с друзьями за бокалом хорошего вина, а то и рюмки "непаленой" водки. О них, как всегда, забыли в очередном "перестроечном" рвении.

Общественная палата Российской Федерации представляет интересы всех граждан России. Поэтому мы и позволяем себе задать Правительству Российской Федерации классические вопросы:

Кто виноват в том, что вступление в силу изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ не было обеспечено технически?

Кому выгодно падение легального рынка алкогольной продукции? Может быть, ответ на этот вопрос - не за экономистами, а за "силовиками"?

Когда ситуация на рынке алкогольной продукции будет соответствовать духу и букве Федерального закона № 171-ФЗ? Попросту говоря, когда все это безобразие закончится?

Мы ждем ответов. Время не терпит.

А напоследок - добрый совет тем, кто принимает и претворяет в жизнь законы: сделайте своим жизненным кредо старый врачебный принцип - "Не навреди!" И вам легче станет, и нам спокойнее.

Члены Общественной палаты Российской Федерации:

Абрамов С.А., Алексеева Т.О., Алиева Ф.Г., Боголюбова Г.В., Большакова М.А., Бондаренко В.Д., Глубоковская Э.Г., Гусев П.Н., Гусельников Л.К., Дьякова Е.Г., Жарков А.Н., Заболотский В.В., Захаров В.М., Зыков О.В., Игнатенко А.А., Ильина Т.А., Кучерена А.Г., Майер Г.В., Маланичева Г.И., Мигранян А.М., Мишин В.М., Мошков В.В., Новиков Ю.В., Ондар Н.Д., Петеров Н.В., Пузин С.Н., Резник Г.М., Самирханов А.М., Семерикова Е.Г., Соколова В.Н., Солтагереев Х.Г., Третьяков О.А., Фадеев В.А., Федосов В.И., Честин И.Е., Шабанов С.Г., Ярославова С.Б."