Прокомментировать основные параметры бюджета Украины на 2007 год корреспондент ИА REGNUM попросил экономического эксперта, аналитика Центра социально-экономических исследований CASE Украина Инну Голоднюк.

ИА REGNUM: 30 августа министр финансов Украины Николай Азаров озвучил проект закона о госбюджете Украины на 2007 год - основные направления и его ключевые параметры. Как бы вы могли прокомментировать эти цифры?

Предложенные господином Азаровым основные аспекты запланированного бюджета 2007 имеют ряд, казалось бы, позитивных инициатив. Однако в такой редакции предложенный "...переход на инвестиционно-инновационную модель развития Украины" никак нельзя оценить позитивно.

Первый вице-премьер предлагает снизить налоговое давление до 30%. Бесспорно, такой шаг является позитивным, однако снижение давления с помощью возвращения налоговых льгот (а именно это подразумевается под снижением давления) принесет больше вреда, чем пользы для экономики. Фактически льготы были актуальны в период спада в экономике, когда нужно было дать первоначальный толчок предприятиям к развитию. На данном же этапе налоговые льготы оказывают негативное влияние на "желание" платить налоги для честных налогоплательщиков, искривляют систему стимулов в экономике и, в условиях коррупционного общества, создают громадную "лазейку" для уклонения от налогов. Кроме того, социальные обязательства правительства на уровне около 35% ВВП, то есть, когда заявляется о снижении уровня перераспределения, то нужно сразу же объяснить, за счет каких средств будет покрываться громадный дефицит пенсионного фонда, расходы на медицину, образование и т.д. Словом, нужно очень осторожно относиться к инициативам снижения уровня перераспределения без комплексных реформ в налоговой сфере, пенсионной реформы, реформы здравоохранения и т.д.

Вызывает вопрос, каким образом бюджет был разработан при учете цены 135 долларов за 1000 куб. м. за импортный газ. Напомним, бюджет разрабатывается на основе прогнозов Министерства экономики (процедура утверждена законодательно). Фактически для корректной оценки последствий роста цены на газ до 135 долларов на экономическую систему Минэкономики должно пересмотреть свои прогнозы. Однако пересмотра не было, а бюджет каким-то образом "учитывает" рост одного из ключевых факторов роста экономики.

ИА REGNUM? Вы оценили налоговые льготы как "лазейку" для уклонения от налогов. Как же быть с проектом свободных экономических зон (СЭЗ)?

Если мы говорим о налоговых льготах в любом виде (для СЭЗ или для отдельного предприятия), то, наверное, нужно четко осознать причину, - для чего эти льготы предоставляются. Давайте вспомним, что льготы применяются только в случае необходимости, для стимуляции развития депрессивных регионов (в случае с СЭЗ) или депрессивных на данный момент, но перспективных предприятий. На Украине пик предоставления налоговых льгот как раз приходится на период преодоления экономического спада. Надо отметить, что на тот момент предоставление льгот для предприятий и зон - это был прогрессивный шаг. Однако экономика развивается и, фактически в новых условиях массовые льготы ни к чему хорошему не приводят, кроме как к массовому уклонению от уплаты налогов.

По сути уже с 2000 г. экономика показывает устойчивые темпы роста, а доля прибыльных предприятий постоянно увеличивается. Однако предприятиям трудно отказываться от "комфорта" налоговых льгот, хотя превалирующая масса экономических агентов в льготных условиях уже не нуждается. Если быть точным, то предприятие, которое не может получать прибыль в растущей экономике, наверное, не оправдывает своего существования с экономической точки зрения, и этому предприятию пора менять неэффективного собственника на более прогрессивного.

ИА REGNUM: Какой конкретно негатив для экономики Украины несёт проект возобновления СЭЗ?

В новых условиях налоговые льготы играют негативную роль (кроме потерь бюджетных поступлений). Они создают неравные условия для конкуренции! "Льготникам" не нужно думать, как улучшать свою продукцию, государство им дало значительную "фору" и, для порядочных производителей нужно будет изрядно попотеть, чтобы получать такие же ресурсы, как получают "льготники".

Ну и немаловажно, никакое ВТО Украине не светит, если в стране существуют такого рода субсидирование. Членство в ВТО предполагает, что все производители равны перед покупателями, которые голосуют за качественный товар своими денежными знаками.

Нужно отдельно остановиться на злоупотреблениях. Грубо говоря, налоговые льготы для СЭЗ лежали в основе широкомасштабного уклонения для налогов. В частности, пресловутое незаконное возмещение НДС не могло существовать в таких масштабах без льгот для СЭЗ. По сути из большинства предприятий, которые работали в СЭЗ за льготными схемами, только единицы занимались работали по сути, а не занимались уклонением от налогов.

Особо нужно обратить внимание на такое следствие налоговых льгот, как, назовем это "нежеланием" платить налоги, у остальных экономических агентов. Если обыкновенный плательщик в Украине знает, что существуют льготы для одних категорий (как правило, льготы раздаются не совсем оправданно), то возникает сильное желание тоже правдами- неправдами уклоняться от уплаты налогов. Во всем мире дестимулирующая роль налоговых льгот для всех плательщиков приводит к большим проблемам относительно осознания гражданами "честности игры". Грубо говоря, звучит это так: если другие не платят, почему я должен платить.

Существует мнение, что льготы для СЭЗ существуют во всем мире. Однако нигде в мире таких масштабов и так безосновательно льготы не предоставлялись. Так что на данный аргумент можно ответить так - название такое же, как и у всех, а суть процессов совсем другая.