Правительством Российской Федерации принято решение о прекращении в 2007 году реализации Федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM об этом стало известно в ходе расширенного заседания Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, состоявшегося в Москве 12 сентября.

Непосредственной причиной закрытия данной программы стало, как отмечалось на заседании Правительства Российской Федерации 7 сентября 2006 г., что "несмотря на неоднократные обращения Минэкономразвития России не представлены для согласования целевые индикаторы и показатели по программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" (государственный заказчик - Минрегион России)".

Кроме того, как сообщил участникам заседания полномочный представитель Совета Федерации в Общественной палате Леонид Биндар, в реализации программы отмечались очень серьезные недостатки. Так федеральное финансирование составляло только 16% от запланированного, средства региональных бюджетов по софинансированию вообще не привлекались, при этом даже мизерные выделенные средства практически не осваивались. Кроме того, ряд выступавших отметили абсолютно неудовлетворительное состояние организационно-управленческой составляющей программы, отсутствие контроля за ее реализацией, что привело к выхолащиванию ее основного замысла и распылению средств на реставрацию отдельных объектов.

Участники расширенного заседания, в том числе представители Госдумы, Совета Федерации, Счетной палаты, федеральных министерств и ведомств, выразили крайнюю обеспокоенность сложившейся ситуацией. "Нам важно, чтобы в сознании молодого поколения, в сознании каждого человека отчетливо запечатлелось то историческое наследие, которое создавалось на территории нашей страны на протяжении многих веков", - подчеркнул председатель Комиссии митрополит Калужский и Боровский Климент.

"Задача сохранения историко-культурного наследия это задача государства, как сказано в нашей Конституции, - подчеркнула в своем выступлении председатель подкомиссии по сохранению, использованию и популяризации памятников истории и культуры, председатель Центрального совета ВООПиК Галина Маланичева. - Но в последнее время мы видим как часто государство в силу разных причин даже и в более важных сферах отказывается от тех или иных своих обязанностей. Мы это ощущаем и в вопросах сохранения историко-культурного наследия. Мы видим постоянное снижение объемов финансирования памятника, мы видим, что государство на федеральном уровне пытается переложить ответственность за состояние историко-культурного наследия на субъекты Российской Федерации. Можно было бы в какой-то степени с этим согласиться, если бы это перераспределение полномочий было подготовлено федеральным центром по-настоящему. Но мы видим, что те законы в бюджетной и экономической сфере, которые принимаются на федеральном уровне, подчас не способствуют, а затрудняют развитие учреждений культуры и, в том числе, сохранение памятников истории и культуры".

"Не так легко живется нашему наследию, чтобы мы могли здесь уступить", - резюмировала Галина Маланичева.

Как подчеркнула в своем выступлении одна из авторов ФЦП "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010)" заместитель руководителя Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона РФ Элеонора Шевченко, данная программа задумывалась как направленная на сохранение не отдельных памятников, а исторических городов как особых объектов культурного наследия; в частности, ее целью было экономическое и социальное возрождение малых и средних городов России. В связи с этим она особенно подчеркнула значимость охраны исторической городской среды как особого вида наследия, которое в настоящее время находится под угрозой в результате массового обветшания жилого фонда в исторических городах и широкомасштабной борьбы за ликвидацию ветхого и аварийного жилья в целях улучшения жилищных условий граждан.

Учитывая последние изменения в федеральном законодательстве, принятие нового Градостроительного кодекса и в особенности ФЗ-131, установившего новое разделение полномочий между уровнями власти в России, прежняя ФЦП "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов" морально устарела и требует обновления, признала Элеонора Шевченко. Однако она предупредила о необходимости сохранения концепции программы, ее направленности прежде всего на градостроительное регулирование. "Если новая программа будет опять про отдельные памятники, значит, ее правильно закрыли!" - заявила она.

"Средовая охрана это не деньги, это правила, которые необходимо вводить на территориях достопримечательных мест", - поддержал ее начальник отдела культурного наследия Росохранкультуры Кирилл Зайцев. Он обратил внимание на то, что, несмотря на появление в отечественном законодательстве понятия "достопримечательное место", означающего комплексный объект культурного наследия, под которым может пониматься, в частности, исторический город или его часть, фактически данное определение не применяется. Подобным статусом не обладает даже центральная часть города Санкт-Петербурга в границах объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, сообщил он. Мышление категориями пообъектной охраны пагубно для исторической городской среды, подчеркнул Кирилл Зайцев. По его словам, именно подобный подход делает возможным появление проектов вроде строительства 300-метрового небоскреба "Газпром-Cити" в исторической части города. Возникновение объектов, ломающих характеристики исторической городской среды, рано или поздно приведет к накоплению негативных изменений и уничтожению этой среды, предупредил он. В заключение своего выступления Кирилл Зайцев отметил необходимость включения в новую программу "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов" понятия "достопримечательное место" и применения к выделенным объектам наследия соответствующих современных методов средовой охраны и градостроительного регулирования.

"Регионам и малым городам нужна эта программа", - заявила, со своей стороны председатель Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области Татьяна Туманова. Однако, отметил она, необходимо скорректировать ее мероприятия так, чтобы они были направлены прежде всего на градостроительное регулирование, территориальное планирование и разработку современных проектов охранных зон на территории исторических городов.

Как отмечали многие участники обсуждения, нельзя допустить закрытия программы, так как вновь открыть ее станет возможно не ранее, чем через год.

По итогам заседания принято решение подготовить обращения от имени Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия на имя президента России Владимира Путина и председателя Правительства Михаила Фрадкова с просьбой сохранить программу.

Между тем, как стало известно ИА REGNUM, Министерством регионального развития РФ уже объявлен конкурс на разработку концепции новой ФЦП "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2008 - 2012)". Соответствующее обращение направлено министерством на имя председателя Правительства РФ 5 июля 2006 года.