Расим Мусабеков - независимый азербайджанский политолог

ИА REGNUM: Г-н Мусабеков, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние азербайджанского общества? Не наблюдается ли некоторая стагнация?

Парламентские выборы остались позади, до президентских - еще 2 года. На последних выборах в Милли меджлис оппозиция израсходовала свои последние финансовые ресурсы. Понятно, что этого оказалось мало, власть противопоставила этим средствам куда большие и, задействовав вдобавок огромный административный ресурс, провела своих выдвиженцев на большинство депутатских мест. Сопротивление оппозиционных сил, требующих пересмотреть итоги выборов, было окончательно подавлено 26 ноября прошлого года. Поэтому тех сил, что остались у разбитой оппозиции, хватает только на поддержание сопротивляемости гражданского общества. Но на то, чтобы сделать какой-то бросок вперед, нет ресурсов. С учетом того, что на власти проливается нефтяной дождь, они могут не просто делать популистские заявления, но и, тратя немалые деньги, претворять какую-то их часть в жизнь. Это, естественно, отбивает у значительной части населения охоту протестовать. Она думает о том, чтобы подставить под золотой дождь, если не таз, то хотя бы горсть.

ИА REGNUM: Не получается ли в свете сказанного вами, что оставшись без поддержки народа, оппозиция постепенно деградирует и рискует превратиться в бутафорскую?

Нет, зачем же так резко. Бутафорская оппозиция - в Узбекистане. Азербайджанская оппозиция - вполне реальная. Даже если просуммировать те голоса, которые набрали оппозиционные кандидаты во время прошлогодних парламентских выборов, то наберется не менее 20-25%. А если принять во внимание фальсификационную составляющую выборов, то количество набранных оппозиционерами голосов еще больше. Поэтому утверждение, что она не пользуется поддержкой в народе, несправедливо. Другое дело, что этой поддержки недостаточно, чтобы на равных конкурировать с властью. Тут имеет место не бутафорство, а отсутствие ресурсов - идейных, финансовых и административных - я имею в виду отсутствие представительства в местном самоуправлении. Мы видим, что оппозиция, возникшая в последние годы существования СССР, уже стерта с политической карты. Где сегодня "РУХ", "Круглый стол Грузии", АОД, народные фронты России и стран Прибалтики? На политической сцене их уже нет! Поэтому, давайте будем справедливы в отношении к азербайджанской оппозиции, которая смогла выстоять и продолжить борьбу.

ИА REGNUM: В указанных вами странах старую оппозицию вытеснила новая, более дееспособная...

Да, но там нет нефти и других ресурсов, каковые имеются у азербайджанской власти.

ИА REGNUM: Итак, когда-то в Азербайджане была самая сильная оппозиция среди стран СНГ, а сейчас - самая сильная власть?

Власти других стран для того, чтобы привлекать больше инвестиций, выпрашивать и получать разные кредиты, вынуждены больше прогибаться. Возьмем Россию. При Ельцине российская власть прогибалась перед Западом. При Путине цены на нефть стали расти, в стране появились огромные деньги, и новая власть стала дуть щеки. Здесь происходит то же самое. Ну, кое-как продержались, пока не было большой нефти. Теперь она пошла, да и цены на нее подскочили, то есть отпала необходимость особенно сильно прогибаться перед Западом. Напротив, геополитический интерес, с одной стороны, и нефтяной - с другой вынуждает Запад стремиться к поддержанию в Азербайджане стабильности, оставляя демократию на втором плане. Поэтому главная задача оппозиции сегодня - держать демократический фланг, сохранять возможность построения по-настоящему демократического государства, и она с ней справляется. Да, иные представители оппозиции высказываются слишком резко и даже проявляют невоспитанность. Но их действия дают возможность многим взвешенным людям занимать критическую позицию. Если бы не было такой оппозиции, хотел бы я посмотреть, как некоторые наши интеллигенты позволили бы себе так свободно рассуждать о власти! Оппозиция сейчас выполняет функции, которые, хоть и не приносят ей дивидендов, но очень важны доля общества. Итак, фланг, который держит оппозиция, позволяет высказываться нынешним и является питательной почвой для будущих, ресурсных критиков режима, и сохраняет возможность демократической эволюции в Азербайджане.

ИА REGNUM: Но все-таки главная цель деятельности любой политической организации - прийти к власти и реализовать свою программу. Почему, в таком случае, азербайджанская оппозиция не раскручивает хотя бы дело банды Гаджи Мамедова - одного из самых высокопоставленных офицеров МВД, который 10 лет не появлялся на работе, занимался похищениями и убийствами людей, делился планами преступлений и полученными деньгами со своим шефом, генералом Закиром Насировым. Это же для нее дар небес?

А что оппозиция может сделать? Власти сами же разоблачили эту преступную группу и предали ее суду. Или другой момент: глава банды говорит, что убийство главного редактора журнала "Монитор" Эльмара Гусейнова ему заказал экс-министр, который обвиняется в коррумпированности и подготовке госпереворота. Заказал или нет - покажет будущее, но что должна делать оппозиция? Требовать отставки министра внутренних дел Рамиля Усубова? Но этим и без нее занимаются некоторые газеты. Давайте на минуту представим себе, что оппозиция организовывает митинг с требованием отставки главы МВД. Какие-то люди действительно соберутся, но это будет, большей частью, сценарий не самой оппозиции, а каких-то заинтересованной в уходе Усубова внутривластных сил. Мне кажется, что это их игра, вот пусть сами и банкуют.

ИА REGNUM: Не получается ли, что любой активный шаг оппозиции на руку тем или иным группам власти?

Может быть. Возвращаясь к делу Гаджи Мамедова, хочу предположить другое. Если бы все данные говорили о том, что Гаджи - похититель и убийца людей, и при этом он не был бы арестован и продолжал бы разгуливать на свободе, то, наверное, могли иметь место какие-то действия оппозиции, в том числе и митинги. Но сегодня - он разоблачен и арестован представителями власти. Правда, это не снимает с них ответственности за то, что он 10 лет действовал буквально у них перед носом, но давайте не спешить с окончательными выводами и лучше посмотрим, что еще интересного для общества, в том числе и оппозиции, выявится на его процессе.