15 сентября вышла в свет русская версия доклада организации Международная кризисная группа (International Crisis Group) "Абхазия сегодня". Как сообщили ИА REGNUM в ICG, отчет содержит обзор причин конфликта, ситуации в Абхазии и реформ, относящихся к ВПЛ в Грузии. В кратком содержании доклада, в частности, отмечается:

"Конфликт из-за Абхазии, расположенной между Черным морем и Кавказскими горами, не затухает со времен вооруженных столкновений 1992-1993 гг. Признанная международным сообществом частью Грузии и основательно разрушенная, Абхазия, половина довоенного населения которой насильственно перемещено, создает институты государства. Несмотря на переговоры при посредничестве ООН, за двенадцать лет, прошедших с момента прекращения огня, стороны так и не приблизились к урегулированию конфликта.

Напряженность возросла в июле 2006 года, когда в результате силовой операции грузинской полиции от незаконных формирований была освобождена верхняя часть Кодорского ущелья - часть Абхазии, не контролируемая де-факто правительством в Сухуми. С тех пор процесс грузино-абхазских переговоров приостановлен. В то время как Грузия заявляет о своей приверженности мирному урегулированию конфликта, в 2005 году рост ее военного бюджета в пропорциональном отношении составил больше, чем рост бюджета любой другой страны в мире. Воинственные заявления отдельных официальных лиц также не способствуют доверию. Грузия настаивает на том, что проблема заключается в России, которая оказывает Абхазии поддержку в рамках своей все более активной политики в регионе.

Абхазы добиваются независимости, заявляя, что имеют необходимые для государства демократическое правительство, верховенство закона, оборонный потенциал и экономику. За прошедшее десятилетие были сделаны шаги к нормализации обстановки. Первый тур президентских выборов 2004 года обеспечил реальную конкурентную борьбу и предоставил избирателям право выбора. Тем не менее, споры по поводу результатов выборов и вмешательство Москвы, включая закрытие границы, привели к договоренности о разделе власти между двумя основными соперниками. Население состоит из абхазов, армян, русских и этнических грузин. Грузины, проживающие преимущественно в одном районе (Гали), составляют по крайне мере одну четвертую сегодняшнего населения. Однако более 200 тысяч грузин по-прежнему вынужденно проживают в собственно Грузии и не имеют возможности участвовать в жизни родного края.

Грузия воспринимает неразрешенный конфликт как вызов процессу государственного строительства и препятствие в упрочнении государственной безопасности и демократических институтов, экономическом развитии и региональной интеграции. Большое количество внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) является тяжелым политическим, экономическим и психологическим бременем для страны. Более десяти лет Тбилиси не проводил интеграционной политики, взамен полагаясь на краткосрочные антикризисные решения. Несмотря на то, что в настоящее время разрабатывается государственная стратегия по интеграции ВПЛ, перемещенные лица являются беднейшей частью грузинского общества. Они разочарованы неспособностью правительства, выполнять свои обещания - либо вернуть их домой, либо предоставить лучшие условия жизни в Грузии, однако при этом мало способны к политической мобилизации".

Между тем, по данным ИА REGNUM, в ближайшее время ICG намерен подготовить еще одну работу, посвященную грузинским проблемам. На этот раз, исследования затронут регионы Самцхе-Джавахети (армяне региона называют край - Джавахк) и Квемо-Картли (азербайджанцы региона называют край - Борчалы), населенные преимущественно армянами и азербайджанцами. По данным ИА REGNUM, общий контекст работы будет посвящен изучению перспектив автономизации данных регионов, причем, согласно источникам агентства, ICG намерен дать негативную оценку данным перспективам.