В июле 2006 года "ОПОРА РОССИИ" совместно с Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ) провели исследование, целью которого являлось изучение условий функционирования малого предпринимательства в регионах РФ. Об этом корреспонденту ИА DAILYSTROY сообщили в пресс-службе "ОПОРЫ". Предварительные данные исследования были оглашены сегодня, 1 ноября, на пресс-конференции в Москве.

В рамках проекта не ставилось никаких целей, кроме привлечения внимания общественности и органов всех уровней государственной власти к актуальным проблемам малого бизнеса, имеющим место в России в целом и в отдельных регионах. Для решения задач исследования была сформирована выборка, представляющая малые предприятия региона. Объем выборки в целом по России составил 5 900 респондентов. В качестве респондентов выступали руководители предприятий (собственники и наемные менеджеры). Этот выбор обусловлен тем, что именно эта категория является непосредственным субъектом предпринимательского процесса, в силу своего статуса и полномочий решает (как правило, лично) большинство проблем, которые рассматриваются в исследовании, сообщили корреспонденту ИА DAILYSTROY.

Согласно данным исследования, лишь треть опрошенных (30%) оказались арендаторами муниципальной собственности. Большая часть владельцев бизнеса (66%) считают, что малым предприятиям не имеет смысла участвовать в приватизационных аукционах - они не смогут их выиграть, поскольку либо крупные предприятия или перекупщики предложат больше (35%), либо чиновники уже заранее определили результаты этих аукционов (35%). Лишь 7% предпринимателей верят, что у малых предприятий есть реальная возможность выиграть эти аукционы.

Большая часть предпринимателей (60%) считают, что необходимо предоставить малым предприятиям право выкупа муниципальной собственности по оценочной стоимости. Среди арендаторов муниципальной недвижимости такой вариант ответа высказали 63% опрошенных. За аукционы высказывается пятая часть предпринимателей (21%), среди арендаторов этот показатель составляет 20%.

Более двух третей участников опроса (69%) считают, что нужно разрешить муниципалитетам часть площадей оставить в виде специального фонда для предоставления субъектам малого предпринимательства в аренду на долгосрочной основе. При этом только 12% придерживаются "рыночного" решения этого вопроса.

Предприниматели по всей стране наблюдают сложный и противоречивый процесс "малой приватизации", включающий перераспределение прав собственности на объекты недвижимости между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, проведение кадастровой оценки земельных участков, акционирование ГУПов и МУПов и т.п. При новой конфигурации исполнительной власти высвобождается недвижимость, но большинству респондентов пока не удается этим воспользоваться (как, впрочем, не удалось воспользоваться и плодами "большой приватизации" в 90-х годах). Аукционный принцип не позволяет "неимущему" в финансовом смысле малому бизнесу участвовать в приватизационных сделках на равных с более мощными финансовыми структурами, а власть пока не делает шагов навстречу - нет "мелких лотов", нет предоставления рассрочек или льготных кредитов по оплате приватизационных сделок и т.п.

Приватизируется и та государственная (муниципальная) недвижимость, которая до этого сдавалась в аренду малым предприятиям по льготным ставкам (на уровне средневзвешенных цен первичного рынка коммерческой аренды или даже ниже рыночных ). Скоро ее не будет вообще, - отсюда еще один толчок росту арендных ставок на рынке коммерческой недвижимости (особенно в крупных городах), ужесточению условий ее предоставления и оплаты, ажиотажу вокруг торгов по аренде нежилых помещений. Несмотря на региональные различия, угадывается общая причинно-следственная закономерность: чем выше региональный уровень платежеспособного рыночного спроса, тем, естественно, сильней "плотность конкуренции" за приобретение бизнес-недвижимости в собственность или на правах аренды, выше ценовая "планка отсечения" для менее платежеспособных претендентов, сообщили корреспонденту ИА DAILYSTROY. Доля "обиженных" увеличивается и, соответственно, регион получает низкие оценки со стороны респондентов. В то же время "запас недвижимости", который предназначен для приватизации и аренды в каждом регионе разный. Чем его относительно меньше (по сравнению с числом желающих получить), тем мощней административные барьеры на подступах, сильней проявляется субъективизм властей, включая коррупцию. В такой "системе координат" оценки респондентов оказываются не такими уж "неправдоподобными".