После нескольких месяцев относительно стабильной ситуации в Джавахке, обстановка вновь стала напряженной в связи с выборами в местные органы власти в Грузии, которые состоялись 5 октября. После бандитского нападения на лидера общественной организации "Единый Джавахк" Ваагна Чахаляна и его семью, и последовавшего за этим ареста Чахаляна, ситуация в Джавахке и в Армении обостряется с каждым днем. В защиту Чахаляна происходят акции протеста. По оценке наблюдателей в Ереване, Армения вступила в заговор с Грузией в отношении армянского населения Джавахка. Версия о взаимо-обусловленных усилиях Армении и Грузии кочует из публикации в публикацию, но при этом не дается разъяснений - в связи с чем имеет место данный "заговор". Доводы относительно того, что Армения опасается блокирования коммуникаций со стороны Грузии, вероятность чего, якобы, стала более вероятной в связи с усилением российско-грузинской конфронтации, явно не отражают подлинного положения дел.

Можно согласиться с некоторыми авторами, что Запад в лице официальных структур и экспертного сообщества пытается не допустить интернационализации проблемы Джавахка, прежде всего, не допустить признания данной проблемы политической. Это правда, но не вся правда. Интерес Запада, прежде всего США и НАТО к Джавахку, а вернее к Самцхе-Джавахку выходит за рамки проблемы российских баз. Данный регион Грузии представляет значительный интерес для стратегии основных субъектов геополитики, поскольку от политического и военно-оперативного положения данного региона во многом зависит перспектива Запада в евразийском направлении. Если, сейчас, то есть до окончательного решения вопроса о российском военном присутствии, США и НАТО не заостряют внимания на этом регионе, то это вовсе не означает отсутствия подлинного интереса к нему. Несколько ранее стало известно, что США согласовали с Грузией намерение разместить в данном регионе небольшие контингенты своих вооруженных сил. США не могут допустить бесконтрольного положения в этом узловом регионе на маршрутах энергетических коммуникаций если учитывать, что Грузия не может быть признана государством, способным обеспечить необходимую безопасность, а Турция более не рассматривается как надежный партнер США, в особенности на Южном Кавказе. Самцхе-Джавахк со временем займет несравнимо более важное место в стратегии США и НАТО, с ним все более будут связываться приоритеты государств региона.

Армянская правящая элита, независимо от внешнеполитических ориентаций, культурно-образовательного уровня и политической ментальности, "методом набора и перебора" эмпирических сведений, приняла пусть и не вполне осознанное решение о проведении многовекторного курса во внешней политике. Данное решение поддерживают два крыла политического руководства Армении, как сохранившие осколки "идеологичности", так и те, которые весьма далеки от идеологии. Данная политика не может не включать такой элемент как Джавахк, который все более привлекает внимание европейских инстанций. Если попытаться собрать "картинку" событий последних месяцев, имея в виду широкий диапазон международных процессов, то можно довольно легко придти к выводу о том, что имеются определенные договоренности руководства Армении с США и ЕС по проблеме Джавахка. Конечно же, Грузия активно участвует в некоторых договоренностях, происходит обмен информацией и оказание взаимных услуг, но сутью данной ситуации, которая возникла после 5 октября, является попытка продемонстрировать Западному сообществу готовность Армении осуществлять специальные разработки во имя общей дружбы и сотрудничества. И это фактически привело к армяно-армянскому конфликту. Другого ожидать и не приходилось.

Марк Зорян - эксперт по региону Самцхе-Джавахети (Грузия)