Вопросам реализации реформы местного самоуправления было посвящено пленарное заседание Общественной палаты РФ, прошедшее 29 сентября в Москве. Как передает корреспондент ИА REGNUM, с основным докладом на заседании председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. В обсуждении доклада приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, муниципальных органов и члены Общественной палаты.

В своем выступлении Вячеслав Глазычев особо отметил отсутствие доступной муниципальной статистики. "Страну надо знать и в муниципальном измерении!", - подчеркнул он. В связи с этим он обратил внимание на то, что муниципальные органы должны выступать партнерами федеральных и региональных властей при территориальном планировании. Учитывая тенденцию к депопуляции, которую вряд ли удастся переломить в ближайшие десятилетия, половина нынешних муниципальных образований "превратятся в собственную тень", и многие малые и средние города утратят свой статус, предупредил он. Учитывая это, необходимо разработать Стратегию территориального развития России на период о 2020 года, заявил Глазычев. Однако, по его словам, эта идея натыкается на сопротивление Министерства экономического развития и торговли и Министерства финансов.

Важнейшей проблемой местного самоуправления в России, как отметил Вячеслав Глазычев, является проблема несоответствия расходных полномочий и доходной базы муниципалитетов.

Коснувшись собственно Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Вячеслав Глазычев отметил, что его концепция в целом не вызывает возражений, однако в нем содержится ряд положений, которые оказывают негативное влияние на муниципальное развитие, констатировал Глазычев. Прежде всего, это касается ограничения самостоятельности органов местного самоуправления. "Органы местного самоуправления трактуются как малые дети, которых надо водить за ручку", - отметил он. Есть претензии и к типологии муниципальных образований, заложенной в закон, и к принципу принудительности введения местного самоуправления в том числе на территориях, муниципальные власти которых явно неспособны обеспечить населению хотя бы минимум муниципальных услуг. Кроме того, отметил Глазычев, государство не имеет право умывать руки, переложив на плечи мунципалитетов всю тяжесть поддержания жилищно-коммунального хозяйства, в особенности в моногородах, жестко зависимых от успешности функционирования конкретных предприятий, и в поселениях, которые оказались в тяжелом положении после того, как были свернуты крупные государственные проекты, такие как БАМ. "К невозможному побуждать не должно", - привел он древнюю мудрость. В связи с этим он отмел возражения Министерства финансов о недопустимости закачки дополнительного бюджетного финансирования в сферу ЖКХ, т.к. это чревато ускорением инфляции. Вячеслав Глазычев отметил, что Минфин не предоставил в подкрепление своей позиции каких-либо конкретных расчетов, между тем как, по его словам, доля заработной платы в таких вложениях невелика.

В поддержку ряда положений основного доклада выступил на заседании аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. "Многие цели федеральной программы бюджетного федерализма не выполнены. Система межбюджетных отношений дрейфует в сторону унитарной модели, что противоречит концепции реформы местного самоуправления", - заявил он и констатировал, что в 2006 году по сравнению с 2005-м не только уменьшилось с 14 до 4 общее количество налогов, поступавших в муниципальные бюджеты, но и снизилась доля отчислений. Без обеспечения роста доходной базы муниципальных образований проблему устойчивого развития местного самоуправления в России решить не удастся, подчеркнул Сергей Рябухин.

С призывом обратить внимание на проблемы муниципалитетов, прислушаться к мнению муниципального сообщества и вступить с ним в диалог обратился к федеральной власти в своем выступлении председатель Всероссийского совета муниципальных образований, депутат Госдумы РФ Валерий Гальченко.

"Складывается ощущение, что государству выгодно держать местное самоуправление в таком плачевном положении. Всегда можно перевести на него стрелки", - заметил президент Союза российских городов,мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. "Необходимо срочно вносить изменения в закон, иначе у нас не будет местного самоуправления, - заявил он. - Вопрос не в том, хорошо или плохо мы будем жить, а в том, будем мы жить или не будем".

По итогам пленарного заседания были подготовлены рекомендации Общественной палаты РФ по проблемам развития местного самоуправления в России. В частности, Палата считает необходимым повышение внимания общества в целом и властей всех уровней, включая президента РФ к развитию местного самоуправления как одной из ключевых демократических форм организации публичной власти и формирования гражданского общества.

Констатируя тяжелое положение, в котором оказались многие муниципалитеты, на которые возложено бремя поддержания объектов ЖКХ и предоставления коммунальных услуг гражданам, Общественная палата рекомендует президенту, Федеральному собранию и Правительству России принять пакет актов федерального законодательства, предусматривающих адресную федеральную финансовую помощь муниципалитетам на сохранение объектов жилого фонда, требующих немедленного ремонта (в том числе путем внесения поправок в федеральный бюджет на 2007 год).

Общественная палата также выражает крайнюю обеспокоенность возможностью катастрофических аварий на гидротехнических сооружениях инженерной защиты (дамбах), износ которых в ряде городов достигает 100%. В связи с этим она рекомендует Правительству в срочном порядке оказать необходимую помощь органам местного самоуправления соответствующих населенных пунктов. Также Палата полагает необходимым принять Федеральный Закон об отнесении участия в контроле состояния гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципального образования, к вопросам местного значения городских округов и муниципальных районов. Кроме того, в Общественная палата рекомендует Федеральному собранию РФ рассмотреть вопрос о контрольных полномочиях органов муниципального самоуправления в сфере охраны окружающей среды.

Общественная палата считает необходимой подготовку поправок в Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетный, Налоговый, Градостроительны и Жилищный кодексы, предусматривающих существенные изменения в сфере межбюджетных отношений, направленные на расширение доходной базы муниципальных бюджетов. В частности, предлагается включить в число местных налогов и сборов поступления (части поступлений) от всех налогоплательщиков, чей налоговый потенциал может быть увеличен вследствие деятельности органов местного самоуправления, а также дать муниципальным образованиям право заменять трансферты из государственных бюджетов на передачу им на долговременной основе соответствующим образом рассчитанной доли государственных налогов, собираемых на территории данного муниципального образования.

Кроме того, Общественная палата подчеркивает свое негативное отношение инициативам, предполагающим отмену выборности мэров крупнейших городов, а также к практике ряда руководителей регионов, оказывающих давление на органы местного самоуправления в целях принуждения их к внесению в уставы муниципальных образований положений об отказе от прямых выборов глав муниципальных образований. В связи с этим Палата рекомендует Государственной думе РФ в случае внесения законопроектов, предусматривающих исключение муниципальных выборов из допустимых форм замещения должности главы муниципального образования, направлять такие законопроекты на экспертизу в саму Общественную палату РФ и в общественные организации, представляющие интересы муниципального сообщества. Что касается случаев, когда предложения о внесении изменений в структуру органов местного самоуправления, предусматривающих отказ от прямых выборов глав муниципалитетов, вносятся непосредственно в законодательные органы муниципальных образований, Общественная палата РФ рекомендует выносить решение таких вопросов на местный референдум.

Особое внимание в рекомендациях Общественной палаты уделено ситуации с местным самоуправлением в городах федерального подчинения Москве и Санкт-Петербурге. Поскольку действующая редакция Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" позволила на формально законных основаниях низвести местное самоуправление в этих городах до состояния "декоративных структур", отмечается в рекомендациях, более 10% населения страны фактически оказались лишены права на местное самоуправление. В связи с этим Общественная палата рекомендует провести публичные слушания по данной проблеме с участием представителей Федерального Собрания и муниципального сообщества.