Сегодня, 1 сентября, бывший министр хозяйства Литвы, председатель Рабочей Партии Кястутис Даукшис провел в Сейме Литвы пресс-конференцию, на которой выразил озабоченность по поводу продвижения сделки по продаже нефтеперерабатывающего предприятия Mazeikiu Nafta польскому концерну PNK Orlen, сообщает корреспондент ИА REGNUM. "Я не хотел сегодня рассказывать вам, какая это неплохая сделка (Mazeikiu Nafta и PNK Orlen - прим. ИА REGNUM), сколько Литва от этого выиграет, что эти два с копейками миллиарда литов на самом деле значимая сумма, - сказал журналистам Даукшис. - И я бы об этом не рассказывал, но скажу: из-за последних событий с трубопроводом "Дружба", судебных процессов, которые идут против руководителей "ЮКОСа" - не хочу сказать, что это политика руководства России, но, видимо, это политика тех концернов, которые имеют связь с властями России. Ближайшие месяцы покажут политику России, и мы должны понимать, что если этот договор будет остановлен, то это будет означать, фактически, переход Mazeikiu Nafta к какой-либо российской компании. Сейчас дела идут по двум направлениям. С одной стороны - юридические споры, для того чтобы перенять контроль (над Mazeikiu Nafta - прим. ИА REGNUM) у "ЮКОС International" и таким образом остановить договор (с PNK Orlen - прим. ИА REGNUM), с другой стороны - то же самое делается и с польским концерном PNK Orlen, учитывая угрозы прекращения поставок нефти на Mazeikiu Nafta".

Кястутис Даукщис назвал странным поведение правительства Литвы во всей этой ситуации. По его мнению, надо прилагать больше усилий, чтобы сделка с PNK Orlen закончилась успешно. Он считает, что правительство Литвы не сильно старается, чтобы договор был закончен, а PNK Orlen получили согласие от комиссии Евросоюза. Лидер Рабочей Партии подчеркнул, что не считает, что правительство Литвы должно как-то влиять на Евросоюз, но должно договориться с правительством Польши и с PNK Orlen и вместе выразить озабоченность по поводу продвижения сделки. "Конечно, интересный вариант, о котором было упомянуто, о ремонте железной дороги (в Калининградскую область - ИА REGNUM), но я не думаю, что сейчас самый удачный момент для экономической войны с Россией. Хотя эту мысль можно считать очень интересной", - сказал Даукшис.

На вопрос журналистов, почему вообще нельзя было национализировать Mazeikiu Nafta, Даукшис ответил, что такие мысли были во время процесса подготовки продажи, но, продавая завод полякам, Литва "выигрывает сразу по трем направлениям". Во-первых, будет обеспечена энергетическая безопасность, во-вторых, столько денег, сколько предложила польская сторона, больше никто не предложил, а в-третьих, с продажей завода польскому концерну начнет реально действовать энергетическая стратегия Евросоюза. На вопрос, какая компания могла бы перенять управление Mazeikiu Nafta, если сделка все же сорвется, Кястутис Даукшис ответил, что реально сейчас есть два игрока - это российские "Роснефть" и "Лукойл".

Напомним, что 29 июля из-за аварии на нефтепроводе на территории РФ между Брянском и Новополоцком на нефтеперерабатывающее предприятие Mazeikiu Nafta перестала поступать нефть, а ранее, 25 мая, компания "ЮКОС" достигла договоренности с польским концерном PKN Orlen о продаже принадлежащего ей пакета акций (54%) Mazeikiu nafta за 1,425 млрд. долларов. В июне 2006 года PKN Orlen выкупило 30,66% акций, принадлежащих правительству Литвы, за 880 млн. долларов. В течение пяти лет правительство также намерено продать польской компании остальные 10% контролируемых им акций за 278 млн. долларов. 9 августа, вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев заявил, что в настоящее время российская компания выдала техническое задание на проведение независимой экспертизы состояния магистрального нефтепровода. В зависимости от выводов экспертов трубопроводная компания будет принимать решение о капремонте либо о строительстве новой магистрали. Когда это решение может быть принято, Григорьев сообщить затруднился. Некоторые политические силы в Литве предположили, что Россия пытается оказать давление на Литву, пытаясь сорвать сделку между поляками и правительством Литвы. После этого появилось сообщение, что Литва может начать ремонт железной дороги в Калининград, и ограничить транзит россиян и военных из Калининградской области в Россию.

В свою очередь, представители Калининградской железной дороги усомнились в вероятности закрытия транзита через Литву. "Никто не будет торговать калининградским транзитом, поэтому информацию о возможном ограничении транзита я считаю крайне сомнительной", - заявил корреспонденту ИА REGNUM официальный представитель Калининградской железной дороги, комментируя сообщения литовских СМИ о намерении Литвы ограничить транзит калининградцев по железной дороге. По словам представителя КЖД, "калининградскому железнодорожному транзиту Евросоюзом дана высокая оценка как идеальному варианту, который ни разу не поставил в неудобное положение ни Россию, ни Литву". Как сообщили ИА REGNUM 31 августа в пресс-службе Министерства природных ресурсов РФ, из-за серьезности поломки ремонт на нефтепроводе "Дружба" начнется не раньше 2007 года.