Разработать схему комплексного использования и охраны реки Дон в условиях динамично развивающейся экономики решил Морской совет при администрации Ростовской области на своем очередном заседании 12 сентября.

Как сообщили ИА REGNUM в главном управлении информации и пресс-службы обладминистрации, заседание совета провел ростовский губернатор Владимир Чуб. Одной из тем, рассмотренных советом, стали проблемы экосистемы дельты Дона, охраны и воспроизводства его рыбных запасов.

Создание схемы невозможно без определения допустимой техногенной нагрузки на природный комплекс реки. При этом, основным источником негативного воздействия на экосистему Нижнего Дона названо судоходство. После глубокого спада в первой половине 90-х годов сегодня объемы грузооборота начали расти. Так, за период с 1998 по 2005 год годовой грузооборот в Ростовском порту вырос более чем втрое, а в Азовском морском порту в четыре с лишним раза.

В этот же период активизировалось строительство новых или реконструкция существующих терминальных комплексов и причальных стенок. Особенно интенсивно строительство велось и ведется в Заречной промзоне Ростова-на-Дону, а также в северо-западной промышленной зоне Азова и прилегающей к ней территории Азовского района.

В настоящее время только в Азове и Азовском районе размещено более 20 промышленных предприятий различного профиля, большинство из которых имеют, строят или проектируют различные сооружения для производства погрузочно-разгрузочных работ и складские помещения.

Длина причальных стенок Ростовского порта за период с 1998 по 2005 г.г. увеличилась с 4 до 4,9 тыс. метров, а Азовского - с 645 метров до 2350 метров т.е. в 3,6 раза.

Одним из главных негативных последствий усиления техногенной нагрузки на Дон является ухудшение состояния рыбных ресурсов, свидетельством которого является падении уловов в Азово-Донском бассейне за последние 50 лет с 48 до 0,3 тыс. тонн, т.е. в 160 раз. Для того чтобы решить проблемы экосистемы дельты Дона, охраны и воспроизводства рыбных запасов, на совете было решено обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением о включении в программу финансирования Агентства на 2007 год мероприятия "Разработка схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Дон".

По предложению областного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, ФГУ "Азово-Донское Государственное бассейновое управление водных путей и сообщений", должно определить предельно допустимое число судопроходов в створе железнодорожного моста города Ростова-на-Дону и Кочетовского гидроузла после его реконструкции. Областной минстрой совместно с минэкономики определят целесообразность размещения новых и реконструкции действующих терминальных комплексов в бассейне Нижнего Дона, исходя из необходимости обеспечения переработки максимально возможного объема грузоперевозок. А минавтодору области предстоит разработать предложения по оптимизации структуры (количества и профиля деятельности) терминальных комплексов в Ростове, Таганроге, Азове и Азовском районе.