В среду, 23 августа покойному президенту Чечни Ахмаду Кадырову исполнилось бы 55 лет. В этот день корреспондент ИА REGNUM попросил экспертов по Северному Кавказу оценить роль, которую Кадыров сыграл в истории Чечни. Публикуем ниже некоторые из комментариев.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль:

Москва сделала ставку на Ахмада Кадырова, потому что в то время это была единственная фигура, сумевшая убедить ряд полевых командиров, что свободу Чечни реальнее достигнуть с ним, чем с Джохаром Дудаевым и Зелимханом Яндарбиевым. Его все знали как религиозного деятеля, который свою судьбу связал с дудаевским проектом независимости. И Кремль сделал ставку на Кадырова совершенно сознательно. Не думаю, что если бы он не погиб, были существенные отличия в развитии ситуации в Чечне. Механизм, запущенный им, сегодня работает четко. Хотя нужно отметить, что харизматика чеченских событий, свойственная Ахмаду Кадырову, после его гибели в некоторой степени утрачена.

Председатель комитета "Гражданское действие", член совета правозащитного центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина:

Ставка на Ахмада Кадырова была сделана по двум причинам. С одной стороны, Кадыров был достаточно влиятельным человеком внутри Чечни. С другой - активно демонстрировал, что свободен от некоторых запретов и сможет действовать такими методами, которые заставят Чечню признать себя республикой в составе России. Что было бы, если Кадыров не погиб? Возможно, ситуация в Чечне была бы сегодня другой. Ведь Ахмад Кадыров всегда сохранял достаточную степень самостоятельности, в полной мере марионеткой назвать его было нельзя. Я встречалась с Кадыровым незадолго до его гибели. Он говорил опасные вещи. К примеру, собирался добиться от Москвы полного контроля над нефтяным комплексом, хотел, чтобы все деньги от продажи чеченской нефти оставались в Чечне. Говорил так же о намерении присоединить к Чечне некоторые районы Ингушетии. В уничижительном тоне отзывался о лидерах некоторых соседних республик. То есть Кадыров не вел себя как дипломат. Декларируя единство Чечни с Россией, Кадыров преследовал свои цели, неподконтрольные Кремлю.