Александр Мостипака - журналист, Черновцы (Украина), специально для ИА REGNUM

26 сентября 2006 года Еврокомиссия обнародовала в Европарламенте мониторинг, согласно которому Румыния и Болгария с 1 января 2007 года фактически могут на практике применять принципы и законодательство Европейского Союза. Это означает, что для их вступления в ЕС сняты все препятствия. Что изменится после этого в отношениях между Румынией и Украиной и чего нового ожидать Киеву от юго-западного соседа? Для этого стоит вернуться назад и взглянуть как развивались румыно-украинские отношения на протяжении последних 15 лет со времени провозглашения независимости Украины. Самым характерным полигоном для понимания этих отношений является Черновицкая область.

Ситуация в 1991-2006 годах

О том, что Черновицкая область является знаковой для официального Бухареста, свидетельствует хотя бы тот факт, что здесь побывали с официальными поездками все три последних румынских президента (Константинеску, Илиеску, Бэсеску), а с частным визитом даже был бывший румынский король. Напомним, что с 1918 до 1940 года Северная Буковина и северная часть Бессарабии находились под властью Румынии, а согласно секретным протоколам к пакту Молотова-Риббентропа, они перешли к Советскому Союзу и были присоединены к тогдашней УССР как Черновицкая область.

С провозглашением независимости Украины и свержением режима Чаушеску в Румынии политические силы в Бухаресте начали активно использовать "карту исторических земель" как для внутренних, так и для внешних политических потребностей. Для внутренних потребностей использовались лозунги "Великой Румынии" (страна и до сих пор одна из самых бедных в Европе - средняя зарплата на уровне украинской - 200 долларов США) на фоне падения жизненного уровня, инфляции, социального расслоения населения, массовой трудовой миграции.

Положение румынского меньшинства в Черновицкой области и фактор "исторической несправедливости" относительно Румынии активно муссировались во время различных избирательных кампаний. Для внешнего употребления обходились более мягкими формами давления на Украину. Для этого румынская дипломатия использовала трибуны в различных евроструктурах - для привлечения внимания к вроде бы ужасному положению румынского меньшинства на Украине, распространяла требования и заявления от лица деятелей этого меньшинства, влияние которых часто распространялось не дальше собственной квартиры.

Заявления, а часто и действия деятелей из Бухареста в январе 1996 года стали причиной массовой манифестации в Черновцах против претензий Румынии, организованной правыми силами. В акции приняли участие до 3 000 человек, и до сих пор она после событий оранжевой революции остается одной из наиболее массовых политических акций, что состоялись в Черновицкой области за годы независимости Украины.

Страсти несколько улеглись, когда Европа дала понять румынской элите, что у нее есть шансы "протолкнуть" свою страну в НАТО и Евросоюз, но без решения проблем с Украиной этот внешнеполитический вопрос решен не будет. 17 июня 2003 года именно в Черновцах в Красном зале местного университета президенты Украины и Румынии Леонид Кучма и Ион Илиеску подписали Договор о режиме украино-румынской государственной границы, сотрудничестве и взаимопомощи в приграничных вопросах. Линия государственной границы между Украиной и Румынией определялась состоянием на 1961 год (тогда договором между СССР и Румынией признавались границы в рамках 1940 года). Это дало возможность провести делимитацию границы между двумя странами. Фактически, этим договором Румыния признавала нерушимость границ Украины.

После этого официальный Бухарест прекратил упоминания об "исторической справедливости". Правда, это не мешает другим политическим силам в Бухаресте и дальше использовать такую тематику. Так, партия "Великая Румыния" набирает 10-12% голосов на выборах, а ее лидер Корнелиу Вадим Тудор занял на президентских выборах 2004 года третье место, набрав почти 12% голосов. Однако эта политическая масса не является критической (показатели приблизительно отвечают показателям правых радикалов в Польше, Венгрии, Франции или России) и пока что причин для активизации праворадикальных настроений в Румынии нет.

Одновременно в отмеченный период Румыния активно способствует формированию так называемой румынской национально-культурной среды в Черновицкой области. Часть местных интеллигентов румынского происхождения (поэты, писатели, журналисты, учителя, научные работники) используют интерес со стороны Румынии к румынскому меньшинству на Украине для создания разнообразных организаций, печати в Румынии своих книжек, издания на средства Румынии газет и тому подобное. Появление денежной помощи со стороны соседа сопровождается тем, что в среде румынских национально-культурных обществ появляются и авантюристы, для которых помощь из-за границы становится средством для достаточно-таки неплохого существования. Эти же деньги приводят к тому, что среда румынских национально-культурных организаций окончательно распыляется. И до сих пор попытки с румынской стороны объединить эти организации, или хотя бы создать активный и действующий координационный орган, ни к чему не привели. Появление денежной помощи спровоцировало и появление коррупции и злоупотреблений этими средствами. За все эти годы было несколько скандалов, когда румынские журналисты пытались выяснить, куда уходили деньги румынских налогоплательщиков, и обнаружили, что они либо расходовались не по назначению, либо раскрадывались. Так, уже в этом году издание "Romanian Global News" направило запрос в МИД Румынии с требованием предоставить сведения относительно профинансированных министерством через Департамент по вопросам румын отовсюду (ДВРО) на протяжении 2004-2005 годов проектов за границей. Желаемого результата им удалось добиться только после обращения в суд. В конце мая 2006 года издание обнародовало эту информацию. В комментариях журналисты сделали выводы о возможных махинациях со средствами и о возможной причастности к этому румынских высоких чиновников. Ни активисты местной румынской общины, ни представители ДВРО не смогли предоставить документально подтвержденные отчеты об использовании средств ни по одной статье расходов: основание общественной организации "Румынское сообщество Украины" - 115 тысяч долларов, финансирование детской газеты "Fagurel", издательство газеты "Septrentrion literar" и тому подобное. Были скандалы и значительно громче, о них сообщала и черновицкая украинская пресса.

Однако Румыния все же добилась за эти годы определенного результата. Благодаря национально-культурным организациям румынского меньшинства (а с их помощью и официальному Бухаресту) удалось сформировать требования к Украине относительно национально-культурного развития румынского меньшинства на территории Украины и, в частности, в Черновицкой области. По большей части это национально-культурные требования. Но в последнее время они начали дополняться и политическими, которые представители румынского меньшинства во время визита в Черновицкую область в феврале 2006 года передали президенту Румынии Траяну Бэсеску. Среди них, возведение памятника Штефану Великому (одному из творцов молдавского средневекового государства, который разбил на территории нынешней Черновицкой области польское войско, забрал с Галичины почти 100 тысяч пленников и продал их в турецкое рабство - его румыны считают своим полководцем и государственным деятелем); возврат культурного дворца румын (теперь это Дом офицеров в Черновцах), национального румынского дворца (нынче помещение Черновицкого областного апелляционного суда); упрощение процедуры получения румынского гражданства; открытие музея классика румынской литературы Мигая Эминеску; основание румынской библиотеки; реставрация кладбища румынских воинов; поддержка Черновицкого национально-культурного общества им. М. Эминеску.

Румынские общества усиливают давление и на официальную власть Черновицкой области. Так, в июле 2006 года на встрече главы Черновицкой облгосадминистрации Владимира Кулиша с представителями национальных меньшинств области активисты "Румынского сообщества Украины" (одна из вновь созданных общественных организаций) требовали от руководства области: ввести в школах населенных пунктов, где румыноязычное население проживает компактно и составляет более 20%, изучение румынского языка и литературы как обязательного предмета; применять принцип пропорциональности во время кадровых назначениях и согласовывать с представителями румынской общины кандидатур при назначениях руководящих кадров в органы исполнительной власти, и в первую очередь это касается должности первого заместителя или одного из заместителей главы облгосадминистрации, председателей и заместителей председателей райгосадминистраций в Глибоцком, Сторожинецком, Новоселицком и Герцаивском районах Черновицкой области, Тячивском и Рахивском районах Закарпатской области, Ренийском, Измаилском районах Одесской области; вернуть исторические названия селам Глибоцкого, Герцаивского, Новоселицкого и Сторожинецкого районов Черновицкой области и бессарабской части Одесской области, где компактно проживает румынское национальное меньшинство; обеспечить двуязычные надписи названий населенных пунктов в местах с компактным румынским и смешанным населением области; открыть румынские группы на всех факультетах Черновицкого национального университета; создать при областной филармонии в г. Черновцы оркестр румынской народной музыки, а при областном музыкальном драматическом театре - румынскую труппу; открыть государственное издательство и книжные магазины в Черновцах для печати и популяризации румынской литературы; возобновить в области памятники румынского периода и установить памятник Штефану Великому. (Подавляющее большинство всего этого - за счет украинского государства).

Интересно, что все эти требования и давление на Украину и региональную власть Черновицкой области происходят в достаточно странных экономических условиях: существует реальный и значительный разрыв между экономическими отношениями Черновицкой области (и Украины в целом) с Румынией и национально-культурными требованиями. Во-первых, у Румынии фактически чрезвычайно слабые внешнеторговые и внешнеэкономические связи с Черновицкой областью (Румыния находится за пределами первой десятки в числе инвесторов и отсутствует среди лидеров во внешнеэкономическом сотрудничестве). Во-вторых, уровень развития многих румынских сел Черновицкой области и соседнего Сучавского уезда Румынии - не на пользу населенных пунктов по ту сторону украинской границы. Если взять во внимание большинство румынских сел вблизи Черновцов, то уровень жизни у них и в селах Сучавского уезда отличается примерно таким же образом, как и уровень жизни среднего итальянца и среднего румына. Очевидно из-за этого, а также из-за того, что подавляющее большинство румынского населения в Черновицкой области пока еще занято решением экономических и социальных вопросов, румынские национально-культурные организации являются малочисленными и не имеют значительного влияния среди румыноязычного меньшинства.

Однако противостоять даже натиску этих организаций и отстаивать национальные интересы Украины ни центральная власть Украины, ни региональная власть Черновицкой области не в состоянии. Причина - отсутствие концепции и стратегии национальной политики на Украине как таковой, непонимание центром проблем многонациональных регионов, в частности, проблем в румынском направлении, потеря или игнорирование тех наработок, что были сделаны Государственным комитетом национальностей и миграции, МИД и СБУ во времена президентства Леонида Кучмы; попытки использовать румынское меньшинство в политических интересах различных сил на Украине (и в Черновицкой области); заигрывание с деятелями румынского меньшинства часто за счет интересов титульной нации (так, невзирая на сопротивление украинских партий и организаций Черновицкой области, научных работников университета, в 1996 году "руховский" губернатор Георгий Филипчук дал "добро" на сооружение памятника Штефану Великому на территории Черновицкой области, и остановило его только еще большее сопротивление со стороны общественности, прессы, политиков). Выходя из ситуации, что прослеживалась на протяжении последних 15 лет, вступление Румынии в Евросоюз не гарантирует Украине спокойных отношений со своим юго-западным соседом. Даже больше, оно открывает Румынии значительные возможности для давления на Украину и выбивание с нее уступок относительно положения румынского меньшинства.

Ситуация после 2007 года (прогноз)

Отвечая на вопрос польской газеты "Жеч Посполита", поддержит ли Румыния вступление в ЕС Украины, министр европейской интеграции Румынии Анка Даниела Боаджиу заявила: "Мы будем поддерживать процесс последующего расширения ЕС. Если речь идет об Украине, то президент Румынии Траян Бэсеску наладил тесное сотрудничество с Виктором Ющенко, в том числе и относительно вопроса европейской интеграции этой страны. В нашем понимании, главным условием является выполнение критериев, особенно соблюдение демократических принципов". Что такое "демократические принципы" в понимании госпожи министра? Очевидно, это и вопрос румынского меньшинства на Украине, его национально-культурного положения, политического и властного влияния. То есть, вступление Румынии в ЕС открывает ей новые возможности относительно работы с местными румынскими общинами за границей, в том числе и на Украине.

Что выигрывает Украина от вступления Румынии в Евросоюз?

Во-первых, гарантии того, что Румыния (вплоть до возникновения чрезвычайной ситуации, а будем надеяться, что в Черновицкой области на межнациональной почве ее не будет) не будет затрагивать вопрос о пересмотре границ и восстановлении "исторической справедливости".

Во-вторых, возможная определенная активизация работы еврорегиона "Верхний Прут" (в настоящий момент существует в границах Черновицкой области Украины, Сучавского и Ботошанского уездов Румынии, но фактически сводится к "бумаготворчеству" и активным обменам делегациями чиновников).

В-третьих, появятся новые перспективы развития транспограничного сотрудничества, связанные с включением Черновицкой области в перечень регионов, что будут финансироваться с 2007 по 2013 годы за счет структурных фондов Европейского Союза в рамках новой Программы Соседства "Румыния-Украина-Молдова". Общие объемы финансирования трех стран по этой программе составят более 123 млн. евро (львиная доля этой суммы, понятно, достанется Румынии). Но все же можно констатировать, что вступление Румынии в ЕС принесет оживление развития транспограничного сотрудничества Черновицкой области и соседних уездов Румынии.

В-четвертых, последующая активизация румынских обществ в Черновицкой области, возможно, приведет к выработке (хотя бы на уровне области) системы сдерживаний, уступок и противовесов "аппетитам" лидеров румынского меньшинства.

Что выигрывает Румыния от вступления в Евросоюз в отношениях с Украиной?

Во-первых, отныне румынская дипломатия, официальные лица и парламентарии получат значительно более влиятельную трибуну для высказывания претензий, замечаний и предложений Украине относительно состояния местной румынской общины - Европарламент (это уже не ОБСЕ или полумифический Совет Европы). Во-вторых, Румыния в новой политической ситуации оказывается в роли эдакого старшего партнера Украины, который получает моральное, психологическое и политическое право поучать соседа как обеспечивать права национальных меньшинств на своей территории.

В-третьих, Румыния будет способна заручиться поддержкой новых влиятельных партнеров в Евросоюзе для давления на Украину по вопросам прав нацменьшинств, даже если лидеры нацменьшинств будут требовать провозглашения национально-культурной автономии для себя в отдельно взятых селах и районах. В-четвертых, получая большую финансовую помощь от ЕС на решение экономических проблем, Румыния будет способна выделять большие суммы на поддержку национально-культурных румынских организаций на Украине и, возможно, ей даже удастся объединить эту своеобразную диаспору, как это удалось Венгрии в Трансильвании, и добиваться ее политического присутствия в местных органах власти.

В-пятых, если к вышеперечисленному добавится постепенный рост уровня жизни в Румынии, то она получит дополнительные аргументы для влияния на украинские румынские общины и давления на национальную политику Киева.

Перечень можно было бы продолжить, но и этого достаточно.

Что способна этому противопоставить Украина? Концепцию и стратегию национальной политики? Так о ней никто и не слышал. Обратные аргументы давления на Румынию с использованием украинского меньшинства в этой стране? И об этих аргументах никто не слышал, да и захочет ли их Брюссель слушать. Работу с молдавской общиной, которая до сих пор не признает себя частью румынского народа, а считает себя отдельным этносом? Так и этой работы никто не видел. Работу с самой румынской общиной ради создания в ее среде проукраинского лобби? Это вообще из области фантастики.

Поэтому не стоит удивляться, если через год-два с высоких трибун в Брюсселе и Страсбурге Украину будут "нагибать" за нарушение прав национальных меньшинств и ущемления, которых на самом деле нет. А чиновники в Киеве будут чесать затылки и оправдываться перед заезжими эмиссарами ЕС, в составе делегаций которых будут хитрые, предусмотрительные и прагматичные румынские политики и дипломаты. Они знают свои национальные интересы. Знают ли их в Киеве? Это еще вопрос.

Справка ИА REGNUM

Черновицкая область - самый маленький регион на юго-западе Украины. Население - 910 тысяч человек (78% украинцы, 20% румыны и молдаване (официальная Румыния всех их считает румынами, но такое мнение не разделяет само население), 2% - другие). Центр - город Черновцы. В области 11 районов. Румынское и молдавское население сконцентрировано преимущественно в четырех из них - Герцаивском, Глибоцком, Новоселицком и Сторожинецком. В области действуют свыше 20 румынских общественных и национально-культурных организаций, 86 школ, кафедра в Черновицком национальном университете. Издаются до 10 периодических изданий на румынском языке, действуют радио- и телестудия на государственном телевидении. В Черновцах открыто Генеральное Консульство Республики Румыния.