Накануне двухлетней годовщины трагедии в Беслане, унесшей жизни 333 человек, большая часть из которых дети, Кавказская редакция ИА REGNUM проводит собственную акцию в память о погибших. Наши корреспонденты во всех республиках региона наблюдают и собирают информацию о том, как обеспечивается охрана главных объектов жизнеобеспечения. В эти дни силовые и правоохранительные структуры в регионах Юга России переведены на усиленный режим несения службы. Как это происходит на деле, и помогают ли эти меры людям чувствовать себя в безопасности? Об этом серия репортажей наших корреспондентов, которую открывает путевая заметка шеф-редактора Кавказской редакции Фатимы Тлисовой.

Федеральная автодорога "Кавказ" тянется на тысячи километров от Ростова до Баку. Это основная трасса, по которой передвигаются грузовые и пассажирские автомобили на юге России. Для безопасности на дороге выставлены блок-посты - по два на каждой административной границе между республиками, областями и краями. Внешне большинство блок-постов выглядят как настоящие военные базы. Они наглухо закрыты, над заборами колючая проволока, за постами - БТР, а узенькие щели вместо окон больше похожи на дзоты для пулеметчиков. Чтобы ездить по этой дороге, нужно иметь крепкие нервы и много мелких денег - для взяток российской милиции. Служба на таком посту - прибыльный бизнес.

На подъезде к административной границе Кабардино-Балкарии и Ставропольского края километровые пробки - в августе на Кавказе спецслужбы переведены на усиленный режим безопасности. Для водителей это значит - взятки вырастут. Еду в командировку из Нальчика в Карачаевск - городок на юге Карачаево-Черкесии километрах в 50 к северу от границы с Грузией. Вместе со мной в мини-автобусе еще четырнадцать пассажиров. Нас останавливают на каждом посту. К окну водителя подходит милиционер, они здороваются за руку, и мы едем дальше. "Еще полтинник (50 рублей)", - комментирует со вздохом наш водитель. Так мы проезжаем все блок-посты.

Меры профилактики терроризма в южных регионах России специфические - нет специально обученных собак, нет каких-либо намеков на технические средства обнаружения оружия и взрывчатки - только опытный глаз бдительного милиционера. И ни разу ни один сотрудник не заглянул внутрь нашего автобуса: получил свои деньги - и плевать, что там внутри.

Расценки на разные виды транспорта тоже разные. Пока стоим в очереди, наблюдаем такую картину. Тяжело груженый "КАМАЗ" с прицепом и кабардино-балкарскими номерами останавливает милиционер в погонах полковника. Водитель выходит и, не скрываясь, протягивает полковнику пачку тысячерублевых купюр. Милиционер с опаской смотрит по сторонам, не решаясь открыто брать взятку. Кабардинец отпускает руку, и купюры рассыпаются у колес "КАМАЗа". Фура уезжает, а российский полковник остается собирать из пыли рассыпавшиеся деньги (не байка и не анекдот).

"Я бы доехал и до Москвы, но мне не хватило денег для взяток милиции", - говорил покойный лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев после захвата больницы в Буденовске (город в Ставропольском крае, где в 1995 году группа Басаева захватила в заложники всех больных и персонал местной больницы - 130 жертв). В Беслан люди Басаева проехали так же без проблем, как и в Буденовск. В результате захвата школы там в сентябре 2004 года погибли 333 заложника, большинство из них дети. Накануне второй годовщины теракта в Беслане российские дороги снова на усиленном режиме - милиция снова снимает богатый урожай борьбы с терроризмом.

Обратно из Карачаевска в Нальчик еду уже на такси другой дорогой - жалко терять время в пробках на блокпостах. Дорога идет по живописному горному перевалу. Здесь хороший асфальт и оживленное движение. Это не федеральная трасса "Кавказ", здесь вместо взятки можно получить пулю. И на этой дороге нет ни одного блокпоста.