Государственная комиссия после испытания приняла сухое хранилище для отработавшего ядерного топлива с атомных ледоколов, построенное по российско-британскому проекту на предприятии "Атомфлот". Участники проекта - английская компания "Краун Эйджентс", Мурманское морское пароходство и ФГУП "Атомфлот". Ярко синее здание на берегу Кольского залива, напичканное датчиками и камерами слежения, это и есть первое и единственное пока в России, сухое хранилище для отработавшего ядерного топлива атомного ледокольного флота, передает ГТРК "Мурман".

Береговой комплекс - продукт российско-британского сотрудничества в области ядерной безопасности по глобальному партнерству. Рассчитан он на 50 лет и снабжен самыми современными технологиями, надежно защищен от пожаров, террористов и падения самолетов. Упрятанное в специальный контейнер ТУК-120 отработавшее ядерное топливо попадет с плавучего хранилища технической базы "Лотта" через ворота в зал со шлюзовой защитой. Здесь контейнер нагревается, сушится, чтобы избежать накопления воды, заполняется инертным газом. Оборудование - российское, подрядчик - трест "Апатитстрой", работавший на Кольской атомной станции. Обслуживать комплекс будут всего пять человек, прошедшие обучение техники "Атомфлота". В августе уже проведены все необходимые, как говорят инженеры, холодные и горячие испытания, доказавшие безопасность технологии.

Скорость заполнения каньона зависит от быстроты действий специалистов Мурманского морского пароходства, работающих на плавтехбазе "Лотта", где до сих пор находится 14 активных зон с урано-циркониевым топливом. Технологии его переработки нет, но зато есть надежда, что за 50 лет хранения ТУКов она все-таки появится. Жизнь заставит. Сумели же семь лет назад атомщики пароходства, чтобы решить проблему, изобрести собственное ноу-хау - станок двухъярусного хранения топлива. Торжественная церемония открытия берегового хранилища состоится в конце сентября. Британскую сторону будет представлять принц Майкл Кентский.