Сегодня, 18 августа, в Киргизии отмечается День военной авиации республики. В этот день воинская часть, правопреемницей которой стала Военно-воздушная база (ВВБ) Министерства обороны Киргизской Республики, отметит 46-летие со дня образования. Сегодня ВВБ объединила в себе три авиационные воинские части, передает корреспондентИА REGNUM.

Военная авиация республики берет начало с декабря 1941 года, когда на правительственном уровне было принято решение об эвакуации в глубокий тыл Одесской авиационной школы пилотов. 23 февраля 1941 года эвакуированная школа начала боевую учебу. С перебазированием школы пилотов во Фрунзе, на земле Киргизии и Казахстана началась учебно-летная подготовка курсантов. В течение января-апреля 1942 года была проделана огромная работа по подготовке материальной базы и созданию условий для нормальной работы училища.

3 января 1942 года произошло знаменательное событие - состоялся первый выпуск курсантов. Всего было выпущено 52 авиатора. Значителен вклад этого учебного заведения в копилку Победы. Военная школа пилотов подготовила около 1 500 летчиков. В августе 1945 года школа пилотов была переименована в Одесское военное училище летчиков истребительной авиации ПВО Красной Армии и до мая 1947 года готовила кадры для ПВО страны. С июня 1947 года это военное училище получило новое название - Фрунзенское военное авиационное училище летчиков ВВС СССР. Не прошло и десяти лет как на вооружение стали поступать реактивные боевые самолеты. Это потребовало от летчиков нового уровня обучения, новых знаний и навыков.

Одним из первых в ВВС СССР это учебное заведение приступило к подготовке авиационных кадров для вооруженных сил развивающихся стран. 20 декабря 1956 года во Фрунзе прибыла первая группа иностранных военнослужащих в количестве 15 человек. Уже через два года училище полностью переквалифицировалось для обучения иностранных летчиков. 6 августа 1959 года Фрунзенское военное авиационное училище летчиков было реорганизовано в 5 Центральные курсы по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров (5-е ЦК ПУАК). В период с 1957 по 1992 годы на этих курсах подготовлено 21 682 человека из 54 стран, по 110 авиационным специальностям, в том числе 5 698 летчиков, 749 штурманов, 469 офицеров боевого управления, 165 стрелков-радистов, 8 998 авиатехников и более 5 000 других специалистов. Многие из выпускников училища стали впоследствии видными политическими деятелями и военачальниками. Среди них: Хафез Асад - президент Сирии, Ахмед Хулен - командующий ВВС Йемена, Жоао Бернардо - командующий ВВС Мозамбика, маршал авиации Дельбах Синг - командующий ВВС Индии, индийские летчики-космонавты Гуракча, Р.Шарма и многие другие, в том числе практически весь руководящий летный состав ВВС в Конго, Анголе, Мали, Зимбабве, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Кубе и других.

После провозглашения независимости Киргизия в 1992 году приступила к созданию своих Вооруженных Сил. Под юрисдикцию были приняты все воинские части, в том числе и летные, расположенные на территории республики. Авиаторы участвовали в подготовке и проведении учений "Центразбат-1998", "Центразбат-1999", "Щит-2000", "Рубеж-2004", "Рубеж-2005". В августе 1999 года, с началом баткенских военных кампаний, ВВБ МО КР в полном составе перешла на казарменное положение. Летчики были задействованы в локализации действий бандформирований. В боях с международными бандформированиями принимали участие все экипажи шести вертолетов Ми-8МТВ, двух самолетов Л-39, транспортных самолетов Ан-26 и Ан-12. События в Баткене и Чон-Алае показали способность авиации выполнять поставленные задачи в экстремальных условиях, с отличным качеством. Самолеты и вертолеты помимо бомбометания и обстрела боевиков из неуправляемых реактивных снарядов успешно выполняли разведку погоды и местности.