Руководитель дивизиона "Инвестиционный" холдинга "ФИНАМ" Дмитрий Серебренников прокомментировал по просьбе корреспондента ИА REGNUM неудачную попытку ОАО "Уралкалий" выйти на перви́чное публи́чное предложе́ние ценных бумаг (IPO).

ИА REGNUM: О желании выйти на IPO сейчас заявляют все больше крупных российских предприятий. Насколько качественным вы считаете экспертное сопровождение тех выходов на IPO, которые уже состоялись или сейчас планируются?

Прежде всего, стоит отметить, что к выходу на IPO готовятся не только крупные, но и относительно небольшие компании. Так, агропромышленная компания "ПАВА", в прошлом году разместившая свои акции на ММВБ и РТС, планирует выйти на Лондонскую биржу, сегодня появилась информация, что кипрская компания Teleset Networks, владеющая небольшим альтернативным оператором связи в Казани, прошла листинг на площадке альтернативных инвестиций LSE. Таких примеров можно привести десятки. При этом практически все IPO, которые были проведены, состоялись успешно. Есть немало случаев переноса размещений, но они связаны либо с неблагоприятной рыночной конъюнктурой, либо с изменением планов собственников. Недавний "Уралкалия" от выхода на биржу - не имеет аналогов. Однако, здесь все объясняется просто - Дмитрий Рыболовлев явно переоценил свою компанию, но идти на уступки инвесторам не собирался.

В целом, инвестиционные банки, проводящие IPO российских компаний, работают весьма профессионально - у них имеется колоссальный опыт работы как в развитых, так и развивающихся странах. Российские игроки, ранее выступающие как младшие партнеры западных коллег, сейчас получили необходимые технологии, сформировали значительные клиентские базы и вполне успешно самостоятельно организовывают размещения. Правда, пока преимущественно в России. Таким образом, качество экспертного обеспечения сейчас находится на высоте. Другое дело, что не все инвестиционные банки могут отстоять свое экспертное мнение перед клиентом, которые нередко продавливает свою цену, которая далеко не соответствует ожиданиям рынка.

ИА REGNUM: По вашим наблюдениям, чего "среднестатистический крупный бизнесмен" в России ожидает от выхода своей компании на IPO? Насколько адекватны эти ожидания?

Прежде всего, крупный бизнесмен ожидает больших и дешевых денег. При этом в большинстве случаев часть суммы достается ему лично (продажа ценных бумаг, принадлежащих акционерам), а часть идет в развитие компании (акции дополнительной эмиссии). Кроме того, выход на биржу практически всегда предполагает передачу части акций западным инвесторам, что создает для собственника дополнительную гарантию от рисков деприватизации. Стоит перечислить другие преимущества, которые обеспечивает IPO: возможность привлекать более дешевые кредиты, т.к. кредитное качество публичной компании обычно оценивается выше; повышенное внимание со стороны СМИ - ведь после того, как собственниками компании становятся тысячи людей, она становится более значимой и интересной как поставщик информационных поводов; наличие справедливой оценки компании - собственник точно знает, во сколько оценивает его рынок, причем он может управлять стоимостью актива. К слову, бывают случаи, когда небольшие пакеты акций размещаются именно для того, чтобы оценить капитализацию актива перед продажей его стратегу.

ИА REGNUM: В области экономического пиара, выход на IPO все чаще подается как некий абсолютный "знак качества" предприятия. Всегда ли это верно по сути, не сыграет ли этот принцип злую шутку с тем или иным бизнесом?

Предприятие, выходящее на IPO, должно быть готовым к тому, что ему придется быть более открытым, стараться платить дивиденды, ввести в совет директоров независимых членов и т.д. Однако большая открытость и стремление улучшить свои финансовые результаты действительно улучшают качественные характеристики предприятия. Кроме того, если компания воспринимается как "плохая", инвесторы вряд ли буду вкладывать средства в ее акции. Можно говорить о том, что успешное IPO является неким индикатором наличия у бизнеса перспектив развития, однако, конечно, не подтверждает его превосходства над непубличными конкурентами. Они также могут работать вполне успешно и отличаться высокими стандартами менеджмента.

ИА REGNUM: Чему, на ваш взгляд, должна научить российских бизнесменов неудачная попытка выхода "Уралкалия" на IPO? В чем вы видите причины этой неудачи?

Как уже говорилось, переоценка бизнеса. Объявленный ценовой коридор предложения в размере от $2,05 до $2,45 за акцию, на наш взгляд, был завышенным: справедливая стоимость обыкновенной акции "Уралкалия", по нашим расчетам, на конец 2006 года составляет $1,92. Собственник должен реально оценивать свой актив, ориентируясь не на амбиции, а на существующее положение дел на рынке. Стоит понимать, что любой инвестор готов купить недооцененный актив (получить премию при размещении), но никто не будет переплачивать. Особенно в условиях, когда все больше эмитентов выходит на фондовый рынок, и у покупателей их ценных бумаг есть выбор.