Григор Бадалян - эксперт по финансовым и экономическим проблемам Исследовательской группы "Акос" специально для ИА REGNUM

Продолжающееся уже более двух лет повышение курса драма давно перестало быть предметом интереса одних лишь профессиональных экономистов и представителей соответствующих государственных органов. Сегодня эта проблема стала предметом обсуждения всех слоев общества Армении, от высших руководителей государства до мелких лавочников. Однако подключение к поиску её решения все большего количества незаурядных армянских мозгов почему-то не привносит ясности в тему: после прочтения многочисленных статей, заметок, заявлений политиков создается впечатление, что обсуждается не конкретная макроэкономика небольшой страны, а нечто из области астрологии, магии или волхвования.

Скорее всего, причиной тому является обыкновенная безграмотность в области макроэкономики большинства участников дискуссий, будь то журналист, пытающийся на ходу освоиться в доселе неизвестной области знания, или депутат НС, отчаянно видящий корень зла во всемирном заговоре и обличающий высоких чиновников, или же высокопоставленный представитель правительства, вещающий на пресс-брифингах набившими оскомину монетаристскими мантрами из числа тех, которыми теоретики МВФ и ВБ уже не первое десятилетие гипнотизируют мировое сообщество.

Быть может, некоторым кажется, что на примере сегодняшней экономики Армении мы являемся свидетелями некой экономической аномалии, когда статистика не перестает рапортовать об экономическом чуде (именно так принято называть в мировой практике темп прироста ВВП более 10% в год), а конкретным людям и конкретным предприятиям все труднее и труднее удается сводить концы с концами.

Диагноз

На наш взгляд, напротив, в том, что все мы видим, нет никакого парадокса: сложившаяся ситуация давно описана наукой и успела войти во все учебники по макроэкономике под названием "голландской болезни". Речь идет о негативном долгосрочном влиянии диспропорционального, бурного роста в одном секторе экономики на остальные её сферы. Такая ситуация наблюдалась в Нидерландах в 60-х годах минувшего века, когда на фоне бурного освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Северного моря внезапный взрывной рост экспорта в топливно-энергетическом комплексе поставил на грань краха все прочие сектора голландской экономики: обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, отчасти туризм и т.п.

Механизм действия этой "голландской болезни" почти полностью идентичен сегодняшней ситуации в экономике Армении: внезапно начавший бурно расти сектор промышленности (назовем его сектором-провокатором) нацеленный, прежде всего, на экспорт, вызывает массовый приток валюты. При невмешательстве государства стоимость национальной валюты с неизбежностью начинает повышаться. Это, в свою очередь, приводит к потере рентабельности и снижению ценовой конкурентоспособности национального производителя, работающего вне бурно растущего сектора-провокатора. Причем страдают не только экспортеры готовой продукции, но также и компании, осуществляющие продажи исключительно на внутреннем рынке: их товары будут со временем вытеснены более дешевым импортом.

Падение производства в обрабатывающих секторах по логической цепочке приводит к падению объема поступлений в бюджет, увеличению безработицы, сворачиванию всех программ развития на предприятиях и т.д. и т.п.

В конечном итоге в выигрыше остаются только компании из бурно растущего сектора-провокатора и импортеры. Да и то, долгосрочное повышение обменного курса привело бы к снижению рентабельности в самом секторе-провокаторе.

Именно такую ситуацию мы наблюдали в России в 1998 году, когда из-за политики валютного коридора нефтяным компаниям стало просто-напросто невыгодно продавать добытую нефть на экспорт - издержки, номинированные в тогда ещё "дорогом" рубле превышали долларовую прибыль.

А теперь взглянем на экономику Армении и попытаемся найти аналогии. Безусловно, в этом случае сектором бурного роста, тем самым сектором-провокатором является строительная индустрия (рекордные 42% реального прироста за прошедший год). Вдобавок мы заметим, что данный сектор экономики de facto является экспортным, т.к. основные покупатели - резиденты иностранных государств, расплачивающиеся за приобретенную недвижимость в валюте.

Помимо автохтонного, "нормального" повышения спроса на недвижимость со стороны представителей диаспоры дополнительный спрос, по мнению некоторых экспертов, был вызван войной в Ливане, ожиданиями военной операции США в Иране, напряженностью в Грузии и т.д. Соответственно, проживающие в данных странах армяне стали чаще рассматривать переезд на Родину, как решение проблемы личной безопасности.

С целью приобретения недвижимости значительные суммы в иностранной валюте притекают на денежный рынок Армении и предъявляют спрос на драмы. Т.к. количество драмовой денежной массы при этом не меняется, эта тенденция с неизбежностью приводит к резкому повышению стоимости национальной валюты.

А дальше - по описанному сценарию: падение производства во всех экспортных отраслях, в сельском хозяйстве, да и в промышленности, работающей на внутренний рынок. Сегодня не только компаниям из сферы ИТ, заявленной правительством как приоритетная, все труднее и труднее удается осуществлять продажи на экспорт, но и компании легкой, пищевой промышленности, сферы услуг сталкиваются с возрастающим комом проблем. Например, если при продолжающемся росте национальной валюты со временем уменьшится или, даже, исчезнет ценовой разрыв между пивом марок "Котайк" и Budweiser, ничто не помешает внутреннему же "родному" армянскому потребителю впредь отдавать предпочтение знаменитому западному брэнду. Или же, со временем, если уже не сейчас, отдых в родном Цахкадзоре или на Севане будет обходиться дороже отдыха в Египте, Болгарии или Турции, не говоря уже о Грузии. И эта проблема касается без исключения всех внутренних производителей: как экспортеров, так и компаний, работающих исключительно на внутреннем рынке. Уже сегодня мы являемся свидетелями данной тенденции: падение экспорта, разрастание дефицита торгового баланса до рекордных 30% ВВП, спад практически во всех секторах промышленности и сферы услуг (в т.ч. замедление темпов роста лелеемого народом и правительством сектора высоких технологий) на фоне и из-за бурного роста одного из секторов экономики - строительства. В общей совокупности это дает экономический рост в 11% за прошедшие месяцы 2006 года. Нас не может не радовать "количество" этого роста, но, с другой стороны нас не может не беспокоить "качество" и внутренняя структура этого роста: экономический бум не самой стратегически перспективной отрасли приводит к увяданию всех тех отраслей, на которые нация сделала ставку в XXI веке. В конечном итоге это не может не привести к экономическому увяданию и деградации экономики страны.

Лечение

Ключевым вопросом, напрашивающимся после вникания в суть ситуации, является следующий: поддается ли "голландская" болезнь лечению, или в данном случае "медицина" бессильна. Иными словами, каковой должна быть роль государства в этой ситуации: это пресловутый "ночной сторож" Адама Смита, уныло смотрящий на всё ухудшающееся положение дел и лишь пожимающий плечами, существующий, видимо, только для протокольного опубликования статистических данных; или же это сложный организм, наделенный суверенитетом нации для решения (т.е. активного действия, а не пассивного созерцания) конкретных проблем, с которыми нация сама справиться не может поодиночке.

Сторонниками первой точки зрения являются представители давно уже не модной неоклассической модели экономики. Обычно они сосредоточены в МВФ, ВБ и прочих органах, всеми силами "вытаскивающих" отстающие экономики на "путь развития".

Нам кажется лишним упоминание давно сложившегося мнения о полной контр-продуктивности мер и политики, продвигаемых МВФ и ВБ.

Из под пера бывших представителей этих организаций вышла не одна книга, где они без зазора признаются в том, что основная цель их деятельности заключалась не в присоединении "опекаемых" стран к "золотому миллиарду", а в принятии всяческих мер, дабы любой ценой НЕ допустить такового "нежелательного" для развитого Запада развития событий. Можно даже обойтись без чтения подобных книг, а лишь посмотреть на "доску почета" этих организаций: те страны, которые в тот или иной период находились под влиянием рекомендаций МВФ и ВБ, рано или поздно оказывались на грани экономического краха. Это и Аргентина со своей богатейшей экономикой, это и Россия образца 1998 года, это Таиланд во время Азиатского кризиса 1997 год и многие другие. Наоборот, страны, отвергшие "помощь" МВФ, такие, как Малайзия с её ставшим вмиг неугодным Западу тогдашним премьер-министром Мохатхиром Мохаммадом, смогли самостоятельно добиться наилучших показателей и качества экономического роста.

К сожалению, в ином русле мыслят высшие управленцы из правительства и Центрального банка Армении. Адептам этих теорий присуще прямо-таки религиозное отношение к инфляции (наследие монетаристских воззрений Милтона Фридмана): бороться с этой "болезнью" они готовы даже ценой жизни самого пациента.

Нам же, напротив, кажется, что государство как раз таки призвано сглаживать диспропорции в доселе нерегулируемом, спонтанно-хаотичном развитии экономики Армении. Во-первых, можно и нужно вести валютную политику в целях оказания поддержки стратегически важным секторам экономики, и это под силу Центральному банку, который обладает всем необходимым набором инструментов.

Во-вторых, с другой стороны, параллельно можно слегка остудить перегревшийся сектор строительства, что полностью во власти правительства, конкретнее - налоговых органов.

Целью первого - монетарного - направления политики является доведение курса драма к корзине иностранных валют до приемлемого для внутреннего производителя и экспортеров уровня, например, 500-550 др./долл. Инструментами для достижения этой цели являются все каналы увеличения ликвидности. В первую очередь - прямая скупка долларов со стороны ЦБ на валютном рынке. Во вторую очередь, это могут быть такие давно отработанные в мировой практике традиционные механизмы тонкой настройки денежного рынка, как изменение учетной ставки или ставки репо (ставка, по которой коммерческие банки рефинансируют свои обязательства в ЦБ; чем ниже ставка, тем доступнее источники кредитования), нормы резервирования или проведение операций на рынке государственного долга.

На наш взгляд самым естественным и адекватным инструментом увеличения драмовой ликвидности является прямая покупка притекающей на рынок валюты за драмы, правом необходимой (и неограниченной) эмиссии которых, между прочим, обладает ЦБ согласно Конституции Армении.

Подобная мера автоматически вернула бы обменный курс в приемлемые для всех участников - предприятий вторичного сектора и сферы услуг, населения, да и самого строительного сектора - рамки. Единственной пострадавшей стороной были бы разве что импортеры (в т.ч. бензиновые и схожие монополии).

Упреждая подобный шаг со стороны вроде как независимого правительства вроде как независимой страны Армения представители МВФ с высоты своего о многом говорящего богатейшего опыта "спасения" развивающихся экономик пугают нас неизбежной инфляцией, которая последует за активизацией ЦБ на валютном рынке.

Подобные заявления напоминают известный анекдот о том, что лучшее средство от перхоти - это отсечение головы: да, инфляции не будет, только к тому времени "не будет" уже и самой экономики.

Более того, существующая инфляция вызвана не чрезмерностью спроса, а ростом издержек предприятий: повышение цен на газ, электроэнергию, беспрецедентная конъюнктура мирового нефтяного рынка и следственный рост цен на бензин, и т.д. и т.п. На этом фоне любые меры ЦБ по усмирению роста цен заведомо тщетны.

Нам кажется, напротив, что правительству следует делать все возможное для поддержки экспортно-ориентированных отраслей, как это, например, делается в Китае: на протяжении многих лет ЦБ Китая поддерживает фиксированный, искусственно заниженный курс юаня к доллару. Несмотря на самые настоятельные требования США отказаться от такой политики, Банк, по-видимому, не намерен отпускать юань в "свободное плавание" и будет и впредь противодействовать ревальвации китайской валюты. Причина проста: только при заниженном курсе национальной валюты китайский, во многом пока дешевый экспорт может оставаться конкурентоспособным на рынках США и Западной Европы и продолжать дальнейшую экспансию в темпах, которые не перестают удивлять мировое сообщество.

Вообще обычно жесткой линии в валютной политике позволяют себе придерживаться лишь страны с устоявшейся структурой экономики и валютами, имеющими претензии на статус резервных. К таковым можно отнести США, ЕС, Великобританию, Швейцарию, Японию и некоторые другие. Страны же, для которых остро стоит вопрос догоняющего развития, наоборот, используют политику слабой валюты для форсирования роста экономики. Кроме Китая к их числу можно причислить огромное количество т.н. развивающихся стран.

Возникает закономерный вопрос: неужели то, что правильно для Китая, Малайзии или Индии, не правильно для Армении? Или же по уровню экономического развития наша страна видится своему высшему руководству в числе таких государств, как Швейцария, Кувейт или Япония? К сожалению, при всем нашем высоком чувстве патриотизма мы далеки от таких мыслей.

Мы осмелимся возразить на ряд высказываний высших чинов по экономике и представителей МВФ и ВБ. Мы уверены в том, что проведение разумной политики фиксированного валютного курса с умеренным удешевлением драма не может стать сильным стимулом к инфляции, и, вдобавок, позволит предать столь необходимые силы всем, значительно исхудавшим за последние 1,5-2 года перспективным отраслям промышленности. Побочным же эффектом проведения подобной политики станет ускоренное накопление валютных резервов Центральным банком страны, что не может не дать повода для радости.

Более того, нам кажется, что подобное решение проблем лежит на поверхности, и у нас вызывает недоумение тот факт, что к такому решению пока не прибегли. Оно полностью логично с макроэкономической точки зрения, и причины, по которым политика активного валютного регулирования не находится в фаворе у руководства ЦБ и правительства, быть может, лежат вне экономического поля.

Напомним, что государственный внешний долг Армении состоит в основном из обязательств Всемирному Банку и МВФ. И всем известно, что данные организации предъявляют довольно нелегкие требования при выдаче кредитов. Не секрет, что их вмешательство в дела отдельных государств часто идет вплоть до утверждения или отклонения их государственных бюджетов на совете МВФ или ВБ, не говоря уже о документах "меньшей" важности, таких, как основные направления денежно-кредитной политики центральных банков. Если с мнением данных организаций в свое время вынужденно считалась Россия, то маленькая Армения вполне-таки может быть на короткой привязи у этих т.н. "агентов" глобализма.

Таким образом, вполне вероятно, что правительственные чиновники в свое время "негласно" обязались следовать в русле сомнительных с точки зрения экономических интересов и приоритетов Армении рекомендаций МВФ и/или ВБ. К сожалению, не Армения - первая, не Армения - последняя в списке сломленных этими международными организациями стран.

Если наши опасения имеют под собой почву, и денежные власти не проводят столь необходимой экономике Армении политики удешевления драма ввиду каких-либо "негласных" обязательств перед международными монетарными организациями, то вся заинтересованная общественность должна предпринять все возможные меры, дабы вернуть суверенитет в денежной сфере армянскому народу. Ведь на карте - конкурентоспособность армянской экономики в долгосрочной перспективе, экономическое благосостояние и безопасность страны.

Самые насущные шаги, которые, на наш взгляд, требуется сделать без отлагательств, следующие:

1. Необходимо ликвидировать монополию ЦБ в области глубокой макроэкономической аналитики: представители этой государственной структуры имеют на руках все факты и обладают наиболее широким видением общей картины в экономике, следовательно, всякие диспуты с ними чреваты провалом ввиду меньшей осведомленности оппонентов политики ЦБ. Поэтому необходимо создать (или нанять) независимую группу исследователей, которая бы представила непредвзятую оценку существующей денежной политики в свете тех стратегических целей, которые поставил перед собой армянский народ в деле долгосрочного развития перспективных отраслей экономики.

2. Необходимо разработать комплекс мер по охлаждению перегретой строительной индустрии страны. Данная политика может носить чисто фискальный характер: напр., увеличение налога на продажи первичной жилплощади, увеличение налогов на землю, сделки с землей под строительство и т.п. Общая логика - искусственное повышение издержек строительства с целью уменьшения потенциального спроса.

3. Целесообразно создание инициативной группы из представителей отечественных компаний всех секторов с целью глубокого изучения вопроса и донесения единой позиции всего частного сектора до широких слоев общественности, парламента и президента.