Вступило в силу решение Смоленского областного суда, в соответствии с которым оставлено в силе решение Вяземского районного суда по делу москвички Ирины Батуриной, известному как "огородное дело". Таким образом подтверждено оправдание женщины, которая в 2004 году была обвинена в выращивании наркосодержащих растений (п. "в" ч. 2 ст. 231 УК РФ) после того, как летом 2004 года на ее дачном участке в деревне Боталы Угранского района Смоленской области сотрудниками Госнаркоконтроля был обнаружен произраставший самосевом масличный мак. Ирина Батурина, являющаяся кандидатом биологических наук, утверждала, что масличный мак, представляющий собой распространенное сорное растение, не следует отождествлять с маком опийным.

15 июля 2005 г. Угранский районный суд признал Ирину Батурину невиновной в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления. Однако 18 октября того же года Смоленский областной суд по кассационному представлению прокурора отменил оправдательный приговор и вернул дело в суд первой инстанции. Это было сделано на основании опечатки в приговоре, где отчество Батуриной было написано с ошибкой - "Геннадьевна" вместо "Геннадиевна". Новое рассмотрение дела должно было состояться в Вяземском районном суде, так как в связи с длительностью процесса в Угранском суде уже не осталось судей, которые бы не были к нему причастны.

Но суд первой инстанции не смог вернуться к рассмотрению "огородного дела". Уже назначенное заседание Вяземского суда было отменено, и дело, ссылаясь на жалобу Батуриной, забрал президиум областного суда. При этом защита утверждала, что никакой жалобы не существовало; как сообщил ИА REGNUM адвокат Батуриной Станислав Маркелов, подать жалобу было просто невозможно, так как защита не получила копию решения областного суда.

Рассмотрев якобы жалобу Батуриной, президиум Смоленского облсуда отменил решение от 18 октября 2005 года, основанное на технической ошибке, и постановил вернуть дело на рассмотрение в областной суд. 4 апреля 2006 года облсуд повторно вынес решение об отмене оправдательного приговора и опять-таки постановил вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - вновь в Вяземский районный суд. Основания такого решения остались неизвестными по той же причине - по невозможности защите добиться выдачи копии решения областного суда.

Но новый процесс в Вяземском суде так и не начался. Областной суд вновь забрал дело и наконец вынес решение, согласно которому оправдательный приговор Угранского районного суда от 15 июля 2005 г. оставлен в силе с исправлением технической ошибки в отчестве подсудимой.

"Информация об этом решении Смоленского областного суда дошла до нас в сентябре. До настоящего времени оно не было обжаловано стороной обвинения и вступило в законную силу, - сообщил Станислав Маркелов. - Ирина Батурина имеет статус оправданной - достаточно редкий, учитывая крайне малое количество оправдательных приговоров, которые выносятся в наших судах".

"Особая значимость этого дела в том, что Госнаркоконтроль впервые проиграл по делу, связанному с самосевом дикого мака, - подчеркнул адвокат. - Обычно подсудимые по подобным делам признаются виновными, и им назначается наказание в виде условного срока. Оправдательный приговор очень детально проработан, что также редко встречается. Еще одна его интересная особенность - он основан на нормах не только российского, но и международного права, в частности, Единой Конвенции о наркотических средствах и др.".

"Тем не менее, - посетовал Станислав Маркелов, - учитывая то, что наше право не является прецедентным, боюсь, что в своей практической деятельности Госнаркоконтроль будет игнорировать данное судебное решение, по-прежнему будет возбуждать уголовные дела против людей, на чьих участках обнаружится более 10 цветков (даже не растений, а именно цветков!) масличного мака, и людям, которые попадут в подобную ситуацию, придется все заново доказывать".

Что касается Ирины Батуриной, то теперь, когда ее невиновность подтверждена судом, она, по словам адвоката, намерена возбудить гражданское дело против Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (Госнаркоконтроля) о выплате компенсации за моральный и материальный ущерб, понесенный в результате возбуждения против нее уголовного дела. В частности, ей неоднократно пришлось за свой счет ездить из Москвы в Смоленскую область для участия в судебных заседаниях, отпрашиваясь для этого с работы. Кроме того, потрясение, которое она испытала, став жертвой несправедливого уголовного преследования, негативно сказалось на ее и без того некрепком здоровье.