"Бюджет примут "по понятиям".

("Красноярский рабочий", 08.09.06, Эрих Пырх)

Вчера на заседании совета губернаторов края, Таймыра и Эвенкии обсуждались последние шаги по объединению трёх субъектов Федерации. Особых дискуссий не было - большую часть узких мест удалось "расшить" в рабочем порядке. И всё же, как выяснилось, органам власти придётся ещё немало потрудиться над тем, чтобы выполнить нелёгкую задачу по созданию Большого Красноярья. Неправы те, кто думает, что слияние трёх субъектов РФ - чистая формальность. Как отметил Александр Хлопонин, это только кажется, что 1 января 2007 года ничего особенного не произойдёт. Сегодняшние недоработки могут завтра обернуться целой кучей проблем, от которых будут страдать не только власть имущие, но и многие жители объединённого края. Наглядный тому пример - неувязки с реформированием территориальных органов федерального подчинения. Всего таких подразделений насчитывается 52, 16 из них всё ещё не реорганизованы, в их числе 4 проблемных (структуры МЧС, казначейства и другие). Такую оценку дал главный федеральный инспектор по краю, Таймыру и Эвенкии Николай Худых. По его мнению, некоторые руководители не осознали всю важность своевременного реформирования. Северяне уже жалуются на недоступность налоговых органов, ветеринарной службы. В Эвенкии, например, под вопросом выделение лесных участков - расстояния там такие, что за документами не наездишься.

Пожалуй, самый сложный вопрос - реорганизация судебной системы. Оптимального решения пока не найдено. Председатель ЗС Александр Усс сообщил о предложениях, направленных в администрацию президента, однако они не устраивают Таймыр и Эвенкию, поскольку предусматривают полное упразднение окружных судов и передачу их полномочий в край. Олег Бударгин обиделся, дескать, такой вариант не обсуждался с АО, сводит на нет качество государственных услуг, и хорошо бы в дальнейшем не допускать подобных ошибок. А Борис Золотарёв в сердцах бросил: "За что 70 лет боролись?!"

Понятно, что руководители округов болезненно относятся даже к намёку на малейшее ущемление интересов северян. Поэтому краевые чиновники с завидной регулярностью изрекают фразы о безусловном соблюдении этих интересов. Но тут Николай Худых уточнил, что Верховный суд собирал совещание с участием представителей судейского сообщества Таймыра и Эвенкии, поэтому не стоит говорить, что их проигнорировали. Губернатор края предложил до 15 октября провести ещё одно совещание, возможно выездное, и прийти наконец к согласованному решению.

Хлопонин сказал, что будет докладывать президенту о реорганизации подразделений федеральных органов власти 13 сентября, после заседания Госсовета. Может быть, понадобится увеличить численность работников, чтобы их хватало на всех жителей необъятного Красноярья. В качестве примера для подражания назвали ГУВД, которое успешно провело реформирование и готово с начала будущего года работать, так сказать, в новом формате.

В центре внимания совета губернаторов был бюджет объединённого края. По словам первого зама Хлопонина Льва Кузнецова, комиссия по формированию основного финансового документа дала ответы почти на все проблемные вопросы. Правда, пока не разобрались с транспортным налогом в Эвенкии, у жителей которой в собственности находится множество снегоходов и лодок. Кузнецов заверил, что все целевые программы, принятые в трёх субъектах РФ, будут работать и впредь, а с 1 сентября 2007 года на 15 процентов повысятся тарифные ставки у всех бюджетников Большого Красноярья.

Замгубернатора - начальник краевого департамента финансов Александр Новак подробно рассказал об изменении межбюджетных отношений, перераспределении расходных полномочий и налоговых новшествах. В краевой бюджет теперь пойдут такие налоги, как транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций. 70 процентов подоходного налога достанется краю, а 30 - бюджету муниципального района, статус которого получили Таймыр и Эвенкия. В 2007 году в бывших автономных округах сохранится система оплаты труда бюджетников. Очевидно, чтобы уберечь специфику, потребуются законодательные усилия. Впрочем, у бюджетников края тоже немало преимуществ, и в будущем все льготы и доплаты модифицируют. Что касается параметров бюджета, то цифры доходов и расходов будут окончательно согласованы на следующей неделе. Документ следует внести в ЗС не позднее 16 октября. Процедуру принятия "общего бюджета" собравшиеся окрестили уникальной - ничего подобного в Российской Федерации ещё не было. Подготовлен проект соглашения по порядку принятия бюджетного закона. Если его одобрят краевой парламент, таймырская Дума и эвенкийский Суглан, всё будет выглядеть так. Не позднее 10 октября создаётся объединённая комиссия, которой предстоит обобщить поправки депутатов всех трёх субъектов РФ. 15 ноября в крае, на Таймыре и в Эвенкии пройдут публичные слушания по бюджету. 20 ноября документ будет принят в первом чтении, 8 декабря - во втором, а 20 декабря назначено днём его официальной публикации. Золотарёва смутили конкретные сроки голосования. Трудно, мол, собрать депутатов Суглана - пусть они лучше за один день сразу в двух чтениях примут бюджет. Но Хлопонин был непреклонен: для всех субъектов должны быть одинаковые правила.

А вообще губернатору края можно особо не беспокоиться по поводу точных дат и депутатских баталий. По федеральному конституционному закону он наделён правом ввести в действие бюджет своим указом с 1 января, если законодатели не успеют или не захотят проголосовать "за". Как заметил Усс, вряд ли Хлопонин заинтересован в том, чтобы события развивались по такому сценарию. В этом случае "указной бюджет" может стать удобной мишенью для критики в ходе кампании по выборам в новый краевой парламент. "Этот бюджет должен быть принят не по нормам, а по понятиям, - считает председатель ЗС. - Нужно договариваться по-хорошему, стараться прийти к консенсусу. Так или иначе, бюджет будет утверждён, мы все должны это понимать".

"Лидер топчется на месте".

("Красноярский рабочий", 08.09.06, Владимир Евгеньев)

Главы двух соседних регионов - Александр Хлопонин и Алексей Лебедь - в течение июля упоминались в центральных СМИ одинаковое количество раз - по 233. Такой отчёт предоставило "Красноярскому рабочему" агентство "Медиология". Объяснение напрашивается вроде бы простое: именно в середине лета внимание к хакасскому лидеру было повышенным по причине возбуждения против него уголовного дела. Но это не совсем так. Во-первых, шумиха была поднята лишь в конце июля. Во-вторых, Алексей Лебедь в этом месяце ни на пункт не поднялся и не опустился в общероссийском рейтинге губернаторов, определяемом по количеству сообщений в прессе. Равно как и Александр Хлопонин. Единственная разница - у нашего главы восьмое место в ТОП-40, у соседа из Абакана - двенадцатое. Видимо, чиновники маленькой Хакасии создают не меньше серьёзных поводов для выступлений СМИ, чем власти огромного Красноярского края. Кто же опережает нашего Хлопонина? Юрий Лужков (Москва), Валентина Матвиенко (Санкт-Петербург), Роман Абрамович (Чукотка), Валерий Шанцев (Нижний Новгород), Алу Алханов (Чечня), Борис Громов (Подмосковье) и - что, наверное, обидно для красноярца - Александр Тишанин (Иркутск).

А вот по индексу информационного благоприятствования Александр Геннадиевич опередил иркутянина на один пункт в рейтинге, заняв пятое место среди российских губернаторов (его обошли лишь Лужков, Матвиенко, Алханов и Шанцев). Но Тишанин гораздо быстрее, чем Хлопонин, набирает вес: за месяц он нарастил 16 пунктов вместо 7 хлопонинских. Не ровён час, перегонит и здесь. Индекс информационного благоприятствования позволяет полнее оценить ситуацию, сложившуюся вокруг губернатора. При его расчёте учитывается как характер сообщения, в котором упоминается глава региона, так и влиятельность СМИ, в котором появилось сообщение. Отслеживается характер упоминания политика и его яркость. Характер этот может быть позитивным, негативным или нейтральным. Яркость складывается из роли объекта в сообщении (главная, второстепенная, эпизодическая), наличия прямой или косвенной речи и присутствия конфликтности описываемой ситуации.

По упоминанию в региональных СМИ Сибирского округа Александр Хлопонин безусловный лидер - 209, тогда как Александр Тишанин, следующий за ним, стал объектом публикаций 101 раз. Но надо отметить, что более быстрыми темпами, чем фавориты, усиливает свой рейтинг алтайский губернатор Александр Карлин. Алексей Лебедь замыкает окружной ТОП-10. Хлопонин по-прежнему верховодит и в окружном рейтинге, выводимом по индексу информационного благоприятствования. Но здесь ему буквально дышит в затылок всё тот же Александр Карлин, явно набирающий политический вес. Тенденция, на которую невозможно не обратить внимания: у красноярского губернатора во всех четырёх рейтингах продвижение... нулевое. И об этом надо бы задуматься не только ему самому, но и тем, кто формирует его имидж, а стало быть, и имидж края. Налицо явная недоработка. Сегодня мало, чтобы имя губернатора мелькало на газетных полосах и телеэкранах. Необходимы не различного рода прожекты, о которых постоянно рассказывает краевая власть в подконтрольных СМИ, не победные рапорты о мнимых успехах, а реальные показатели роста, улучшение жизни людей на подведомственной территории. Здесь-то нам похвастать особо нечем.

"Русал" получил кредит".

("Красноярский рабочий", 08.09.06)

Компания завершила сделку по привлечению синдицированного кредита в размере двух миллиардов долларов, ставшего рекордным по своим параметрам.

Объём заявок на участие в синдицированном кредите превысил первоначально предполагаемый размер займа в сумме 1,5 млрд долларов и составил более 2,6 млрд долларов как результат высокого спроса со стороны большого числа банков. Кредит получен двумя траншами - 1,5 млрд и 500 млн долларов соответственно, получение второй части кредита состоялось 5 сентября. Согласно условиям кредита его первая часть была предоставлена банками ABN AMRO N. V., Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, BNP Paribas (Suisse) S.A., Calyon, Citibank NA., Natexis Banque Populaires, выступившими в качестве уполномоченных организаторов сделки и гарантировавшими андеррайтинг первоначальной суммы кредита в размере 1,5 млрд долларов. Агентом по сделке стал банк Natexis Banques Populaires, в качестве букраннеров действовали банки ABN AMRO N. V., BNP Paribas (Suisse) S.A., Calyon, Citibank NA. Любопытно, что полученные средства использованы в основном на рефинансирование текущей задолженности "Русала", а также на другие корпоративные цели.

"Наука и бизнес - понятия совместимые".

("Красноярский рабочий", 08.09.06)

В рамках XII международной выставки-конференции "Алюминий Сибири" прошёл "круглый стол" на тему "Перспективы развития отраслевой науки", организованный компанией "Русал". В его работе приняли участие организаторы и гости конференции, депутаты Госдумы, краевая законодательная и исполнительная власть, бизнес-сообщество и научная общественность. Участники "круглого стола" обсудили возможности развития российской науки и её взаимодействия с бизнесом, наиболее перспективные направления этого альянса, влияние на такое сотрудничество интеграционных процессов.

Ведущий "круглого стола", доктор политических наук, советник генерального директора компании "Русал" Андрей Фёдоров заявил, что считает эту встречу началом общенациональной дискуссии о принципах взаимоотношения бизнеса и науки. В ходе дискуссии участники пришли к мнению, что современная российская наука готова сотрудничать с бизнесом. Сегодня совместные проекты, рабочие площадки, исследовательские центры - это не только способ выживания, но перспективные модели развития. В качестве одного из примеров успешного сотрудничества науки и бизнеса приводился опыт работы научных центров "Русала" - Всероссийского алюминиево-магниевого института (ВАМИ) и Инженерно-технологического центра (ИТЦ), занимающихся разработкой и внедрением инновационных технологий. По словам заместителя генерального директора "Русской инжиниринговой компании" Виктора Манна, "разработки ИТЦ в области производства алюминия получили высокую оценку зарубежных специалистов. В частности, разработанные нами новые электролизёры успешно прошли испытания на Саяногорском алюминиевом заводе и в дальнейшем будут использоваться на строящихся заводах компании".

Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию и науке Валентина Иванова в своём докладе обратила внимание на пробел в законодательстве, регулирующем взаимоотношения бизнеса и образования: "Формы сотрудничества бизнеса и образования так или иначе уже определились. Это и целевая подготовка специалистов, контрактная подготовка и государственный образовательный кредит. Но законодательного обеспечения, в частности ответственности выпускников перед компаниями, направляющими их на обучение, нет. Сейчас над этим детально работает комитет Госдумы по науке и образованию". Другой острый аспект обсуждения - налогообложение затрат компаний на обучение специалистов. Сейчас эти выплаты производятся из прибыли, что зачастую нелогично. В планах думского комитета - подготовка законодательной базы, позволяющей отнести расходы на подготовку кадров на себестоимость продукции.