В преддверии намеченных в Грузии на 5 октября выборов в органы местного самоуправления обстановка в губернии Самцхе-Джавахети (армянонаселенный регион Грузии) внешне весьма спокойная. Некоторые избиратели склонны характеризовать ее даже "умиротворенной", желая тем самым обратить внимание наблюдателей на факт беспощадной (до последнего агитационного дня) эксплуатации сил и средств политических оппонентов; именно острые взаимоотношения между последними и составляли атмосферу предвыборной гонки. Дело, между прочим, доходило и до открытых стычек, самая громкая из которых успела докричаться до прокуратуры, не далее, как 25 сентября в административной черте ахалкалакского села Хореня; именно в этот день имело место весьма радикальное выяснение счетов между силами, представляющими интересы правящей партии "Единое национальное движение" и "Промышленников". В результате потасовки прокуратура Ахалкалакского района возбудила уголовное дело... Таким образом, "умиротворение" от 4 октября никоим образом нельзя воспринимать в контексте возможного истощения сил и энергии оппонентов; просто в последний предвыборный день агитация воспрещается в законном порядке.

Впрочем, само понятие "законный порядок" не предполагает однозначных оценок, и на практике толкуется по-разному. В частности, многие граждане не "находят себя" в списках избирателей, однако часто натыкаются на фамилии эмигрировавших и даже усопших соотечественников. Любопытно, что в "законном порядке" обжаловать это несоответствие не представляется возможным; суды подобные дела уже не разбирают. Так или иначе, но в силу известных причин, понятие правовое поле сегодня выводится в Грузии из "Закона о местном самоуправлении", неоспоримые преимущества которого над редакцией 2001 года и стали яблоком раздора оппонирующих политических структур. Он действительно определяет правовые, экономические и финансовые основания, государственные гарантии осуществления местного самоуправления, порядок образования органов местного самоуправления, их полномочия и отношения с государственными органами. В частности, определенные Законом полномочия новой самоуправляющейся единицы предполагают назначение выборным муниципальным собранием представителей исполнительной власти на данной территории, а также:

а) Управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности самоуправляющейся единицы;

б) Управление и распоряжение земельными ресурсами, находящимися в собственности самоуправляющейся единицы;

в) Рассмотрение и утверждение проекта бюджета самоуправляющейся единицы, внесение изменений и дополнений в бюджет;

г) Введение местных налогов и сборов, установление их ставок в рамках предельных размеров;

д) Взимание местных сборов;

е) Планирование землепользования, деление территории самоуправляющейся единицы на зоны, установление и изменение их границ;

ж) Регулирование местных пассажирских перевозок;

з) Регулирование выносной торговли;

и) Планирование дорожного движения на территории самоуправляющейся единицы, кроме автомобильных дорог международного и внутригосударственного значения;

к) Регулирование вопросов, связанных с проведением собраний, митингов, демонстраций;

л) Присвоение названий улицам и площадям.

Процитированная (малая) часть полномочий самоуправляющейся единицы уже свидетельствует в пользу неоспоримых преимуществ новой версии Закона, и, по мнению многих избирателей, приобретает особую ценность именно в пределах таких административно-территориальных единиц, каковыми являются населенные армянами (в частности) районы Самцхе-Джавахети и прилегающего Цалкинского района соседней губернии Квемо-Картли. Напомним, что на долю армянского населения приходится половина демографического показателя Самцхе-Джавахети. Следует отметить, что по мнению многих избирателей, именно фактор очевидных преимуществ данного Закона и обусловил в итоге отсутствие в предвыборных программах баллотирующихся традиционного для последних лет требования "армянской культурной автономии" в составе Грузии.

И тем не менее, закон имеет и массу изъянов дискриминационного характера. В частности, Ахалкалакский район, насчитывающий 65 населенных пунктов (избирательных участков), разделен на 22 округа (сакребуло), причем в весьма любопытном "удельном соотношении"; если на 5 грузинских сел района приходится такое же количество сакребуло, то 50 армянских населенных пунктов образуют 17 сакребуло. Дисбаланс проявляется не только на плоскости абсолютных цифровых показателей, но и в демографическом аспекте; грузинское село Бртена, насчитывающее 204, и администрация армянского села Картикама - 2446 избирателей, представлены в муниципальном собрании одинаковым количеством голосов - по одному.

Еще одним новшеством Закона является избрание в самоуправляющуюся единицу (Муниципальное сакребуло) 10 представителей по пропорциональной системе. Правящая партия Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" представлена в этом списке весьма солидно. В частности, в Ахалкалакском районе ее представителями являются экономист Гагик Махтесян, нынешний управитель района Артур Еремян, начальник радиоузла Хачик Айвазян, директор ООО "Б/П Объединение" Алексан Торосян, директор Сельхозводоснабжения Лева Казарян, начальник Ахалкалакского "Ресурс-Центра" Нарцисс Карапетян и другие - всего 19 кандидатов. Эта партия столь же солидно представлена и в мажоритарных списках. Следует отметить, что в некоторых районах Самцхе-Джавахети партия Михаила Саакашвили вообще не имеет формального конкурента; в частности в Ниноцминдском районе она не имеет ни одного оппонента. В других армянонаселенных районах ситуация несколько иная; в Ахалцихском районе конкуренцию правящей партии попытаются создать "Путь Грузии" и "Консерваторы", а в Цалкинском районе Квемо-Картли - "Промышленники". Тем не менее, по мнению большинства наблюдателей, конкуренция в данном случае носит сугубо условный характер. Интрига ожидается лишь в Ахалкалакском районе, где против "Единого национального движения" выступает движение "Единый Джавахк" во главе с Ваагом Чахаляном.

Любопытно, что движение представлено в списках "Промышленников", так как "национальные партии" в Грузии не регистрируются. В отличие от своих оппонентов, "Единый Джавахк" ("Промышленники") практически лишен административного ресурса; представленные в списках все 12 кандидатов - безработные. "Впрочем, мы сильно представлены в мажоритарных округах и непоколебимы идейно, - заявляет в этой связи Чахалян. - Изначально мы считали более предпочтительным бойкот выборов, так как сегодня в Грузии невозможно представить саму возможность проведения свободного и справедливого голосования. Мы обсуждали с представителями армянских организаций данный вопрос и пытались убедить их в опасности вовлечения в эту игру. Опасность именно идеологического характера, ибо проигрыш явил бы собой "констатацию" мнимой виртуальности требований армянского населения, равно как и виртуальности самих ее лидеров. К сожалению, нам не удалось найти общий язык - прислужники нынешних властей вошли в эту опасную игру, и нам ничего не оставалось, как принять этот вызов".

По мнению наблюдателей, день выборов обещает наиболее напряженный сценарий именно в Ахалкалакском районе.