Парламент Абхазии 18 октября обратился к президенту России и Федеральному Собранию Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия и установлении между Россией и Абхазией ассоциированных отношений. ИА REGNUM приводит полный текст обращения:

"Государственность Абхазии насчитывает более 1200 лет. С момента своего зарождения в VIII веке Абхазское государство играло заметную роль в политической и экономической жизни Кавказа.

На протяжении двух веков между Россией и Абхазией существуют межгосударственные отношения, вобравшие в себя богатую и сложную историю наших народов, двух государств. Исторические реалии конца XVIII - начала XIX вв. позволили Абхазскому княжеству в 1810 году самостоятельно войти в состав Российской империи, о чем свидетельствует Грамота от 17 февраля 1810 года, данная Александром I, посредством которой Российский Император признал государственность Абхазии и распространил на нее протекторат России.

После распада Российской империи, на съезде Абхазского народа в Сухуме 8 ноября 1917 года был избран Абхазский Народный Совет, который принял Конституцию и Декларацию абхазского народа, а 11 мая 1918 года была восстановлена ее государственность, независимое абхазское государство.

В июне 1918 года войска только что провозглашенной Демократической республики Грузия оккупировали территорию Абхазии. Эти действия вызвали резкий протест со стороны Абхазии, народов Северного Кавказа и были расценены как акт агрессии и аннексии. Политика правительства Грузии вызывала крайнее недовольство многонациональной Абхазии, что привело к изгнанию грузинских войск и установлению здесь советской власти 4 марта 1921 года. 31 марта 1921 года была провозглашена независимая Социалистическая Советская Республика Абхазия. 21 мая 1921 года Ревком ССР Грузия признал независимость ССР Абхазия и принял Декларацию о независимости Социалистической Советской Республики Абхазия.

ССР Абхазия на правах суверенного государства участвовала в создании Союза ССР, и ее представители в декабре 1922 года подписали Договор об образовании СССР. С февраля 1922 года и до февраля 1931 года ССР Абхазия на равноправной основе была объединена с ССР Грузия и называлась: "Договорная ССР Абхазия". Однако, по указанию Сталина в феврале 1931 года, Договорная ССР Абхазия была преобразована в автономную республику и введена в состав Грузинской ССР. Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня автономии в составе Грузии привело к народному возмущению, общенациональному сходу, выразившему резкий протест против такого решения.

С 1937 года начался самый мрачный период в новейшей истории Абхазии. Лаврентий Берия обрушил на республику террор, приведший к полному уничтожению политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленными темпами проводилась политика грузинизации: абхазская письменность была переведена на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топонимы заменялись грузинскими, обучение в школах стало вестись на грузинском языке, абхазам запрещалось называться народом, целенаправленно проводилась ассимиляторско-переселенческая политика, направленная на деформацию этнодемографической структуры населения. За период с 1937 по 1953 гг. из Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно увеличило их долю в составе населения Абхазии. Массовые митинги и демонстрации в рамках национально-освободительного движения с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957, 1964, 1967, 1978 и 1989 годах.

Вместе с тем, в соответствии с Конституцией СССР 1977 года, автономные республики являлись государствами, обладали суверенитетом на свою территорию. По закону СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и Субъектом Федерации" от 26 апреля 1990 года, автономные республики - это советские социалистические государства, являющиеся субъектами федерации - Союза ССР, следовательно, отношения между Грузией и Абхазией носили характер взаимоотношений между государствами - субъектами СССР.

В ответ на односторонние решения Грузии в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, направленные на выход Грузии из СССР, и признающие органы Государственной власти ГССР и принятые ими правовые акты нелегитимными, Верховный Совет Абхазской АССР, в целях защиты государственности Абхазии, принял 25 августа 1990 года "Декларацию о государственном суверенитете Абхазии" и Постановление "О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии", констатируя, что в результате решений, принятых Верховным Советом ГССР, вхождение Абхазии в состав Грузии лишилось правовых оснований.

В соответствии с Законом СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР" от 3 апреля 1990 года, принятым еще в период нахождения Грузии в составе СССР, Автономные республики, в случае выхода Союзной республики из СССР, обладали правом самостоятельно решать вопрос пребывания в Союзе ССР и своем государственном статусе. В соответствии с данной нормой, Абхазия приняла участие в референдуме 17 марта 1991 года, на котором большинство населения республики высказалось за сохранение Союза ССР. Результаты референдума по Абхазской АССР были официально подтверждены Центральной комиссией референдума СССР.

31 марта 1991 года на территории Грузии был проведен референдум о восстановлении государственной независимости Грузии, в котором Абхазия участия не принимала.

9 апреля 1991 года на основе результатов референдума 31 марта Верховным Советом Грузии был принят акт о восстановлении государственной независимости Грузии, которым Грузия провозглашалась правопреемницей Демократической республики Грузия 1918-1921 гг. Таким образом, возникли два не связанных друг с другом государства: Грузия, зявившая о своей независимости и выходе из СССР, и Абхазия, которая продолжала оставаться субъектом Советского Союза, следовательно, государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией были прекращены. В этой связи принятие Грузии в ООН 31 июля 1992 года в границах бывшей ГССР лишено оснований по причине отсутствия между Абхазией и Грузией на момент 21 декабря 1991 года, т.е. распада СССР, государственно-правовых отношений. Абхазия, учитывая тогдашние политические реалии, стремясь предотвратить вооруженную конфронтацию, предлагала Грузии восстановить прерванные государственно-правовые отношения на новой равноправной основе.

23 июля 1992 года Верховный Совет Абхазии, на основании Конституции 1925 года, провозгласил Абхазию суверенным государством, субъектом международного права. Одновременно Парламент Абхазии обратился к руководству Грузии с предложением начать переговоры об установлении равносубъектных отношений на основе федеративного договора. Однако, Грузия предпочла политическому диалогу с Абхазией применение силы. 14 августа 1992 года началась вооруженная агрессия Грузии против суверенной Абхазии. Это уже была вторая попытка Грузии в XX веке устроить геноцид абхазского народа, аннексировать территорию Абхазии и ликвидировать абхазскую государственность.

После завершения 30 сентября 1993 года освободительной войны, 4 апреля 1994 года при посредничестве ООН, Российской Федерации и при участии ОБСЕ (СБСЕ), абхазской и грузинской сторонами было подписано "Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта", которое зафиксировало отсутствие государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией.

26 ноября 1994 года Народное Собрание - Парламент Республики Абхазия принимает новую Конституцию Республики Абхазия, в которой провозглашает Абхазию суверенным, демократическим, правовым государством, исторически утвердившимся по праву народа на свободное самоопределение.

3 октября 1999 года в Абхазии состоялся всенародный референдум, на котором 97,7% граждан Республики Абхазия проголосовали за суверенное, демократическое, правовое, государство. 12 октября 1999 года был принят "Акт о государственной независимости Республики Абхазия". Народ Абхазии подтвердил свою решимость продолжить строительство суверенного, демократического, правового государства - субъекта международного права и добиваться его признания международным сообществом. Желание абхазского народа о признании государственной независимости соответствует Уставу ООН, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Венской Декларации и другим, общепризнанным международно-правовым актам.

На сегодняшний день Абхазия обладает всеми необходимыми признаками и атрибутами суверенного государства, признаваемыми мировым сообществом, организация и деятельность которого соответствует всем критериям демократического, правового и социального государства, основанного на представительной демократии и разделении властей. В Республике Абхазия сложились демократические институты: развитое гражданское общество, свободные независимые средства массовой информации, легальная оппозиция, эффективная правовая система.

Тринадцатилетний послевоенный период подтвердил жизнеспособность de-facto независимого Абхазского государства и требуется лишь легитимизировать ее суверенитет в соответствии с Уставом ООН.

Исходя из вышеизложенного, основываясь на естественном праве народов на самоопределение, исторических реалиях становления и развития абхазской государственности, политико-правовой обоснованности существования Республики Абхазия, как суверенного государства, признавая исключительную роль России в судьбе абхазского народа и его государственности, учитывая братские узы, тесные взаимоотношения между народом Абхазии и народами Российской Федерации, принимая во внимание желание абсолютного большинства населения Абхазии связать свою судьбу с Россией, подтверждением чему является принятие гражданства Российской Федерации более чем 90% жителей Абхазии, Народное Собрание - парламент Республики Абхазия обращается к президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия и установлении между Российской Федерацией и Республикой Абхазия ассоциированных отношений".