Уже четыре месяца в Госдуме работает экспертный совет "Доступное жилье". О том, что удалось сделать корреспонденту ИА REGNUM рассказал заместитель руководителя экспертного совета по реализации национального проекта "Доступное жилье" Алексей Семенов.

ИА REGNUM: Алексей Мстиславович, расскажите о том, как и почему был создан экспертный совет?

Экспертный совет существует уже четвертый месяц. Он был создан по поручению председателя Государственной Думы РФ Бориса Грызлова после посещения депутатами "Единой России" митинга обманутых инвесторов на Горбатом мосту 19 мая 2006 года. Основная цель центра - создать условия для общения пострадавших людей с чиновниками и застройщиками для разрешения создавшейся ситуации совместными усилиями под контролем депутатов фракции "Единая Россия" ГФ РФ. Каждое заседание экспертного совета тщательно подготавливается: наши специалисты анализируют представленные документы и предлагают приглашенным участникам Совета механизмы выхода из создавшегося положения.

К сожалению, нам приходится сталкиваться с непониманием как со стороны исполнительной власти в лице представителей местных администраций, так и со стороны пострадавших вкладчиков. Многие посещают заседания Совета, чтобы просто "попиариться". К счастью эти случаи редки и фактически все решения принятые коллегиально Советом реализуются на практике.

Специалистами Совета с помощью инициативных групп вкладчиков проведена огромная работа по сбору информации и создании базы данных по проблемным объектам во всех регионах России. База данных еженедельно обновляется: ряд объектов навсегда удаляется из нее, в связи с решением проблемы. Но, приходится констатировать, что появляются и новые объекты. Вся информация скрупулезно проверяется нашими специалистами и только после этого вносится в базу данных.

ИА REGNUM: Что можно сказать об участниках экспертного центра?

В списке членов экспертного совета 20. Это наш актив, рабочий орган как представителей обманутых соинвесторов так и специалистов, которые защищают интересы всех вкладчиков, обманутых нерадивыми строителями и чиновниками. Члены Совета подготавливают заседания экспертного совета: принимают решение, какой проблемный объект будет рассматриваться, кого из ответственных лиц вызывать и т.д. Стараемся реагировать на те объекты, которые вызывают наибольший резонанс.

В основном все приглашаемые реагируют нормально: подавляющее большинство руководителей приходят либо сами, либо присылают заместителя. Отмечу, что чиновники Москвы и Московской области осознают эту проблему и с готовностью идут на встречу обманутым соинвесторам. Более того, для выхода из кризиса есть политическая воля руководителей регионов, Юрия Лужкова и Бориса Громова.

В московском регионе поставлены конкретные сроки решения проблемы обманутых инвесторов. Это 2008-2009 годы. Однако отмечу, что в этих регионах задача поставлена все же по-разному. Например, у мэра Москвы Юрия Лужкова задача заключается в том, чтобы удовлетворить только тех, кто реально пострадал, а если говорить о жертвах двойных продаж, то со стороны московских властей пока категорическое отрицание необходимости вмешиваться в данную ситуацию. Надеюсь, эту позицию удастся поменять в будущем. Я думаю, что поскольку в теме двойных продаж есть элементы коррупционной составляющей и мошенничества, этот вопрос должны решать суды. Но, как бы там не было, это наши граждане и мы не имеем права не обращать на них никакого внимания и не принимать никаких мер. Вопрос двойных продаж надо обязательно решать, и мы будем добиваться, чтобы проблема для этой категории граждан так же решалась положительно.

В отличие от Москвы, губернатор Московской области Борис Громов заявил, что нужно удовлетворить интересы всех пострадавших, в том числе и пострадавших от двойных продаж. Такая позиция глав администраций нами приветствуется.

ИА REGNUM: Чиновниками и очень многими деятелями в СМИ заявляется о том, что в итоге в своем горе виноваты сами обманутые инвесторы, потому что сами не рассчитали собственный риск, они не увидели подводных камней в договорах и купились на рекламу. Но там, где дома не строятся, там, где высокие чиновники гарантировали надежность компании, действительно ли ответственность лежит только на самих людях? Ведь получается людей просто обманули. И есть ли какой-то механизм привлечения к ответственности чиновников, которые принимали непосредственное участие в том что, случилось?

Есть часть инвесторов, пострадавших от действий мошенников. По этим объектам недвижимости наблюдаются двойное, а где - то тройное и более количество продаж одной квартиры. Этими мошенниками занимаются правоохранительные органы. Преступники пользовались доверчивостью и юридической безграмотностью граждан. Люди покупали квартиры у строительной компании, которая даже не имела инвестиционного договора. Не была проявлена элементарная бдительность. Деятельность такой компании никто не проверял, верили на слово. И, конечно тут большая вина самих соинвесторов. Граждане добровольно расставались со своими честно заработанными деньгами. Что касается ответственности чиновников: если инвестиционные договоры оформлялись правильно, т. е. с участием администрации, то, безусловно, администрация должна нести ответственность согласно действующему законодательству РФ. Многие главы администраций активно участвуют в решении проблемы обманутых вкладчиков на местах. И это очень хорошо.

ИА REGNUM: Возможно ли обязать компанию заключать некий типовой договор государственного образца без вариации?

Сейчас как раз об этом и речь идет. И в законе это будет прописано.

ИА REGNUM: Вы говорите о поправках к 214-му закону?

Да, одна из поправок к 214-му закону (ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." - ИА REGNUM) будет это предусматривать. Это будет типовой договор. Необходимо сделать так, чтобы в такой стратегической отрасли народного хозяйства отсутствовал правовой нигилизм.

ИА REGNUM: Какие меры может предложить центр "Доступное жилье" для того, чтобы массового обмана инвесторов не повторялось, чтобы через 3 года не появилась новая волна людей, которые приобретали жилье в настоящее время. Заблокирован ли процесс пополнения армии обманутых инвесторов?

К сожалению, 214-ый закон и поправки к нему результатов пока не дали. Касаясь предыдущего вопроса по поводу воду новых схем, которые создают строительные компании для обхода 214-закона, отмечу, что используются прежде всего две схемы, - это вексельная схема и предварительные договора. Кстати разработаны они, как всем известно, компанией "СУ-155", кстати говоря, эта схема несколько лет назад была введена в практику "Социальной инициативой" и она сейчас распространена среди других компаний. Привлечение денежных средств под ценные бумаги. Эксперты утверждают, что это незаконно. У инвесторов в этом случае не возникает прав на недвижимость, за которую они платят деньги. И как я уже говорил, фиксировать факты, использования схем обхождения статей Закона должны правоохранительные органы, лицензирующие органы должны отзывать лицензии. Идеальным был бы вариант, если бы предприниматели, попавшиеся на использовании таких схем, лишались бы права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, а строительные организации лишались бы лицензии без права возобновления строительной деятельности в дальнейшем. Задача же экспертного совета заключается в том, чтобы не только помочь пострадавшим выйти из кризиса и решить квартирный вопрос, но и подготовить для включения в Закон поправки, которые в дальнейшем не позволили бы недобросовестным застройщикам наживаться на гражданах России.