Возможности транзита китайских товаров через Латвию и поиск новых транзитных партнёров - такова была одна из главных тем переговоров во время визита в Китай парламентской делегации Латвии. Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказал член делегации, секретарь комиссии Сейма по национальной безопасности Андрей Клементьев (объединение "Центр согласия"). Напомним, парламентарии во главе со спикером Сейма Игридой Удре (Союз "зелёных" и крестьян) находились в Китае с 13 по 19 августа по приглашению председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики (КНР) У Банго (Wu Bangguo).

По словам Клементьева, делегация состояла, как из политиков, так и представителей бизнеса, которые встречались с руководством торговых палат Китая. "Прежде всего, нас интересовало развитие транзита, - пояснил он. - Сейчас много говорится о возобновлении шёлкового пути, и мы заинтересованы в том, чтобы привлечь китайские товары непосредственно на перевалку в наши порты - это было главной темой во время встреч и с представителями группы по межпарламентскому сотрудничеству Китай-Латвия, и с представителями местных самоуправлений - мы побывали в трёх городах. По большому счёту Китай интересует эта тема. Их также интересует сотрудничество с Казахстаном и Российской Федерацией по дороге".

По свидетельству Клементьева, транзит китайской продукции имеет хорошие перспективы: "Китай занимает лидирующую позицию в производстве ряда товаров, и все заинтересованы заниматься их обслуживанием. Они нам показали свои индустриальные парки, показали бизнес подход к работе с Европой на заказы. Впечатляет. В ближайшие годы значительная часть лёгкой промышленности скорей всего переедет в Китай. Причём он всегда найдёт путь транспортировки своих товаров, в свою очередь мы заинтересованы вывести это всё на себя. Например, во время визита мы видели новые производства лёгкой промышленности и электроники как раз мировых и европейских брендов, которые реализуются непосредственно в Китае. Получается, что возвращение этого продукта в ту же Европу проходит через какие-то другие пути - не через нас. В наших интересах, чтобы этот транзит проходил через Латвию. Естественно, мы не можем потреблять сами то количество товара, которое желал бы сюда поставить Китай, но нам хотелось бы, чтобы китайцы протаскивали свой товар и сбывали непосредственно через латвийскую территорию".

Клементьев также обращает внимание на высокие темпы развития КНР: "Это моя вторая поездка в Китай: первый раз я там был два года тому назад. И если даже то, что нам показывали тогда, уже удивляло, то сегодня они ушли гораздо дальше. Очень большие средства китайцы вкладывают в образование. У них высокое качество дорог, много внимания уделяют инфраструктуре. Очень большой комплекс жилищного строительства. Естественно чудо Китая - это индустриальные парки с полностью завершённым циклом условно "в одном ангаре": от получения материала до готовой упакованной продукции. При этом серьёзный подход к социальному обеспечению работников: рядом и гостиницы, и общежития, чётко отработана система обучения и т.д. В любом случае, европейцы уже давно оценили то, что Китай может готовить не только качественные подделки, но и оригинальный продукт. И вещи, которые поступают на рынки Европы и Америки, даже с европейским именем - чаще всего произведены в Китае. Это касается и техники и одежды. Они ещё пытаются поднять автомобильную промышленность, но в этих двух областях, я думаю, в Европе им равных нет". По словам Клементьева, в ходе визита латвийская сторона пригласила спикера парламента Китая и министра иностранных дел посетить Латвию с ответным визитом. Оба дали своё согласие, а глава МИД обещал приехать уже в ближайшие месяцы.