В последнее время в СМИ развернулась кампания по дискредитации проекта подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. С комментариями о вредоносности решения "бородатой", с 25-летней историей, проблемы Чебоксарской ГЭС обрушивались политические деятели и общественные организации Нижегородской области. Почему информационно атакуют нижегородцы и отмалчивается Чувашия, выясняло ИА REGNUM.

По мнению председателя правительства Чувашии Сергея Гапликова, цель всей информационной кампании областного руководства - заставить правительство России выделить дополнительные средства на решение транспортных проблем Нижнего Новгорода. "Нижегородская область отстаивает решение, согласно которому необходимо построить низконапорную плотину, совмещенную с гидроузлом и мостовым переходом. Кроме того, область хочет проложить за счет федерального бюджета дополнительно 47 км подъездных путей. Я согласен, что они имеют право лоббировать собственные интересы, но не до такой же степени. Надо хотя бы элементарно анализировать свои предложения. Ситуация на мой взгляд очень простая - у Валерия Шанцева до сих пор остались амбиции так сказать московских масштабов. То есть, если я губернатор, то должен пробить инвестиционную программу не меньше чем на сотню миллиардов", - отметил Сергей Гапликов.

Поводом для такого заявления премьера Чувашии послужила позиция нижегородского губернатора на совещании по вопросам водохранилища и Чебоксарской ГЭС, которое прошло в сентябре под председательством министра экономического развития и торговли России Германа Грефа. На этом совещании делегация Нижегородской области не высказала принципиальных возражений против подъема уровня водохранилища до отметки 68 метров, но при этом поставила одно условие: в стоимость проекта должны быть включены строительство моста через Волгу и 47 км подъездных путей. К слову, общая стоимость предложений нижегородцев составляет 90 млрд. рублей. По мнению руководства делегации, такое решение могло бы стать вполне приемлемой платой за согласие области на частичное подтопление некоторых населенных пунктов. При этом нижегородский губернатор Валерий Шанцев откровенно поведал, что вокруг столицы области построено северное автодорожное кольцо, а на южное кольцо и мостовой переход через Волгу денег не хватает. Судя по всему, Валерий Павлинович решил войти в историю как губернатор, выведший Нижегородскую область на новый виток развития. И строительство Нижегородской кольцевой автомобильной дороги (по образу и подобию московской) - задача как раз подходящая для таких планов.

Однако предложения нижегородского губернатора так и не нашли понимания в правительстве Российской Федерации. Именно поэтому началась спекуляция общественным мнением в нижегородских СМИ, чем, кстати, не замедлили воспользоваться оппозиционные партии, пытающиеся сегодня перевести проблему 68-й отметки из хозяйственной плоскости в политическую. Какие же аргументы выдвигают противники поднятия уровня воды в Волге? Во-первых, они считают неизбежным возникновение экологических проблем. И, наконец, второй аргумент - под угрозой затопления могут оказаться не только населенные пункты, но и знаменитые на весь мир нижегородские святыни, в частности, Макарьевский монастырь.

Сторонники радикального и скорого решения проблемы 68-й отметки приводят свои доводы. На первом месте стоит энергетический кризис, предпосылки которого можно почувствовать уже сегодня в том же Нижнем Новгороде, где десятки домов в районах новостроек стоят без электроэнергии. К тому же, область вошла в список 16 регионов, которым грозит ограничение электроэнергии нынешней зимой. В регионе существуют очевидная нехватка энергетических мощностей, а из-за низкого уровня воды в водохранилище Чебоксарская ГЭС не может работать на полную мощность. Мало того, в зимнее время станция вынуждена регулярно работать на пиковых нагрузках, которые приводят к быстрому износу оборудования, увеличению амортизационных отчислений и соответственно росту тарифов. В результате такой энергетической "политики" убытки за весь срок работы недостроенного гидроузла составляют, по оценкам экспертов, порядка 110 млрд. рублей.

В случае поднятия уровня воды до 68-й отметки экономический эффект составит по разным оценкам ежегодно от 150 до 170 млн. рублей. Сюда входят не только увеличение производства электроэнергии, но и улучшение судоходства, нормализация экологической обстановки на Волге, которая с каждым годом все больше мелеет, развитие туризма и соответственно повышение инвестиционной привлекательности территорий региона.

Что касается проблемы Макарьевского монастыря, то, по мнению министра промышленности и энергетики Чувашии Юрия Волошина, он действительно может пострадать, но только в том случае, если уровень воды в Волге останется неизменным: "Есть определенная длина берегоукрепительных плит. Они могут класться в один, два, три ряда и так далее. Возле Макарьевского монастыря плиты положили в расчете на уровень воды 68 м, и все эти 25 лет вода била не в защитную систему, а под нее. Пройдет еще какой-то промежуток времени, и начнутся оползневые процессы". Макарьевский монастырь в проектном плане 68-й отметки - это все равно что Венеция, которая веками стоит в воде, - привел последний аргумент министр.

Напомним, что Чебоксарская гидроэлектростанция изначально проектировалась исходя из расчета уровня воды по 68-й отметке. И хотя в советские времена берегоукрепительные работы не довели до конца, сам проект, в его окончательном варианте никто не отменял. Более того, существуют документы, подтверждающие, что правительством страны в полном объеме выделены средства, предусмотренные на компенсацию Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл, земли которых будут выведены из оборота и затоплены. И руководители этих регионов прекрасно знали, что рано или поздно вопрос 68-й отметки встанет в повестку дня. Другой вопрос - как распорядились этими средствами регионы, которые сегодня вновь требуют компенсаций.

В ноябре 2005 года, во время визита в Чебоксары Герман Греф отметил, что "после подписания премьер-министром страны положения об инвестиционном фонде и с принятием закона о бюджете появился инструмент, который позволяет реализовывать такого рода проекты". Поднятие уровня Чебоксарского водохранилища поддержал и глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс: "Моя оценка на сегодняшний день - это, конечно, важнейший, очень дорогой и масштабный проект. И я считаю его вполне реалистичным. Завершаются дискуссии по финансовым параметрам. Примерно определены наша часть, которую мы готовы вложить, и размеры государственного финансирования. Думаю, что в ближайшее время этот проект уже начнет реализовываться".

Сейчас стало совершенно очевидно, что "дискуссия по финансовым параметрам" далека от своего завершения, и реализация проекта, взяв довольно резвый старт, начинает тормозиться. Причина этого торможения также лежит на поверхности -желание нижегородского губернатора Валерия Шанцева откусить от федерального инвестиционного пирога как можно больший кусок. А если свои предложения не удается подтвердить весомыми аргументами, в ход идут пропагандистские и политиканские приемы. Что перевесит - амбиции регионального руководителя или здравый смысл и экономические интересы страны, покажет время. Во всяком случае, премьер Чувашии Сергей Гапликов настроен весьма оптимистично. "Определенно, у Шанцева крутая пиар-кампания. Но мы работаем по-другому. Мы не болтаем", - подчеркнул он в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.