Прошедший 17 сентября 2006 года в Приднестровье референдум убедительно продемонстрировал стремление жителей этого региона к свободе. Подавляющее большинство приднестровцев поддержали курс Приднестровской Молдавской Республики на независимость и последующее ее свободное присоединение к России.

Менее чем через два месяца, 12 ноября 2006 года, должен состояться референдум о независимости в Южной Осетии, на который будет вынесен единственный вопрос: "Согласны ли Вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?" Зная волю народа Южной Осетии, результаты референдума нетрудно предугадать.

Референдумы в Приднестровье и Южной Осетии ставят Россию перед серьезным выбором. Попытка замолчать эти исторические события в очередной раз негативно отразится на самой России. В то же время среди части российских экспертов существует мнение, что в случае признания Россией результатов этих референдумов, не говоря уже о признании самих "непризнанных", Россия столкнется с серьезными проблемами на международной арене, понесет ощутимые политические и экономические убытки.

Для того, чтобы легче понять эту непростую ситуацию полезно провести параллели, то есть рассмотреть процессы, происходящие вокруг других непризнанных государств. Турецкая республика Северного Кипра (далее - ТРСК) является классическим примером непризнанного в международно-правовом порядке государства, которое де-факто существует более 30 лет.

Образование ТРСК

После провозглашения Республики Кипр в 1960 году и до декабря 1963 года, когда вспыхнули первые межобщинные столкновения между греками и турками, турки-киприоты участвовали совместно с греками-киприотами в деятельности всех государственных структур страны. С 1964 года началось обособление турецкой общины, а после лета 1974 года, после высадки на Кипр турецких вооруженных сил и оккупации ими севера острова произошло насильственное размежевание населения Кипра по географическому и национальному признаку. 13 февраля 1975 года лидерами турок-киприотов была провозглашена так называемая Турецкая федеративная республика Кипр, которая 15 ноября 1983 года была переименована в Турецкую республику Северного Кипра.

Международно-правовой статус ТРСК

С международно-правовой точки зрения ТРСК находится в изоляции, о чем свидетельствуют следующие факторы:

1. Действует ряд резолюций Совета Безопасности ООН по Кипру и в том числе №541 (1983) и №550 (1984), которые предписывают всем членам мирового сообщества не признавать никакое иное кипрское государство, кроме Республики Кипр, уважать его суверенитет, территориальную целостность и не оказывать ТРСК никакого содействия.

2. Правительство Республики Кипр издало постановления о незаконности пограничных пунктов пропуска, функционирующих на территории ТРСК, то есть вне сферы контроля кипрских властей. Власти Республики Кипр требуют, чтобы иностранные граждане прибывали на Кипр исключительно через контролируемые ими пограничные пункты пропуска. С 1974 года все находящиеся в ТРСК морские и воздушные порты решением правительства Республики Кипр объявлены закрытыми для международного сообщения. Попытки въезда иностранцев в Республику Кипр с севера чреваты задержанием и привлечением к судебной ответственности за незаконный въезд на территорию Республики Кипр.

3. Международными правовыми нормами (законодательством Европейского Союза) и кипрским национальным правом создан механизм обеспечения защиты прав греков-киприотов на оставленную ими недвижимость на севере Кипра. Греки-киприоты продолжают сохранять право собственности на недвижимость и землю на севере Кипра, несмотря на то, что после трагических событий 1974 года и соглашения о размене населения 1975 года, подавляющее их большинство покинуло эту часть острова.

Таким образом, в соответствии с международно-правовыми нормами, на Кипре нет и не может быть никакого другого государства, кроме Республики Кипр. В случае посещения севера острова без согласования с официальной Никосией официальными представителями какого-либо субъекта международного права, последний должен быть подвергнут всеобщему осуждению и строгим санкциям. Любые мысли о приобретении в этой части острова недвижимости, по замыслу юристов-международников, должны меркнуть потому, что эта недвижимость до 1974 года могла принадлежать грекам-киприотам. Все эти меры должны были создать вокруг ТРСК ситуацию невыносимой международной изоляции. А как на самом деле?

Фактический статус ТРСК в мире

На самом деле ТРСК давно официально признана Турцией в качестве независимого государства и осуществляет с ней весь комплекс межгосударственных отношений. При этом Турция, не чувствуя на себе всей тяжести международного гнева (не скрывают недовольства лишь Греция и Республика Кипр), всячески стремится развивать дву- и многосторонние отношения с ТРСК. Независимость ТРСК признала также Автономная республика Нахичевань (Азербайджан). Однако сам Азербайджан пока воздерживается от официальной поддержки этого решения. Организация Исламская Конференция предоставила ТРСК статус части федеративного государства и наблюдателя в своей организации. Приоритетным внешнеполитическим направлением ТРСК стало всестороннее развитие отношений с Западом и евроструктурами, в первую очередь с Еврокомиссией, председатель которой (Ж.М.Баррозу) принял президента ТРСК М.Л.Талата в Брюсселе 14 февраля 2005 года.

Руководство ТРСК активизировало усилия для выхода из международной изоляции. Такой курс был активно поддержан ведущими странами ЕС, главным образом Великобританией, а также Еврокомиссией, предложившей 7 июля 2004 года проект регламента о прямой торговле между странами-членами ЕС и ТРСК. В феврале 2006 года КЕС приняла регламент о предоставлении экономической помощи туркам-киприотам в размере 139 млн. долл. США. Рассмотрение второго регламента - об организации прямой торговли с ТРСК - отложено в связи с возражениями со стороны Республики Кипр. Предложения КЕС о либерализации торговли, инициированные англичанами, правительство Республики Кипр блокирует со ссылкой на то, что открытие портов и аэропорта на северной части острова противоречит принципам европейского и международного права.

В сентябре 2005 года в Брюсселе было открыто представительство Турко-кипрской торговой палаты, признанной европейскими структурами в качестве органа, уполномоченного выдавать те или иные сертификаты на товары, производимые на севере Кипра и действительные на территории ЕС.

Европейский парламент тоже не прочь поучаствовать в диалоге с ТРСК. Евродепутаты бывают на севере Кипра, официально встречаются с руководителями ТРСК в официальных зданиях.

29 сентября 2005 года Европарламент принял решение сформировать так называемую "контактную группу высокого уровня" из восьми депутатов для установления прямых связей с турко-кипрской общиной. В обязанности группы входит, в частности, осуществление мониторинга применения мер, предложенных КЕС 7 июля 2004 года (т.е. регламентов о прямой торговле с ТРСК и оказании ей финансовой помощи), которые так и не были одобрены ЕС. В решении есть прямое указание группе наладить контакты с "политическими представителями севера острова, его избранными представителями".

Другие ведущие европейские организации, среди которых особо стоит выделить Совет Европы, ПАСЕ и ЕСПЧ, также держат курс на активизацию взаимодействия с ТРСК. Руководство этих трех европейских организаций в июне 2004 года благосклонно внимало настойчивым просьбам М.А.Талата о полноценном участии турко-кипрских представителей в их работе. Турки-киприоты позитивно восприняли принятое в октябре 2004 года Бюро ПАСЕ решение, разрешающее двоим турко-кипрским представителям участвовать в деятельности всех органов ПАСЕ, в том числе выступать на пленарных заседаниях Ассамблеи. В соответствии с этим решением депутаты меджлиса (парламента) ТРСК впервые присутствовали на январской 2005 года сессии ПАСЕ. В 2004 году руководители ряда турко-кипрских муниципалитетов участвовали в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Усилились связи ТРСК с Организацией Исламская Конференция. Крупным внешнеполитическим успехом ТРСК стало решение прошедшей в Стамбуле 14-16 июня 2004 года 31-й сессии глав МИД стран-членов ОИК о повышении статуса наблюдателя турок-киприотов в этой организации с прежнего - "община" - до уровня "турко-кипрского государства". Аналогичное решение было принято и Организацией экономического сотрудничества стран Центральной и Средней Азии, также повысившей статус наблюдателя турок-киприотов в ходе 8-го саммита стран-членов ОЭС, состоявшегося в сентябре 2004 года в Душанбе.

Двусторонние отношения ТРСК с государствами мира

Основным "окном в мир" для ТРСК является Турция - государство, официально признавшее ТРСК в качестве субъекта международного права. В октябре 1990 года турки-киприоты и Турция подписали декларацию о сотрудничестве и поддержке в политической и экономической областях. 20 июля 1997 года, Турция и ТРСК заявили о мерах по экономической и финансовой интеграции, а также частичной интеграции в областях обороны, внешней политики и безопасности. 6 августа 1997 года на уровне министров иностранных дел Турции и ТРСК подписано соглашение об ассоциации.

В 2002 году сближение ТРСК с Турцией еще более усилилось. Были подписаны соглашения о сотрудничестве в области береговой охраны, по вопросам морского судоходства, воздушного сообщения, совместного проведения поисково-спасательных работ. На жителей ТРСК распространены равные с правами граждан Турции права на проживание, работу, приобретение собственности и образование.

8 августа 2003 года подписано рамочное соглашение о таможенном союзе Турции и ТРСК. В настоящее время обсуждается проект строительства коммуникационного комплекса из Турции в ТРСК, который позволил бы подавать на север Кипра электричество и обеспечивать этот ареал связью. В октябре 2005 года правительство Турции приняло решение о строительстве по дну Средиземного моря водопровода на север Кипра общей протяженностью 78 км.

Активно развивают контакты с ТРСК США и Великобритания, которые, невзирая на строгие международно-правовые меры по изоляции ТРСК, стремятся всячески поддержать новое турко-кипрское руководство. В мае 2004 года США приняли М.А.Талата, где он провел официальные переговоры с высокопоставленными американскими чиновниками, в том числе с Госсекретарем США К.Пауэллом. В июне 2005 года лидер ТРСК посетил Великобританию, где встретился с главой МИД Дж.Стро.

Американцы и англичане после фактического провала апрельских (2004) референдумов по "плану Аннана" о модели кипрского урегулирования демонстративно начали посещать главу правительства и министра иностранных дел ТРСК, а также приглашать на государственные приемы, проводимые их посольствами в Турции, главу представительства ТРСК в этой стране.

Вашингтон и Лондон открыто приступили к акциям, свидетельствующим о том, что они фактически признают ТРСК. В феврале 2005 года ТРСК посетила группа представителей американских фирм в Турции во главе с атташе посольства США по вопросам торговли. В мае 2005 года ТРСК посетили американские конгрессмены и сотрудники аппарата Конгресса США, в январе 2006 года - глава МИД Великобритании Дж.Стро, проведший встречи с высшими руководителями ТРСК и проигнорировавший резко негативную реакцию со стороны официального Кипра. Граждане США приобретают отели на северном побережье Кипра.

На территории ТРСК Великобритания имеет офис своего посольства (само оно находится в Никосии, столице Кипра), маскирующийся под функции культурного центра. Это учреждение исполняет также и консульские функции. В свою очередь, в Лондоне активно работает представительство ТРСК и имеются отделения всех основных политических партий турко-кипрской общины.

Великобритания активна в торгово-экономических связях с ТРСК. Британский рынок является основным для сбыта производимых в ТРСК цитрусовых и картофеля. Ряд британских предприятий легкой промышленности получает из ТРСК полуфабрикаты. На север Кипра в массовом количестве поступают напрямую импортируемые из Англии потребительские товары.

Великобритания обеспечивает свыше половины притока в ТРСК иностранных туристов (около 40 тыс. чел. ежегодно), оттеснив в этом вопросе Турцию на второе место. Зарегистрированная в Англии компания "Норт Сайпрус Туризм Сентр Лтд." представляет ТРСК на различных туристических ярмарках.

Из северокипрского морского порта Фамагусты осуществляются рейсы судов в Великобританию (порт Харидж). Из аэропорта Тимбу (Эрджан) налажены регулярные авиарейсы в Великобританию (Лондон, Глазго, Манчестер) с промежуточной посадкой в турецких аэропортах. Эти полеты выполняют "Турко-кипрские авиалинии", а также авиакомпания "Евросан".

Германия в последнее время заняла важное место в системе внешних связей ТРСК. Германский МИД на постоянной основе контактируют с руководством ТРСК на уровне заместителей министров. Ежегодно север Кипра посещают около 15 тыс. туристов из Германии (3-е место после Турции и Великобритании). ТРСК и Германию (Франкфурт) связывают по воздуху чартерные рейсы с формальной промежуточной посадкой в турецких аэропортах.

Израиль также не гнушается сотрудничеством с ТРСК в сфере туризма и реализует там ряд инвестиционных проектов.

Нынешний период отношений ТРСК и Азербайджана западные СМИ давно окрестили как "эру любви и взаимопонимания". А первый президент ТРСК Р.Денкташ поблагодарил Азербайджан за то, что тот "раскрыл туркам-киприотам свои братские объятия".

Следствием развития в последнее время контактов между ТРСК и Азербайджаном стало заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о намерении начать чартерные рейсы из Азербайджана в ТРСК, открыть там представительства частных азербайджанских фирм и признать паспорта ТРСК, что вскоре было успешно сделано. Пробный обмен полетами по маршруту Баку-Эрджан-Баку состоялся в июле-августе 2005 года, впервые связав напрямую ТРСК и Азербайджан. При этом Баку не смутила гневная реакция на это Республики Кипр, попытавшейся заблокировать сотрудничество Азербайджана с ЕС и поставившей этот вопрос в рамках ИКАО и других международных организаций. В начале октября 2005 года в ТРСК побывала с визитом официальная делегация Азербайджана, открывшая Азербайджанский центр экономики, культуры и сотрудничества и Дни культуры Азербайджана.

19-22 октября 2005 года делегация Киргизии (23 человека, в числе которых 15 депутатов и три заместителя министра) посетила ТРСК. Глава делегации заявил, что цель визита - продолжение усилий, начатых Таджикистаном и Азербайджаном по снятию изоляции ТРСК. Были подписаны двусторонние протоколы о сотрудничестве в области образования, культуры, спорта. 21-22 января 2006 года в Бишкеке находилась парламентская делегация ТРСК во главе с главой МИД С.Денкташем.

Сын первого президента ТРСК Сердар Денкташ, который сейчас занимает пост главы МИД ТРСК, совершил в начале апреля 2005 года поездку в Саудовскую Аравию, где впервые официально встретился с руководителями Генерального секретариата Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Исламского банка развития. С этой же целью С.Денкташ посетил в начале мая 2005 года Катар и провел переговоры с главой МИД этой страны.

Свою внешнеполитическую деятельность руководство ТРСК осуществляет в тесном контакте с МИД Турции и турецкими посольствами. Активно работают и турко-кипрские представительства в Азербайджане, Бельгии, Великобритании, ОАЭ, Пакистане и США (в Вашингтоне и Нью-Йорке).

Власти ТРСК стали теснее сотрудничать с дипломатами иностранных государств, аккредитованными в Республике Кипр, в том числе и через офисы посольств Австралии, Великобритании, Германии, США и Франко-турко-кипрскую ассоциацию культуры, выполняющую консульскую и информационную работу.

Представители ТРСК имеют возможность присутствовать практически на всех международных туристических выставках и демонстрируют там стенды с достопримечательностями севера Кипра.

Развиваются контакты между университетами ТРСК и высшими учебными заведениями других стран. Целый ряд американских университетов установили и поддерживают тесные связи с аналогичными учебными заведениями ТРСК. В турко-кипрских ВУЗах обучается большое число иностранных студентов, преимущественно из Албании, Ирана, Иордании, Нигерии, Палестины, Пакистана, Судана и других арабских государств, а также ряда стран СНГ.

Паспорта ТРСК

Весьма интересен статус внутренних паспортов гражданина ТРСК. Турки-киприоты, начиная с одиннадцатилетнего возраста, имеют право на получение паспорта гражданина ТРСК. Для поездок за рубеж граждане ТРСК, как правило, пользуются паспортом Турции, основанием для запроса на получение которого является наличие паспорта гражданина ТРСК. Великобритания, Франция и США признали паспорта ТРСК и применяют в отношении этих документов режим так называемого "ограниченного международного признания". Никаких правовых последствий для этих стран со стороны международного сообщества не последовало. Наличие паспорта ТРСК достаточно, чтобы его владелец мог получить в консульских учреждениях указанных стран специальный вкладыш, в который проставляется въездная виза. В 2005 году Азербайджан объявил о том, что он также признает паспорта ТРСК и установит режим безвизовых поездок с ТРСК.

Курс ТРСК на международное признание логичен и эффективен. Россия, стоя перед выбором вариантов дальнейшего развития отношений с непризнанными государствами постсоветского пространства, должна максимально использовать существующие прецеденты отношений других стран и международных организаций с "зонами переходной государственности" в Европе, Азии, Африке. Выбор Россией вариантов отношений с постсоветскими "непризнанными" в будущем - вопрос свободы самой России.