"Не жди, пока пошлют!" (Архангельск)

В пятницу в Архангельске встретили Поморский Новый год

...Братина, полная маргаритинского пива, обошла стол. Поморы произнесли тост за старейших кормщиков, подкрепив его троекратным "ура". Надломили рыбники. И пошел пир на весь мир, с песнями да хороводами, сказками да прибаутками: Это вовсе не фрагмент исторического романа о поморской жизни. Так в минувшую пятницу начали отмечать 7515-е Новолетие архангельские поморы.

Своеобразный спектакль под открытым небом возле Гостиных дворов смогли наблюдать все желающие, и даже принять в нем непосредственное участие.

А началось все не то чтобы традиционно: под песню об Архангельске поморы возложили венок к обелиску Севера: своеобразная дань почтения помору и оленю. Правда, проделали все так быстро, что телевизионщикам пришлось попросить повторить возложение.

Между тем возле Гостиных дворов во всю готовились к предстоящему пиршеству: установили огромные чурки, на них водрузили деревянные щиты, которые накрыли скатертью. Под звон колоколов, доносящийся из вынесенных на улицу динамиков, хозяйки-поморки вынесли угощение: бутерброды, пироги и прочие вкусности. Каждая не преминула похвастаться своей стряпней перед подружками. Пригласили за стол уважаемых поморов, песней под гармонь потешили. В общем, праздник начался. Собравшиеся зрители (среди которых, надо сказать, поначалу преобладали представители прессы) взирали на пышную выпечку, но тронуть не смели: вроде как и не предлагал никто.

Слово взял один из лидеров архангельских поморов Иван Мосеев:

- Как солнышко наше красное, осеннее, идет братина по столу. Выпьем нашу чашу за наших старейших кормщиков, за совет поморских старейшин, которые за нашим столом собрались. Давайте крикнем трое раз ура: двое раз надо вскричать коротко, а третий раз - долго.

С этого момента и пошло веселье. Поморские женки пели и рассказывали сказки, мужчины едва успевали вставить слово. Зрители, что стояли ближе к столам, немного осмелели и решились-таки попробовать пироги. К празднику присоединились и проходившие мимо студенты: нельзя же пропустить угощение на халяву. Уже через пару минут после своего появления молодые люди усиленно жевали.

Разумеется, застолье не обошлось без традиционных проводов зуйка - мальчика- подростка, впервые отправляющегося с артелью на промысел. В этом году в роли зуйка выступал одиннадцатилетний Миша. Наслушавшись сказок и песен, он все же прошел обряд посвящения и перебрался за столом с женской лавки на мужскую. Однако просто так дамы своего питомца не отпустили, наказы напоследок дали:

- Мужиков слушайся, да сам вперед их беги, не жди, пока пошлют.

Шло все чинно, важно, пока не вторгся на праздник Колдун из Кондопоги, похоже было, что не совсем вовремя.

- Стол у вас бедный! Водки нету, мяса, рыбы тоже! - безапелляционно заявил он. От такой наглости хозяева немного растерялись. Только и смогли поинтересоваться: "Тебе чего надо?"

- Пивка выпить, - ничуть не смутился незваный гость.

Ладно, за стол посадили, налили.

Хороводы водили, в них и гостей-зрителей вовлекли. В общем, кто хотел, тот веселился. Наконец всем миром проводили зуйка до Двины, в ладью посадили, то бишь яхту моторную, помахали на прощание.

Как только стемнело, возле Гостиных дворов началось настоящее огненное шоу: в умелых руках мастера подожженные цепи выделывали такие штуки, что зрители не переставая визжали от восторга. И тут из ворот вышли поморы с пылающими факелами в руках. Зрелище, надо сказать, грандиозное: по темной набережной движутся несколько десятков фигур, освещенных искрами и отблесками пламени.

Между тем на берегу сооружали плот (бревна с прошлого года остались, чего зря дерево переводить), устанавливали на нем традиционный символ Поморского нового года - деревянный маяк. Ему-то и предназначался огонь факелов.

Маяк вывели на реку. Гости праздника в ожидании традиционного зажжения выстроились у парапета набережной. А подождать пришлось. Сначала из-за сильного ветра лодка с поморами никак не могла приблизиться к маяку, потом он долго не разгорался. Наконец сопровождаемый одобрительными криками зрителей запылал поморский маяк в темноте. Правда, догореть так и не успел: пламя ветром задуло. Недобрый знак - год для поморов будет тяжелый. Хотя куда уж хуже, и без того рыбу промышлять запретили. Но в тот момент об этом мало кто вспомнил: народ восторгался шикарным салютом.

Праздник, несомненно, удался. Вот только чего-то ему не хватало, сплоченности, что ли, душевного тепла. Архангельск - это все же не поморская деревня, где все друг друга знают, где и праздники, и горести общие.

Прыг, ласточка, прыг, а всюду враги! (Волна)

На минувшей неделе Архангельская область дважды соприкоснулась с далекой, казалось бы, но вместе с тем, как выяснилось, очень актуальной проблемой - значительным ростом вирусных заболеваний и методами противостояния им. Действительно, вирусные заболевания объявлены уже социально значимым явлением, что говорит об их большой угрозе. Этой проблеме посвящена, в частности российско-итальянская научно-практическая конференция "Социально значимые вирусные заболевания". В рамках уже III-й такой конференции на минувшей неделе впервые в Архангельске состоялся обучающий семинар.

Врачи, ученые-вирусологи, инфекционисты-исследователи собрались в конференц-зале "Пур-Наволок отеля" чтобы обменяться опытом, получить новые знания по проблеме. - Только вместе с практиками медицинская наука может что-то сделать для того, чтобы нашему многострадальному народу жилось немного лучше, - сказала в своем слове главный инфекционист Северо-Запада России, профессор Тамара Салогуб, зав.кафедрой инфекционных болезней академии имени Мечникова в Санкт-Петербурге. - Надеюсь, вместе мы сумеем стабилизировать ситуацию, чтобы дальше думать, как с ней бороться. Серьезные заявления о реальной угрозе здоровью и жизни, которую несут вирусы. Человек борется с ними, но они видоизменяются, применяют новые тактики и, похоже, захватывают все больше и больше позиций на нашей стороне "фронта".

- Мы не можем пока ставить задачу искоренить инфекционные заболевания, - заявила Тамара Салогуб, - но мы должны добиваться того, чтобы инфекции не были такими агрессивными. Недаром правительство определило, что гепатиты и ВИЧ - это угроза национальной безопасности. Так давайте продумаем методы этой борьбы. Сегодня существует множество лекарственных препаратов, причем, есть не только дорогие импортные, но и отечественные, дешевые. Нужно только, чтобы врачи знали о них и о методиках применения.

В фойе конференц-зала была развернута выставка, на которой отечественные фирмы рекламировали свои препараты. Участники запасались проспектами, буклетами. Целый пакет их набрала и Ирина Бурмагина, ассистент кафедры инфекционных болезней СГМУ. На мой вопрос, чего ждут на кафедре от этого семинара, она ответила:

- Мы ждем от этой встречи новых подходов к решению проблемы вирусных гепатитов, заболеваемость которыми нарастает из года в год. Стандартные схемы лечения, которые использовались раньше, теперь уже не подходят.

- Почему?

- Прежние методы лечения вирусных гепатитов не предусматривали обязательную противовирусную терапию. Была в основном базисная терапия - витамины, диетотерапия плюс гепатопротекторы. То есть, препараты, которые улучшают питание и строительство печеночной клетки. Теперь стали использоваться препараты - интерфероны, импортные. Но из-за дороговизны - в ограниченных масштабах. Сейчас и отечественные фирмы обратились к их изготовлению, потому что количество больных стремительно нарастает. Они дешевле, и их мы можем предложить большему количеству пациентов, чтобы посмотреть, какой они дают эффект.

- Каковы причины стремительного роста этих заболеваний?

- Если раньше основной причиной гепатитов была наркомания, то теперь в основном это - половой путь передачи: беспорядочные половые связи прежде всего.

Итак, темами выступлений ведущих специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и их итальянских коллег стали проблемы гриппа, респираторных инфекций, вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции. И зал был полон: ведь эти заболевания привлекают сейчас пристальное внимание врачей практически всех основных специальностей, начиная с инфекционистов, гастроэнтерологов, гинекологов, дерматовенерологов, педиаторов и участковых терапевтов.

Ведь Архангельская область отличается высоким уровнем заболеваемости через наиболее распространенные - воздушно-капельные инфекции. Он на 1,2 выше среднего российского показателя. А заболеваемость гриппом здесь стабильно выше среднего показателя по России в 2,3 раза. Нарастают, как уже отмечалось, и вирусные гепатиты с их неблагоприятным исходом. Растет и число ВИЧ-инфицированных. Огромные финансовые затраты на лечение тяжелых вирусных больных - такая проблема остро стоит перед здравоохранением Архангельской области, и международный опыт лечения всех этих заболеваний, о котором шла речь на семинаре, имеет, конечно же, огромное значение.

Питание школьников будет дешевле (Коряжемский муниципальный вестник)

В администрации города посчитали, что удешевление питания возможно за счет собственных средств школ, если из прибыли столовых не будут вычитаться деньги на заработную плату работников общепита. Было принято распоряжение, согласно которому зарплата работникам столовой будет выплачиваться из средств областных субвенций. Сколько школа сэкономит на этом? И позволит ли это снизить стоимость питания школьников?

Попробуем разобраться. Столовая школы 2 приносит учреждению 40 тысяч рублей в месяц. Директор школы Лариса Валерьевна Селезенева предоставила примерный расход этой суммы.

По ее словам, чтобы столовая нормально функционировала, необходимо заплатить за коммунальные услуги, которые составляют 21% от дохода. Содержание имущества (ремонты, ревизия холодильного и другого оборудования) обходится школе в 10% от дохода. Средства на дезинфекцию помещений столовой, моющие средства для работы персонала и функционирования моющей машины составляют 7,5%. Средства индивидуальной защиты, в число которых входят поварские колпаки, халаты, обувь и прочее - 15%. Еще одна статья расходов - пополнение оборудования (в этом году запланировано приобрести холодильный шкаф стоимостью 60 тысяч рублей и весы, цена которых 12 тысяч рублей). Вместе с прочими расходами на пополнение оборудования понадобится почти 90 тысяч в год. Если учитывать, что школьный год длится 9 месяцев, то на данные цели необходимо 10 тысяч в месяц или 25% от дохода. На обновление посуды и кухонных принадлежностей требуется 5%. На минимальный набор канцелярских принадлежностей расходуется 1%. Если сосчитать все издержки, то получается, что от 40-тысячной прибыли расходуется 84%. Остается лишь 16% или 6400 рублей, которые, согласно распоряжению мэра города, могут быть направлены на удешевление школьного питания.

Если эту сумму разделить на 300 человек, питающихся в столовой, то обеды могут быть дешевле на 21 рубль в месяц. Или на 4 рубля в неделю.

Как видно из представленных расчетов, распоряжение мэра города будет не достаточно эффективным для того, чтобы питание в школьных столовых стало дешевле. Одно хорошо: теперь из доходов объектов общественного питания не придется платить заработную плату работникам столовой. Деньги останутся в образовательных учреждениях и позволят хотя бы вовремя платить по счетам, не накапливая долгов.

Столовые работники школы 2 уверяют, что стоимость питания в школах уже снижена до минимума за счет маленьких накруток на продукты. За питание, в которое включены завтраки и обеды, учащиеся платят по 100 рублей в неделю. Сможет ли мама сама на эти деньги покормить ребенка утром и в обед в течение пяти дней? Понятно, что нет. Охват учащихся, которые едят в столовой, составляет 74%.

По словам специалистов, если город хочет, чтобы питание в школьных столовых стало действительно дешевле и посещаемость детей была на все 100%, то на эти цели школы должны получать материальную поддержку из городского бюджета.