15 октября федеральный канцлер Германии Ангела Меркель ответила на предложения президента России Владимира Путина о создании энергоальянса двух стран и переориентации в Германию основных ресурсов Штокмановского месторождения. По итогам ее переговоров с президентом Франции Жаком Шираком решено, что Германия и Франция создают энергоальянс внутри ЕС без участия третьих стран. России же предложено исполнять Энергетическую хартию - документ, который Владимир Путин отвергает как "не отвечающий национальным интересам".

Вчера по итогам состоявшегося в Париже заседания франко-германского совета министров президент Франции Жак Ширак и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель подписали заявление, посвященное условиям создания "сбалансированного энергетического партнерства" между ЕС и Россией. "Энергетическое партнерство" с Европой должно быть зафиксировано весной 2007 года на энергосаммите ЕС и его партнеров в области энергетики в Берлине, причем новый характер отношений с Россией должен быть зафиксирован в специальном рамочном соглашении, которое придет на смену действующему соглашению о партнерстве и сотрудничестве ЕС-РФ, подписанному в июне 1994 года (вступило в силу в декабре 1997 года сроком на десять лет).

Шансы на то, что Россия и ЕС договорятся в Берлине о создании "энергетической оси", почти отсутствуют, - пишет "Коммерсант". Как говорится в официальном заявлении франко-германского совета министров, "России должна приступить к быстрой и эффективной реализации содержимого Энергетической хартии и прилагаемого к ней Транзитного протокола". Именно на принципах хартии, а также декларации стран G8 по итогам саммита в Санкт-Петербурге две страны ЕС предлагают России основываться, подписывая новый договор.

Напомним, президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что положения Энергетической хартии экономически невыгодны для России и ратификации этого документа, принятого РФ в 1994 году, не предполагается. 23 сентября на трехсторонней встрече Владимира Путина, Жака Ширака и Ангелы Меркель во французском Компьене российский президент подтвердил, что Россия не подпишет документы Энергетической хартии и Транзитного протокола к ней, если в текст документа не будут внесены изменения, делающие хартию выгодной России. В заявлении совета министров Франции и Германии об изменениях не сказано ни слова, мало того, упомянут и Транзитный протокол - главный камень преткновения между РФ и ЕС в вопросах хартии. Напомним, согласно принципам протокола, Россия должна представить трубопроводы для свободного транзита газа из Средней Азии в ЕС, в то время как европейские трубопроводы не попадают под действие транзитного протокола.

Ранее Владимир Путин предложил Германии одну из самых выгодных сделок в истории - переориентацию на Германию экспорта Штокмановского месторождения, в участии в разработке которого накануне визита в Германию Владимира Путина отказал всем иностранным партнерам глава "Газпрома" Алексей Миллер. На совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель он заявил, что Германия может рассчитывать не на 20-45 млрд кубометров газа Штокмана, а на 50-55 млрд кубометров. Это заявление позволяло Германии рассчитывать на 70-80% всей добычи газа на Штокмане, запасы которого оцениваются в 2 трлн кубометров. Президент России сделал Ангеле Меркель и более выгодное предложение: "Германия может превратиться из крупнейшего потребителя в европейский центр дистрибуции газа". Фактически федеральный канцлер Ангела Меркель вчера дала отрицательный ответ на данное предложение. Меркель предпочла другой договор - с Жаком Шираком, которого президент России оставил за бортом соглашений по Штокману, - продолжает издание. Вчера в совместном заявлении вопрос взаимоотношений с Россией шел лишь вторым пунктом. Первым упоминался альянс двух стран ЕС по вопросам энергополитики внутри самого союза. А на берлинской конференции предполагается обсудить не только рамочное соглашение ЕС и России, но и развитие энергопартнерства со странами Средней Азии, Каспийского бассейна и Северной Африки, а также и сотрудничество с "транзитными государствами", в том числе с Украиной и Молдавией, пострадавшими от "газовой блокады" "Газпрома" в январе 2005 года.