Внутренняя политика

"Америка для Киргизии опасна!" - таково мнение Владимира Жириновского. На прошедшей неделе политик приехал в республику: навестил родственников, осмотрел столицу, отдохнул на Иссык-Куле, дал 2 официальные и одну неофициальную пресс-конференции, фотографировался с чиновниками, обнимал журналисток. О том, что рассказал вице-спикер Госдумы РФ на пресс-конференции, пишет "Комсомольская Правда в Кыргызстане".

"Вопреки сложившемуся имиджу эпатирующего оратора, иногда позволяющего себе довольно-таки вольные поступки, Владимир Вольфович в Киргизии вел себя очень приветливо и был разговорчив, а главное - настроен исключительно на позитив. "Мы и так постоянно тиражируем плохое, и это мешает нам жить. Поэтому давайте сегодня будем говорить только о хорошем", - предложил Вольфович. Хорошего, кстати, немало сказал и он сам. В частности, отвечая на вопрос корреспондента "КП", заверил, что государственная программа, утвержденная президентом России Владимиром Путиным, согласно которой русские из Киргизии могут беспрепятственно уезжать на ПМЖ в российские села, не останется только словами: "Конечно, на местах есть ленивые чиновники, которые могут не выполнять того, что обязаны, поскольку не будут получать за это прибавок к зарплате, но депутатский корпус должен на них воздействовать, и мы будем это делать! Нам нужны рабочие, мы испытываем в них реальную потребность. Так что программа, о которой вы говорите, будет выполняться обязательно!". Второе "хорошее": Владимир Вольфович открыто заявил, что надеется видеть в новой киргизской Конституции пункт, прописывающий официальный статус русского языка: "Киргизия должна стать зоной русского языка и безопасности, - заявил он. - Чтобы туристы из России, Украины и Белоруссии были уверены, что их тут поймут, и чтобы никто не боялся, что здесь произойдет теракт, как, например, на египетских курортах".

А вот американское присутствие у нас Жириновский не одобряет: "Оно и бесполезно, и опасно! Посмотрите, что наделали США в Афганистане и Ираке! России вообще следует разделить с Америкой сферы влияния". Какой именно хочет видеть российский гость нашу страну? Этот вопрос возник, пожалуй, у всех присутствующих одновременно. "Я был бы рад, если бы вы сохранили тот Бишкек, какой я помню: зеленый, удобный для жизни... Не надо этих небоскребов, мир от них уже устал!". Жириновский не простил Наполеона и Гитлера. "На чемпионате мира я болел за Украину, потому что это почти наша команда, - сказал депутат Государственной Думы, удовлетворяя любопытство журналистов, еще не остывшее после недавних футбольных баталий. - Когда же ее команда выбыла, я стал болеть за Италию, и, кстати, она меня порадовала. Я бы болел за Германию, но вспомнил Великую Отечественную, на которой погибло столько нашего народу. Болел бы за Францию, но вспомнил Наполеона...".

"Достать и разгромить подпольные группировки исламских радикалов для наших спецслужб в нынешнем состоянии такая же задача, как полет на Марс". "Общественный рейтинг" дает оценку происходящим на юге страны событиям и делает неутешительный вывод - в нынешнем состоянии спецслужбы Киргизии справиться с экстремистами не могут. "Вызов брошен. Правоохранительные органы Киргизии объявили тотальную войну на уничтожение экстремистским партиям. Процент тотальности уничтоженных радикалов покажет время. Пока приходится констатировать очевидный факт, что в последние годы в рядах пехоты радикалов заметно прибавилось новобранцев, готовых с оружием отстаивать идеи своих духовных наставников. По оценкам специалистов, за последние пять лет число сторонников "Хизб ут-Тахрира аль Ислами" (далее ХТИ) только в южной Киргизии выросло в три раза и составляет, по различным данным, от 5,5 тыс. до 6 тыс. человек (для сравнения: в 2004 году численность сторонников ХТИ составляла не более 4 тыс. человек). Эта тенденция роста адептов радикального ислама наблюдается и в соседнем Казахстане. Статистика роста такова, что если, например, в приграничной с Киргизией Южно-Казахстанской области численность сторонников ХТИ в 2002 году составляла примерно около 200-250 человек, то к началу 2006 года достигла более 2 000 членов.

Как отмечают аналитики, социальная база религиозно-радикальных организаций в последние несколько лет значительно расширилась. Этот процесс роста влияния радикальных идей в центральноазиатском регионе определен низким уровнем жизни большинства населения, что в свою очередь создало хорошую почву для распространения политического ислама при активной и крупномасштабной финансовой поддержке стран, в которых официальной религией является ваххабизм или доминируют сильные радикальные традиции. Естественно, что наличие двух основных составляющих компонентов сегодня резко влияет на усиление в регионе позиций радикальных идей в процессе продвижения на постсоветском пространстве политического ислама. Поэтому нынешняя активизация сторонников религиозно-экстремистских организаций вполне закономерное явление.

Но последние события на фронте борьбы с религиозным экстремизмом вызывают довольно длинные размышления о возможных дальнейших перспективах развития политической ситуации на юге Киргизии. Очевидно, что последние перестрелки на юге убеждают - на смену проповедникам радикального ислама приходят вооруженные боевики. Вооруженные вылазки экстремистов определенно свидетельствуют о том, что боевые группы радикальных организаций активизируют свою деятельность. Как считают аналитики, наибольшую опасность сегодня представляют три подпольные организации: ХТИ, движение "Акромийя" и Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Именно боевое крыло этих организаций сегодня проявляет наибольшую активность, оказывая тем самым ощутимое дестабилизирующее влияние на политическую обстановку в Ферганской долине.

Как известно из СМИ, к андижанским событиям имеют прямую причастность сторонники движения "Акромийя", которые, по утверждениям официальных властей Узбекистана, и спровоцировали беспорядки в этом областном центре. Сегодня ситуация внутри радикальных исламских движений сложилась весьма сложная. После андижанских событий наметилась тенденция к снижению интереса к радикальным идеям политического ислама, что логично привело к острой дискуссии в самих организациях по стратегическим и тактическим вопросам. Например, некоторые члены ХТИ заявили, что для возрождения интереса к движению необходимо перестать проповедовать глобальную исламскую революцию и перейти от теории к практике возможности совершения революции в одной отдельно взятой стране. Именно по этой причине в Ферганской долине в начале 90-х годов от ХТИ откололись две группы - "Хизб ан-Нусра" и "Акромийя". Кроме того, некоторые влиятельные члены ХТИ продолжают настаивать, что их группировка должна отказаться от нынешней стратегии ненасильственных действий и использовать силовые методы достижения политических и социальных целей.

Сегодня становится очевидным, что усиление активности боевых террористических групп в Ферганской долине связанно с тем, что радикальные исламские группировки переживают период идеологического кризиса. Политическая элита радикальных движений в странах ЦА сегодня оказалась неспособной изменить ситуацию в своих государствах и создать условия для строительства исламского Халифата. Предложенная ими утопическая идея создания на территории Ферганской долины единого государства - Халифат, оказалась на практике несостоятельной. Поэтому сегодня на смену мифическим теориям пришла отработанная и безотказная афганская практика исламского террора, которая основана на примитивных принципах так называемого "чистого Ислама". Фактически Киргизия имеет реальный шанс в ближайшем будущем получить еще одну мощную политическую силу, которая потребует со временем свою долю власти. А пока, как следует из некоторых данных, наряду с "Хизб ут-Тахрир аль Ислами" в Ферганской долине функционируют около десяти мелких, но мобильных террористических групп: "Таблих", "Узун сакал" ("Длинная борода"), "Адолат уюшмаси" ("Общество справедливости"), "Ислам лашкорлари" ("Воины ислама"), "Товба" и "Нур" ("Луч"). Как отмечают специалисты, эти подпольные терргруппировки отличаются высокой организованностью и глубокой законспирированностью. И достать и разгромить их - по мнению профессионалов, для наших спецслужб в нынешнем состоянии такая же задача, как полет на Марс".

Для того, чтобы достойно ответить на вызов со стороны экстремистских группировок, одной силы мало - надо поднимать уровень жизни в регионе. "Общественный рейтинг" о ситуации на Юге. "Ситуация на юге республики требует самого пристального внимания руководства страны. Тут и захваты земель, частной собственности, нарастающие предпосылки активизации межэтнических конфликтов, и все более частые, несмотря на локально успешную деятельность правоохранительных структур, вспышки религиозного экстремизма. Схроны оружия, рейды экстремистских групп, литература радикального толка - всё это, пожалуй, лишь верхушка айсберга нарастающих в регионе проблем. В этом контексте неслучаен прогноз и премьер-министра Феликса Кулова, предположившего уже осенью нарастание конфликтов в Ферганской долине. Неконтролируемые миграционные потоки с юга страны на север, а также в Россию и Казахстан вкупе со значительным присутствием мигрантов из РУз и РТ положили начало новой реальности, когда титульная нация, так или иначе служившая монолитом, оказалась чрезвычайно ослаблена. И теперь этим в других условиях, казалось бы, безобидным фактом намерены воспользоваться, прежде всего, те силы, в чьих кровных интересах очередная инициация глобальной нестабильности в регионе.

Слабая защищенность границ, коррупция в рядах правоохранительных структур, повальная бедность в регионе напрочь приучила наркоторговцев к мысли беспрепятственного транзита наркотиков через нашу страну. Всего лишь незначительное воспрепятствование этим планам, когда за полгода была изъята из незаконного оборота одна тонна и 404 килограмма наркотических средств, вызвало ожесточенную реакцию наркоборонов, готовых всячески способствовать воцарению хаоса для отвлечения и без того ограниченных ресурсов государства от чрезмерно назойливого внимания к себе. В связи с этим, безусловно, хотелось бы знать, какие предлагаются меры или их комплекс по предотвращению ожидаемых и озвученных главой правительства конфликтов. Визит Курманбека Бакиева в соседний Узбекистан и договоренности с Каримовым - пусть не прорыв, но хорошее подспорье для эффективного взаимодействия правоохранительных структур. В то же время очевидно, что не раз озвученная идея дислокации основных сил Министерства обороны в южном регионе не будет действенной без усилий по социально-экономическому развитию. И здесь упор следует сделать на малый и средний бизнес, способствующий большей занятости населения, нежели уповать на крупную промышленность, становление которой занимает годы и требует значительных ресурсов. Далеко не исчерпанным выглядит потенциал и микрокредитования, к слову, можно поприветствовать и выдачу Национальным банком лицензии на ряд банковских операций Киргизской сельскохозяйственной финансовой корпорации.

Вместе с тем, отмечая во многом радужные перспективы столичной ипотеки, необходимо отметить пассивность экономического блока правительства в развитии этой же ипотеки на местах. Несопоставима и активность инвесторов, отдающих предпочтение Чуйской и Иссык-Кульской областям. Неравномерность развития регионов - сегодня главная угроза стабильности в республике. Разная эффективность бюджетных трат по регионам вследствие недостаточного контроля и низкой финансовой дисциплины должно стать предметом внимания Совбеза, в чьем ведении и находится экономическая безопасность нашей страны. Время диктует, а политическая ситуация такова, что с нынешней власти и спрос особый. Кто знает, тот, как говорится, поймет...".

"Призрак бродит по стране, призрак НПО. Во всяком случае, так можно назвать истерию, который раз разыгрывающуюся в СМИ и артикулируемую государственными мужами в последнее время. Это уже было. Было в 2004 - 2005 годах, за год до мартовских событий". ИА "Tazar" опубликовал статью в защиту НПО.

"Всех пугали этой же страшилкой. Пугали профессионально, с толком, нанимали для этого опытных заграничных политтехнологов. Их опыт в этом не соизмерим с нашим. У нас об этих "ужасах" вспоминают время от время, в зависимости от наметившегося политкурса. А в России, и не только, это системная борьба с инакомыслием вот уже около десяти лет идет, не прекращаясь. С попеременными успехами на линии фронта. Ужесточение законодательства - сужение курса демократическим принципам. Система поступательная, но много проявляющая. Действительно курс на авторитарность в России не дает покоя и нашим госмужам. Отсюда заказные статьи, многозначительные реплики, опять же нелюбовь к американскому. Но и здесь от лукавого. Одной рукой берем, другой отталкиваем. Торг с "Ганси" тому пример.

Накануне G-8, да и после шанхайской встречи ШОС, нас все еще шатает. Опять заговорили о многовекторной политике. Но многовектораная означает сразу всем одновременно, у нас же вектора всплывают по очередности. Не твердый курс, а вращающаяся "мельница". Сегодня ветер северо-западный, завтра юго-восточный. Он же влияет и на внутреннюю политику. Соотношение угла внешней политики к уровню свободы гражданских институтов - НПО, СМИ и т.д. прямо пропорционально. Чем севернее широта, тем уже возможности последних.

Рассмотрим, чем же ужасны эти ужасные НПО. Проанализируем данную ситуацию методом сравнительного анализа служащих: НПО сектора и сектора государственных чиновников. Их качественные характеристики. "Ужас" первый - профессиональный подход. С самого начала своей деятельности первопроходцы НПО, были вынуждены работать в проектном режиме. Что подразумевает технологичность, рациональность и последовательную динамику, в отличие от устаревшего, работающего еще по советским стандартам, сектора государственных чиновников. Жесткая отчетность, динамичный пофазовый подход, четкая структурированность и разделение функций, материальная и идеологическая заинтересованность дает возможность работать им в реальном деятельном режиме. Дезориентированные, находящиеся в прострации от формально новых подходов деятельности, вооруженные традиционными советскими управленческими методами чиновники продолжают делать вид, что работают "по-новому", хотя вынуждены работать "по-старому". Такая картина на всех уровнях - от самых главных и высоких до простейших низовых. Отсюда сравнительный результат. Ну не хочет, или хочет, но не может госчиновничий социум перестраиваться. Такая ломка чревата не только материальными затратами и понятийными усилиями. Она еще и требует смены устоявшихся традиций. А традиции эти все еще из категории "священных коров". Их чтят, лелеют и холят. На ней все замешаны все "нужные" коммуникации и связи.

"Ужас" второй - кадровый. Наиболее квалифицированные и востребованные специалисты из ключевых, в основном гуманитарных, специализаций перетекают в сектор НПО. Они здесь не только востребованы, но и адекватно оценены как профессионально, так и материально. Стоит ли проводить здесь сравнительный анализ по качественным характеристикам таким как: знание английского, владение информационными технологиями, адаптивности к социо-культурным реалиям киргизского старого/нового общества? Даже бывшие министры и чиновники первого и второго уровней, в силу разных причин "вытесненные" из официальной политики или ушедшие сознательно, пополняют ряды неправительственных организаций.

"Ужас" третий - гендерный. Действительно большинство НПО - это организации, основанные, движущиеся и зиждущиеся на женщинах. Самых выносливых, самых креативных, самых стойких. История НПО это, по сути, история выживания женщин. С самого начала, с тяжелых 90-х, и по сей день. Бывшие учительницы, врачи, домохозяйки взяли на себя труд и ответственность: за пенитенциарную систему, за постройку разрушенных мостов и школ, за чистую воду и борьбу со СПИДом, малярией, диабетом. За борьбу с демократией. Женские НПО это, скорее, инстинкт самосохранения, чем "меркантильная служба Америке", в чем с легкостью ее обвиняют госмужи. И пусть пока мужчины играют в "партии" и имитируют "институциональное представительство", женщины тянут страну.

"Ужас" четвертый - самый ужасный - внешний. Сетевая война, политтехнологии, происки империалистов... Как бы не называли этот сектор, он деятелен, он позитивен и продуктивен. Достаточно сравнить любую деятельность правительства и сектора НПО, пусть даже самую поверхностную. Если правительство только обещает в школах пирожок и стакан молока, то достаточно просто навскидку посчитать, сколько школ подняли, вернули в строй НПО, и результат будет очевиден. И дело не в заморских деньгах. Все дело в уровне влияния, в уровне коэффициента полезного действия, в уровне осознания своей гражданской позиции. Да, в среде НПО есть ложка дегтя, или "заигравшиеся мальчики". Как выразился в своем интервью Максим Шевченко - "молодежь с чистыми руками и воспаленной головой". Трансляторы всего западного, они с одной стороны где-то компрометируют весь сектор, с другой стороны, в силу своего максимализма и идейной приверженности не "дают расслабляться власти". Ну кто, как не ребенок, может сказать, что "король голый"? Для страны, взявшей либерально-демократический курс, это и есть одно из проявлений плюрализма. Не правда ли? "Собака лает, караван идет".

Ужас реальный - намеренное противопоставление сектора НПО - во-первых, всему остальному гражданскому обществу, во-вторых, государственным структурам. В особенности силовым структурам и дежурным СМИ. PR-кампания, направленная на компрометацию сектора НПО, повлечет к еще большему обострению ситуации: нарушит и без того слабо структурирующееся общество; большинство наболевших проблем в стране, требующих безотлагательного вмешательства и разрешения, невозможны без того инструментального и технологического оснащения, которое уже наработало и имеет сегодня НПО сектор. Даже простое рассмотрение этих вопросов как проблемы, без последующего разрешения, недоступны по различным материальным, временным, инновационным, организационным и т.д. причинам правительству и всей государственной машине сегодняшней Киргизии. Также противостояние власти и НПО вызовет соответствующую реакцию мирового сообщества. Даже в Китае этот сектор действует и активно поддерживается правительством.

Вопрос властям: можем ли мы сегодня позволить отказываться от институциональной, материальной, технической помощи, такой как различные займы, программы по списыванию долгов, программы и проекты по усилению потенциала гражданского общества? Понятно, что "на чаше весов" могут оказаться интересы внутренние национальные и интересы иные страновые, цивилизационные, корпоративные. Но так ли интересна Киргизия мировому сообществу, чтобы вливать в нас миллионы и миллиарды долларов, разыгрывать спецпроекты и сетевые войны? Безусловно, мы находимся в водовороте процессов, именуемых глобализацией, и такие интересы присутствуют, но в каких масштабах? Скорее всего, это закономерные вызовы времени. На которые надо просто адекватно реагировать. Без гипертрофированно-озабоченного отношения к своей "персоне". Без объявления войны фондам, грантам, международным организациям и тем более НПО сектору. Особенно учитывая, на сколько срослось большинство государственных проектов, на опять таки, материальной, технической и другой помощи со стороны неправительственных организаций и фондов, их поддерживающих.

О социальном партнерстве. Неправительственный сектор - полноценный субъект политической деятельности Киргизии, гражданского общества страны. Преследование его бессмысленно. Он будет развиваться, в отличие от другого "застывшего" сектора - чиновничье-бюрократической машины государства. Который еще долго будет переходить на новые деятельные "рельсы". Только реальное партнерство, а не противопоставление двух данных секторов может стать залогом динамичного развития не только управленческой машины, но и всего общества в целом".

Правительство на своем расширенном заседании с участием президента Курманбека Бакиева подвело итоги полугодия. По информации "Вечернего Бишкека", выступивший с докладом премьер-министр Феликс Кулов был оптимистичен - он не сомневался, что поставленная президентом задача ежегодного роста экономики на 8 процентов будет выполнена. "Цифры, которыми оперировал глава кабинета министров, не столь радужны, хотя и без чернухи. Вроде, на первый взгляд, и нет резких всплесков активности, кривая всех показателей словно замерла на одной точке, но и заметного отката к худшему не наблюдается. Главное, считает Кулов, удалось достичь политической стабильности, в том смысле, что справились с шествиями и митингами, и правительство перестало выступать в роли пожарной команды. И приступило к исполнению своих обязанностей - обеспечивать экономический подъем.

Макроэкономическая стабильность, за которую отвечает Нацбанк, орган, независимый от правительства, по словам Кулова, тоже достигнута. Курс сома, хоть и искусственно, но поддерживают, инфляция в пределах нормы, установленной МВФ, ВВП вырос за полгода на 3,1 процента. Привязка экономических показателей к "Кумтору" продолжает сохраняться. Стоило только предприятию сократить объемы выпускаемой продукции на 40 процентов, да еще ненароком произошло крупное обрушение на карьере, считай, все прогнозируемые показатели поползли вниз. Это не может не заботить наше правительство. Дотянуть недостающие проценты до нужной величины - задача архисложная, не скрывает премьер-министр. Ибо резервы, на которые так рассчитывают в правительстве, надежды могут и не оправдать. Сам премьер верит, что все еще поправимо. В качестве положительного примера он привел рост налоговых поступлений в бюджет на 18 процентов. Увеличение поступления налогов в казну Кулов напрямую связал со снижением налога на прибыль и подоходного налога, с отменой НДС на завоз импортного оборудования.

К успехам экономики премьер отнес и подъем заработной платы бюджетников - сегодня средняя зарплата по республике достигла 2,7 тысячи сомов. В то же время уровень инфляции составляет 4,3 процента, дорожают основные продукты питания, услуги, а 30-50-процентную прибавку к заработной плате съедает дороговизна. Об этом премьер-министр предпочел не упоминать. Видимо, посчитал, что повышение зарплаты бюджетников и индексация - это и есть одно и то же. Зато скрывать факт снижения объемов производства в реальном секторе Кулов не стал: всему, оказывается, виной отсутствие промышленной политики. Дескать, привыкли уповать на Кумтор, словно он вечен, и диверсификацию экономики просто не вели. Начал барахлить Кумтор, а замены, чем перекрыть экономические показатели, найти так и не смогли. Поэтому Кулову ничего не оставалось как посетовать: "Все наши показатели полностью зависят от Кумтора и наши показатели по выполнению ВВП очень сложные".

Есть нарушения при продаже госпакета акций Кантского цементно-шиферного комбината, Каиндинского сахарного, Майлуу-Сууйского электролампового заводов. Озвучил печальные факты премьер-министр, и на этом все. Не сказал, что с этим государство намерено делать. Зато, обрисовав тяжелое положение в энергетической отрасли, где технические потери достигли 40 процентов от общего объема вырабатываемой энергии, растет кредиторская и дебиторская задолженность, Кулов уповает на приватизацию распредкомпаний. Но для этого нужно согласие парламента, а его давать, по всей видимости, тот не собирается. Поэтому члены правительства намерены работать с депутатами и убедить их, что реформа в энергоотрасли не есть разграбление, как это кажется парламентариям. А совсем даже наоборот.

Признал Кулов и факты коррупции в исполнительных органах власти. Сделал особый упор на выдачу, а вернее невыдачу паспортов населению. И вообще без минимизации коррупционных схем самой экономики скоро может и не стать. Налоги на многих предприятиях не только не платятся, разворовываются бюджетные деньги. Коррупция, как ржа, разъедает все органы государственной власти, ослабляя устои страны. И с этим злом правительство тоже борется - посредством созданного Агентства по борьбе с коррупцией. Отдельные факты того, что сумело нарыть сие ведомство, Кулов на заседании озвучил. Правда, насколько успешно, журналистам услышать не довелось. Нас просто попросили удалиться из зала заседаний. Видимо, берегли наши нервы. И на том спасибо.

На 35,1 процента сократилось производство водки и других горячительных напитков. Одна их бюджетообразующих отраслей сдает с каждым годом свои позиции. Зато крепчает и набирает обороты теневое производство спирта и водки. Соответственно деньги, которые должны были поступать в бюджет, уходят в карман подпольных дельцов. И как намерено правительство выправить аховое положение? Очень просто: преобразовав и переименовав Госалкоинспекцию в агентство, заменив одних начальников на других. Начальник, которого назначит правительство, и будет ломать голову, как больше водки и спирта добывать, чтобы и казна богатела, и производство росло. Намерен Кулов и карательными мерами бороться с контрабандой спирта и горячительных напитков".

Внешняя политика

"Честь спецслужб и МИДа Киргизии была продана за 150 миллионов?" Отозвана ли нота об американских шпионах? Экс-министр иностранных дел Киргизии выступил в программе "Злое перо" и рассказал о реальной цене за авиабазу, об успехах и конфузах киргизской дипломатии. Разговор экс-министра и журналиста опубликовала газета "Моя столица - Новости".

"Результаты переговоров по Ганси - успех киргизской дипломатии или показатель ее недальновидности?

Наше руководство и соответствующие ведомства несколько отстранились от важных геополитических проблем. Была попытка коммерциализации этого вопроса. Заявление президента о том, что, как говорил Остап Бендер: "Торг здесь неуместен", в конечном итоге все равно привело к торгу. Правда, я, к сожалению, не знаю, каковы результаты.

Результат - 150 миллионов долларов из запрашиваемых двухсот.

Даже если так, то здесь в кучу свалено все: и гуманитарная помощь, и поддержка бюджета, и прочее. Сама по себе цена аренды кусочка аэропорта, который является авиабазой, думаю, все-таки не превышает 20 миллионов долларов. Считать ли это успехом киргизской дипломатии? Полагаю, вряд ли. Может быть, на сегодня выиграны какие-то деньги. Но, как мне кажется, есть серьезный проигрыш в плане дальнейших отношений с США. А это самая могучая держава. И я не знаю такой страны, которая бы в открытую ставила вопрос о том, чтобы разрушить отношения с этой державой.

Не является ли подписание протокола о намерениях тактическим шагом с американской стороны, учитывая, что решение все равно за Конгрессом США?

Подписание этого документа означает, что США крайне заинтересованы в своем военном присутствии в Киргизии и других государствах Центральной Азии. Но как решит эту проблему Конгресс, пока мне трудно сказать. Потому что Конгресс нужно еще убедить в том, что представители администрации Буша сделали правильно. США более чем в 110 странах имеют около 800 различного рода баз: военно-морских, военно-воздушных и т.д. И многие страны платят им за обеспечение безопасности, например Япония, Южная Корея и многие другие. Я говорю это не для того, чтобы информировать соотечественников, а полагаю, как это себе будут представлять конгрессмены, принимающие решение. Они исходят из того, что база Ганси в какой-то степени тоже обеспечивает безопасность Киргизии, и не только.

История с высылкой американских дипломатов случилась аккурат перед последним раундом переговоров по цене за авиабазу. Насколько приемлемы такие доводы в переговорах, учитывая "весовые категории" сторон?

Это абсолютный нонсенс с нашей стороны. Во-первых, предъявленные обвинения сами по себе ложны, безосновательны. Есть Венская конвенция дипотношений: любой дипломат имеет право добывать информацию законными средствами, не нарушая законодательство. Докажите, что эти дипломаты нарушали законодательство Киргизии, и все будет понятно. И потом, этим не занимается МИД, для этого есть спецслужбы. Но до сих пор я не слышал о том, что им предъявлено какое-либо обвинение по какой-либо статье Уголовного кодекса или иного закона КР. Сам факт высылки дипломатов - это вообще чрезвычайное происшествие в отношениях между любыми государствами. Но в нашем случае это происходит впервые и, я думаю, есть совокупность источников этой проблемы: здесь и администрация, и спецслужбы, и МИД, и еще какие-то организации, находящиеся за пределами Киргизии, - все смешалось, и в конечном итоге виновным останется МИД.

Обменявшись такими туманными заявлениями, обе стороны сейчас хранят молчание, держа все общество в недоумении: какие факты, какие контакты, с какими НПО? Предав огласке сам факт инцидента, должны ли обе стороны огласить и конкретику? Во что это должно было вылиться, исходя из международной практики?

Наиболее примитивным вариантом должна была стать высылка двух наших дипломатов из США по обвинению в том же, в чем обвинили американцев. В данном случае, конечно, американцы на это не пойдут, потому что это смешно. В мировых таблоидах будут просто смеяться над Вашингтоном за то, что он выслал двух киргизских дипломатов, которые непонятно чем там занимаются. А вот почему этот вопрос завис? Должна дать какие-то пояснения киргизская сторона. Но она до сих пор пояснений не дала.

Недосказанность порождает самые различные слухи. Одни говорят, что дипломаты обвиняются в чрезмерных контактах с некоей молодежной НПО, которая осуществила ликвидацию Рыспека Акматбаева, что само по себе уже нелепо. Другие - что был прослушан телефонный разговор одного из лидеров НПО о финансировании, что опять же не несет криминала. Но тем не менее эти разговоры не совсем с улицы, а из источников, достаточно близких к фигурантам этого дела. Как бы вы могли прокомментировать даже столь не солидные слухи?

Никак. Допустим, был телефонный разговор представителей посольства и НПО. В наших спецслужбах отлично знают, что при посольстве существует совет, который финансирует НПО. Разговор о каких-то суммах либо программах - это не доказательство, что они занимались шпионской деятельностью. Я вообще исключаю возможность, что американцы финансировали какую-то НПО или какую-то криминальную группировку, которая ликвидировала Рыспека. Ни одно уважающее себя посольство, страна не позволяют себе заниматься такими вещами, тем более американцы. Потому что у них и своих проблем хватает в других частях света, где их обвиняют во всевозможных грехах.

Как высылка дипломатов может отразиться на двусторонних отношениях и на положении Киргизии на международной арене, где многое определяет позиция США?

Высылка дипломатов, еще раз повторю, это ЧП, это обвинение противной стороны в недружественных акциях в отношении нашей страны. Это означает, что мы нашли шпионов или дипломатов, которые занимаются подрывной работой. Поэтому высылка уже привела к определенному разрушению наших отношений с американцами. Да, у американцев есть один-единственный интерес - это база Ганси. Все остальное, конечно, либо будет блокировано, либо будет очень резкое ухудшение наших взаимоотношений. Это очень опасная игра со стороны киргизского руководства.

По непроверенной информации, в ходе переговоров киргизская сторона согласилась признать ошибочным обвинение против дипломатов. Это говорит либо о некомпетентности наших спецслужб и МИД, либо о том, что их честь была продана за 150 миллионов?

Вероятно и то и другое. Я тоже слышал, что киргизский МИД потихоньку отозвал ноту о высылке двух дипломатов и теперь эти дипломаты считаются не высланными, а уехавшими сами по себе. Но это очень трудно квалифицировать вообще, потому что так не бывает: выслать, а потом сказать: мол, нет, извините, мы не то сделали. Это не просто потеря лица, это потеря всего, что можно назвать каким-то малейшим авторитетом. Над нами не просто смеются, над нами просто перестали смеяться. Что еще хуже. Понимаете, когда люди над тобой смеются, это означает, что они еще обращают на тебя внимание и надеются, что ты можешь исправиться. А когда люди перестают над тобой смеяться, это значит, что надежд никаких нет.

За последний год была целая серия непоследовательных заявлений и шагов на международной арене, сделанная Киргизией. Это говорит об отсутствии внятных внешнеполитических ориентиров или же об усилении давления извне и абсолютной несубъектности Киргизии, даже в формировании собственной внешней политики?

Я давление извне не исключаю, но и не гипертрофирую. Оно не настолько сильно, что вынуждает киргизское руководство делать те или иные дискурсы, которые разрушают имидж нашей страны. Есть две вещи, совершенно очевидные для нас, особенно тех, кто профессионально занимается внешней политикой. Первое - это абсолютное отсутствие вообще каких-то программ. Я понимаю МИД, которому очень тяжело сейчас работать. Любой руководитель МИД, который находится на Западе, постоянно должен объяснять, почему столь высок уровень коррупции, почему бандитизм, почему экономика не развивается и т.д.

Кроме отсутствия программированности во внешней политике и компетентности, есть вторая проблема. Вообще политическая жизнь, в том числе и госслужба, чересчур перенасыщена субъективизмом. Осенью прошлого года у каждого ведомства в нашей стране была своя внешняя и внутренняя политика. К большому сожалению, это остается и сегодня. Когда у премьера своя внешняя политика, у вице-премьеров своя внешняя политика, у ряда министров своя. Каждый говорит и городит все, что попало. Понимают ли эти люди, что это наносит ущерб не только имиджу и репутации страны, но и имиджу и репутации президента, насколько позитивно или негативно влияет на сотрудничество с некоторыми странами? Ведь за этим очень внимательно следят. У нас есть расхожее мнение среди очень некомпетентных министров о том, что никто за границей ничего не видит и не слышит. На самом деле просматривается все: каждая фраза, высказанная любым министром, заместителем министра, фиксируется, потом все это складывается и делается общая картинка. И общая картинка, к большому сожалению, не в нашу пользу.

Как выйти Киргизии из такой щекотливой ситуации и с дипломатами, и с переговорами по авиабазе?

Во-первых, я советовал бы нашему правительству вычленить интересы государства. Если у вас нет интересов на международном поле, то вам, собственно, нечего позиционировать. Вы все время будете отталкиваться от позиции чужого государства. Если у вас нет собственных интересов и вам нечего защищать, то вы обычно ждете, что скажет ваш партнер, и потом пытаетесь подогнать свое понимание интереса. К большому сожалению, эта совокупность национальных интересов на международной арене не сконструирована. Да, речь идет об инвестициях, о деньгах вообще, о каких-то экономических проектах. Но что происходит? Я на встрече с президентом несколько месяцев назад сказал о том, что мы попадаем в международную изоляцию. По-моему, он не совсем верно понял, так же, как и остальные руководители.

Дело в том, что Киргизия попадает в изоляцию из-за того, что происходит в нашей стране, из-за того, что четко не сформулирован национальный интерес, финансовые потоки обходят республику. Только небольшие ручейки, и то через международные финансовые институты, загонялись в нашу страну. И сейчас в еще большей степени минуют нас. Уже такой канал вырисовался: Россия, Таджикистан, Афганистан - небольшая линия. Еще одна - Китай, Казахстан - тоже мимо нас идет. Вторая проблема - транспортные коммуникации, они тоже нас обходят: железная дорога Алашанькоу - Актау, которую строят китайцы с казахами, Таджикистан будет строить железную и шоссейные дороги в Афганистан и т.д. И третье - это энергетическая проблема. Сколько бы мы ни говорили, вся энергетическая инфраструктура опять обходит Киргизию. Сейчас ключевую роль в Центральной Азии в этой сфере играет Таджикистан.

На Шанхайском саммите говорили о сенсациях, что мы теперь председатели и следующий саммит будет в Бишкеке. Но это пусть будет на совести журналистов, которые писали об этих сенсациях. Но главное, что не заметили наши журналисты, это то, что на этом же саммите было подписано соглашение между Таджикистаном и Китаем о строительстве ЛЭП-500 и ЛЭП-100 стоимостью 340 миллионов долларов. То есть все инфраструктурно важные вещи, которые могли бы способствовать не только развитию экономики, но и в целом инкорпорированности в мировую или хотя бы региональную экономику, начинают нас обходить. Вот что я имел в виду под изоляцией. Поэтому здесь абсолютно четко должен быть вычленен интерес, должно быть четкое понимание: в чем интерес? Ну а решение проблем, связанных с американцами, находится довольно легко.

Я много раз объяснял и представителям администрации, и представителям МИД, что попытка коммерциализировать проблему базы Ганси в принципе достойна уважения. Но это нужно делать аккуратно, без вмешательства каких-то других людей. На самом деле проблема Ганси и ее пребывания у нас зависит не от киргизского правительства - это нужно абсолютно четко понять. Эта проблема связана с ситуацией в Афганистане. Поэтому киргизский МИД может инициировать обсуждение ситуации в Афганистане на Совете безопасности. Вот как на Совбезе будет принято решение, от этого и будет зависеть судьба этой военной базы: ликвидировать либо оставлять, либо еще что-то делать".

Общество

"Русский жил, русский жив, русский будет жить?" - таким вопросом задается газета "Белый Пароход" и обнадеживает: "Русский язык в Киргизии ни коим образом не будет ущемляться. Напротив... По просьбам журналистов, министр юстиции Киргизии, член рабочей группы по разработке вариантов Конституции Киргизии Марат Кайыпов, на двух языках провозгласил: "Русскому языку присвоен статус языка межнационального общения и одновременно одного из международных языков в нашей стране". Большинство присутствующих усмотрело в этой формулировке принижение статуса русского языка, но члены рабочей группы парировали: во всем мире, мол, формулировки "официальный язык" и "государственный" синонимичны, вот и получается, что мы все это время противопоставляли киргизский и русский языки друг другу. Теперь же, по словам главы рабочей группы Азимбека Бекназарова, у русского языка в нашей республике самый что ни на есть правомочный статус. На этом, надеются реформаторы Конституции, все споры по этому вопросу будут прекращены".

Между тем, омбудсмен республики, касаясь языковой проблемы в Киргизии, предложил свой выход из сложившейся ситуации - правозащитник предлагает продвижение киргизского начать с представителей титульной нации. Подробно об инициативе омбудсмена рассказала "Моя Столица - Новости". "Что же предлагает омбудсмен? Ввести особые надбавки к заработной плате тех государственных служащих нетитульной национальности, которые владеют государственным языком. Между прочим, Турсунбай Бакир уулу собирается ввести систему поощрений в собственном аппарате уже в самое ближайшее время. Есть у акыйкатчы (правозащитник - прим. ИА REGNUM) еще одна идея. Он считает, что с первого января 2007 года делопроизводство на государственном языке нужно вводить в тех учреждениях, где 75 процентов коллектива составляют представители титульной нации. Так, убежден Т. Бакир уулу, можно избежать дискриминации по языковому признаку.

Главное внимание, по мнению омбудсмена, нужно уделить сейчас обучению киргизскому языку, и это первоочередная задача. Причем начинать надо с самих этнических киргизов, которые не знают родного языка. Смешно требовать глубоких лингвистических познаний от русскоязычных граждан, заметил главный правозащитник, когда их не наблюдается у представителей титульной нации. Развитию госязыка будет способствовать его изучение с первых классов во всех школах республики. К слову, примерно такую реформу образовательных программ предлагал провести в свое время еще известный политический и общественный деятель Исхак Раззаков. В общем, Турсунбай Бакир уулу убежден в том, что нужно действовать. В известном Указе "О программе развития государственного языка Киргизской Республики в 2000-2010 годах" в период с 2006 по 2010 г. был отмечен в качестве второго этапа внедрения госязыка. К сожалению, несмотря на то, что первый год второго этапа завершается, решение вопроса все еще остается на заднем плане. Хотя от этого зависит как минимум существование нации и безопасность государства. Сразу можно сказать, что многие киргизстанцы вряд ли примут на ура инициативы омбудсмена, особенно в части перевода делопроизводства на госязык. Впрочем, цифры скажут больше: по данным информагентств, за весь прошлый год на постоянное место жительства в Россию выехали 25 тысяч жителей республики, а в этом году заявления подали уже 60 тысяч человек. И дело тут не только в хромающей экономике Киргизии или отсутствии перспектив. Немалую роль в их решении уехать сыграли в том числе и разговоры о необходимости изучения государственного языка".

На прошедшей неделе министр образования, науки и молодежной политики Киргизии Досбол Нур уулу чистосердечно признал отсталость и низкую эффективность системы образования в деле подготовки специалистов. По словам чиновника, "отсутствие контроля над деятельностью вузов в период с 1992 по 2005 годы привело к неуправляемости системы высшего образования и безответственности со стороны руководителей учебных заведений в отношении качества предоставляемых образовательных услуг". "Многие учебные заведения страны имеют серьезные недостатки, в том числе низкий уровень подготовки профессорско-преподавательского состава и многочисленные нарушения санитарно-гигиенических норм", - цитирует чиновника "Белый Пароход" и интересуется: "Разве министерство образования могло закрыть глаза на такие существенные нарушения и не предпринять ряд радикальных мер? После проведения ведомственных проверок, были закрыты семь не отвечающих требованиям вузов и отозваны лицензии у 21 учебного заведения на подготовку студентов по 89 специальностям. Останавливаться на достигнутом Досбол Нур уулу не намерен. Он обращается к студентам, абитуриентам и их родителям с просьбой спасти систему обучения от коррупции и дать бой специалистам низкого уровня".

"Киргизия сильно изменилась нынешним летом, бросается в глаза мощное строительство частных пансионатов, чувствуется, что ваше правительство проделало колоссальную работу", - хвалебные отзывы узбекского туриста опубликовало государственное издание "Слово Кыргызстана" и этим не ограничивается, сообщая приятную для киргизстанцев новость - поток туристов из СНГ увеличился втрое, а то и вчетверо по сравнению с прошлым годом. "Исчезли длинные очереди на таможнях, многочасовые ожидания проверки документов. Есть результат межпограничных государственных соглашений. Если турист едет на Иссыккуль по путевке, не требуется никаких виз... Так отзывается о нашей республике Михаил Шамшидов, один из узбекских туристов, отдыхающий с семьей у нашего горного озера, как он сам признался, регулярно, каждое лето.

Гость из соседней страны считает, что инфраструктура курортной зоны достаточно развита, стражи порядка - милиция - народ не "напрягают", индустрия развлечений - на высоте: водные лыжи, парашютисты, прогулки на теплоходах, катерах, катание на лодках, катамаранах; даже рикши к услугам тех, кому не хочется топать до воды, как говорится, на своих двоих. Есть и изъяны в традиционном гостеприимстве киргизов. Низкий уровень обслуживания, плохой сервис, необязательность администраций пансионатов, здравниц, принимающих людей. "Бронируешь номера "люкс", приезжаешь, а их нет. Сколько денег уходит на междугородные телефонные переговоры! К тому же в час пик иссыккульцы больше озабочены тем, как заработать в короткий летний сезон, а не проблемами приезжих. Мол, нам не до вас, некогда, мы загружены. Людей, обслуживающих туристов, надо специально готовить, учить, - убежден Михаил. - Знаменитые курорты Болгарии, Турции добились успехов благодаря хорошо поставленному сервису".

Госсекретарь А. Мадумаров, находящийся в отпуске и параллельно продолжающий работать, внимательно выслушал туриста из Узбекистана. Несмотря на замечание, не мог скрыть радости. Увиденное на прибрежных пляжах превзошло все ожидания: пансионаты, дома отдыха заполнены, в выходные дни с трудом отыщешь свободные места. Поток туристов из СНГ увеличился втрое, а то и вчетверо по сравнению с прошлым годом. "У Киргизии есть будущее, перспективы нашей страны налицо", - заметил госсекретарь. - "Оправдались самые оптимистические прогнозы. А ведь находились скептики, которые не верили, что новая команда исполнительной власти в состоянии навести порядок, обеспечить безопасность и стабильность. Мы сделали первые шаги. Будем тесно работать с московским правительством, Свердловской областью Российской Федерации. Недавно посетивший аэропорт в Тамчи мэр Москвы Юрий Лужков мечтал привезти на Иссык-Куль школьников, спортсменов. Есть интересные проекты у туроператоров Китая, Южной Кореи, Турции. "Будучи еще вице-премьером, я хотел, чтобы развитием туризма - этой стратегической приоритетной отраслью экономики - занималось отдельное ведомство, что-то вроде Госкомитета по туризму. Сразу поднялся бы статус учреждения, полномочия расширились до членов правительства.

Госсекретарь заметил, что туризм по существу - часть национальной идеологии. Она не рождается на бумаге в тиши чиновничьих кабинетов, не создается по указанию сверху. Надо идти в народ, день за днем неустанно разъяснять проводимую политику, работать с населением, чтобы добиться всеобщей поддержки экономических реформ. Если турист не воспользовался твоим "гостиничным домом", не беда. Он может, скажем, отведать блюда национальной кухни, главное, чтобы он пришел в Киргизию. Иначе кому продашь выращенное на приусадебном участке? Соседу, что ли? Гаишник на посту вместо взятки положит деньги в общую казну, ему же государство сможет увеличить зарплату, а его престарелым родителям - повысить пенсии. А так - "срубил" свое и одним махом лишил соотечественников будущего. На родном, доступном языке надо объяснять преимущества, которые несет киргизстанцам развитие туристической отрасли. На месте шагающего по пляжу госсекретаря мог быть и губернатор Иссык-Кульской области, и аким. Встречаться лицом к лицу с туристами полезно, ибо от количества оставленных отдыхающими тенге, сумов, рублей, долларов, евро напрямую зависит подъем жизненного уровня населения, вверенных им территорий".

Отдыхают на Иссык -куле не только богатые и состоятельные туристы... дети сотрудников МВД России, погибших при исполнении служебного долга прилетели в Киргизию, для отдыха и реабилитации. Как стало известно "Моей Столице - Новости", "в международном аэропорту "Манас" их встречали представители МВД Киргизии". "Затем мальчишки и девчонки из России были отправлены на специально выделенном транспорте в сопровождении машин ГАИ в детский санаторий МВД "Дзержинец", расположенный на берегу Иссык-Куля. Гостей там уже ждали. По распоряжению министра МВД Мурата Суталинова подготовлена обширная развлекательная программа с тем, чтобы отдых на уникальном горном озере юным россиянам запомнился надолго", - пишет издание.