По заключению ряда экспертных организаций (1), наиболее существенный экономический рост последних лет на постсоветском пространстве был зафиксирован в Казахстане. Локомотивом роста стала нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая индустрия. Менее заметна роль цветной и черной металлургии, и иной сырьевой промышленности. В общей структуре экономического роста совокупная доля участия вышеуказанных отраслей составляет по разным оценкам от 60% до 90%. Само по себе данное явление (когда рост экономики государства обусловлен ростом в сырьевой промышленности), не является пагубным, однако обязывает государство быть чрезвычайно внимательным при общественном перераспределении доходов от этих отраслей.

Относительно Казахстана вопрос общественного перераспределения доходов имеет особое значение, обусловленное наличием уникального, но анахронистичного механизма социально- политической и экономической организации казахской народности, коей являются Жузы - родоплеменные союзы. Принадлежность к тому или иному родоплеменному объединению, приверженность адатам, а также номинально узаконенный принцип местничества, способствуют аккумулированию и распределению в пределах своего родоплеменного объединения значительных долей дохода от того или иного вида деятельности. То есть принципы общественного перераспределения доходов оказываются в корне подавленными. При этом ни одна из известных моделей управления сырьевыми доходами на материале казахстанской действительности в полной мере не реализуется. Речь идет о локализации большей части сырьевых доходов в специальных фондах, как, например, в России и Норвегии, а также об активном расходовании этих средств на социальные нужды, на выплаты специальных премий населению, как, например, в ОАЭ. Иная методика распоряжения доходами заключается в активном инвестировании в иные отрасли экономики, например, в туристическую индустрию и гостиничный бизнес, по образу и подобию Иордании, Омана, тех же ОАЭ. Уместно вспомнить и пример Малайзии, которой нефтяные доходы помогли создать и развить электронную промышленность и автомобилестроение.

Бегство капитала и параллельно этому поток средств, хлынувший на внутренние рынки, стали экономическим следствием "казахстанского" подхода к вопросу общественного перераспределения доходов. Значительный рост цен на потребительские товары, критический рост цен на недвижимость, ажиотажный спрос на предметы роскоши обусловили так называемый "перегрев" экономики, который характеризуется кратной переоценкой стоимости тех или иных товаров и услуг.

Финансовые аспекты. Интенсивный приток валютной выручки в страну обусловил искусственное укрепление национальной валюты, тенге, что сделало невыгодным вложения в долгосрочные проекты в не сырьевых отраслях экономики. Кроме того, национальная валюта примерно на 80% своей стоимости обеспечивается за счет продукции, произведенной в сырьевом секторе, которая далее реализуется за иностранную валюту, что в последующем приводит к осуществлению объемных операций по конвертации. В свою очередь, растущая за счет притока валютной выручки денежная масса, требует постоянной эмиссии национальной валюты. В случае, если стоимость основной экспортоориентированной продукции существенно снизится, национальная валюта окажется необеспеченной, что напрямую приведет к ее девальвации. Девальвация тенге также может произойти в случае недополучения бюджетом запланированных доходов по причине их изъятия на не афишируемые нужды.

Другой показатель - это размер внешнего долга РК, который составлял по состоянию на 2005 год 74% (2) от размера ВВП в том же 2005 году. Колоссальный объем внешнего долга РК аккумулирован по большей части за счет проведения безответственной финансовой политики государства в тяжелый для экономики Казахстана период начала девяностых. На сегодняшний день, растущая часть внешнего долга РК состоит из заимствований, которые совершаются казахстанскими компаниями и банками в течение последних трех - пяти лет, считающихся благоприятными для экономики РК. Рисковость этих заимствований, обусловлена адресностью вложений в сырьевые отрасли экономики, преимущественно, в нефтедобывающую промышленность. Поэтому, в случае снижения конъюнктуры мировых нефтяных рынков, а соответственно и снижения цены на производимую продукцию, возникнет ситуация, когда заимствования возвращать будет либо крайне трудно, либо невозможно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что действующие в настоящее время принципы кредитования Казахстана, а именно вложения в сырьевую промышленность выгодны кредиторам, но не выгодны Казахстану. Во первых, кредиты практически в полном объеме, как говорилось выше, направляются в нефтедобывающую отрасль, наращивая таким образом объемы производства, а следовательно и экспорта нефти за рубеж. Во вторых, в случае отказа от уплаты долгов (например, по причине обесценивания основного экспортного продукта - нефти, и как следствие девальвации тенге), кредиторы не только оставляют за собой контроль над нефтяными потоками, но и приобретают исключительные возможности по контролю над всем финансово - экономическим пространством государства.

Социальным последствием функционирования особого казахстанского механизма распределения доходов является модель, согласно которой одни общественные группы пользуются благами, в то время как другие группы в силу ряда факторов, (например, в силу отсутствия принадлежности к родоплеменным объединениям), оказываются частично или полностью проигнорированными государством. Закономерный результат - все углубляющееся социальное расслоение и конфликтогенность, которые оставляют обделенным социальным группам весьма узкое пространство для маневра: либо покинуть территорию РК, либо смириться с существующим положением, (например, с тем, что дети и внуки не имеют возможности заплатить за обучение в ВУЗе). Таким образом, происходит необратимый социальный процесс феодализации (трайбализации), когда часть населения оказывается отчужденной от полноценного участия в общественно-экономической и культурно-политической жизни государства по причине собственной бедности. В то же время нарождающаяся элита оказывается пока неспособной в силу ментального фактора заполнить брешь, в первую очередь, в кадровой, культурной и научной жизни государства. Более того, представители этой социальной группы демонстрируют поведение, результатом которого, скорее всего, станет ее абсорбация в рамках страты, чрезмерно отвлеченной от проблем остального общества. Вследствие этого можно предположить существенный рост недовольства населения вкупе с аккумулированием так называемых революционных (бунтарских) настроений в обществе, сдерживаемых, возможно, даже силой. Такое положение, вероятно, и гармонирует с трайбалистической концепцией, однако диссонирует со стремлением Казахстана интегрироваться в мировое социально-экономическое пространство.

(1) Светлана Цалик. Каспийские нефтяные доходы: кто окажется в выигрыше? г.Алматы, 2004.Участник проекта "Открытое общество"

(2) Отдельные макроэкономические показатели развития Республики Казахстан (13.07.2006, посольство РБ в РК)

Материал предложен к публикации ИА REGNUM Экспертным Советом ЦСиМИ "SOCIUM".