Избранные в парламент кандидаты в депутаты IX Сейма Латвии, сегодня, 7 ноября, собрались на первое заседание Сейма нового созыва, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Кандидаты утвердили свои депутатские полномочия, приняли к сведению сообщение премьер-министра о сложении полномочий Кабинета министров и избрали президиум парламента. Спикером Сейма - вторым высшим должностным лицом в государстве - стал депутат от Союза "зелёных" и крестьян (СЗК), экс-премьер Индулис Эмсис, возглавлявший в последнее время комиссию по национальной безопасности VIII Сейма. Среди членов президиума нашлось и одно место для представителя оппозиции: товарищем секретаря Сейма избран депутат от левоцентристского объединения "Центр согласия" Андрей Клементьев. Согласно Сатвесме (Конституции, - ИА REGNUM) первое заседание парламента нового созыва вела спикер предыдущего VIII Сейма Ингрида Удре (СЗК). Как уже сообщало ИА REGNUM, в новый парламент она не выбрана.

В начале заседания с обращением к законодателям выступила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. Она обратила внимание на то, что IX Сейм - уже третий по счёту, с которым ей предстоит сотрудничать и что именно он весной будущего года изберёт нового президента страны. При этом глава государства выразила надежду, что данный парламент войдёт в историю, как лучший из тех, что были до этого, и как такой, которому удастся существенно поднять престиж Сейма в глазах народа. И дала несколько дельных рекомендаций. "Во время вашего мандата Сейм с момента восстановления государственной независимости проработает дольше, нежели успели законодатели между двумя мировыми войнами XX столетия, - напомнила глава государства. - Конституционное собрание и первые четыре Сейма в целом проработали только 14 лет. В свою очередь в настоящее время с момента избрания V Сейма (в 1993 году, - ИА REGNUM) прошло уже 13 лет. Исторически это чрезвычайно короткий период времени, и не удивительно констатировать, что в широких народных массах всё ещё по-прежнему царит серьёзное непонимание насчёт разделения власти и основных принципов демократии в парламентской республике". Последнее, по логике Вике-Фрейберги, является исторической "заслугой" в том числе и советского строя: "К сожалению, в Латвии со времён авторитарно режима Карлиса Улманиса (диктатор первой Латвийской республики, распустивший Сейм, - ИА REGNUM) который после переворота и перенятия власти старался очернить демократию и отрицать легитимность Сатверсме и парламента, сознательно в народе культивируется взгляд, что парламентские разногласия и дебаты в своей сущности неплодотворны и нечестны. Это негативное отношение затем долго продолжала культивировать пропаганда коммунистического периода, направленная против западных буржуазных демократий, как прогнивших до костей и не справедливых к народам". В данном контексте президент страны подчеркнула важную роль "лояльной оппозиции": "Кому-то ещё сегодня кажется, что многообразие точек зрения, которое гарантирует многопартийная демократия, не что иное, как ненужные споры и грызня, и что было бы намного лучше, если бы твёрдая рука хозяина взяла и привела всё в порядок. (...) У деятельности лояльной государству оппозиции в демократическом строе чрезвычайно важная роль. У оппозиции есть возможность тщательно отслеживать и критически оценивать работу позиции, защищая, таким образом, страну от погружения позиции в высокомерную самоудовлетворенность. У оппозиции есть возможность выступать с конструктивными предложениями, которые позиции всегда следует справедливо оценивать по их существу, а не происхождению. Напряжение и дебаты между позицией и оппозицией - существенная составная часть парламентской демократии". Сам законодательный процесс, судя по словам президента, тоже оставляет желать лучшего: "С некоторыми исключениями предыдущий Сейм действительно прислушивался к аргументации президента страны в случаях повторного рассмотрения законов. К сожалению, приходилось сталкиваться и с тем, что законодатели принимают неподготовленные, противоречивые, не согласованные с регулирующими конкретную отрасль нормативными актами, или даже правовой системой государства законы. Также можно судить о стабильности законов. Негативно и то, когда в редакции закона нет ясности, его нормы сложны и противоречивы даже в рамках одного закона. Существенно, чтобы для обеспечения действия законов на практике были бы предусмотрены механизмы их претворения и ресурсы".

В своём обращении президент также коснулась значения для Латвии предстоящего саммита НАТО: "Через несколько недель внимание мира будет привлечено к саммиту НАТО в Риге, который проходит всего через два с половиной года после нашего вступления в эту организацию. В данный момент обсуждается, как возродить НАТО в новом качестве организации глобальной безопасности. Планируется, что в Риге примут решения, благодаря которым можно будет достичь нового подъёма в философии политики и безопасности организации. Выбор Риги для совещания глав стран-участниц доказывает доверие со стороны наших международных партнёров и свидетельствует о нашей способности включиться в общую оборонную систему НАТО в соответствии с высшими стандартами. Этот саммит НАТО сметёт последние остатки "железного занавеса", которые время от времени появляются местами в мире, засвидетельствовав, что Латвия стала неотъемлемой частью общего пространства безопасности НАТО". Озвучив тему НАТО и сказав несколько слов о повышении боеготовности латвийской армии, глава государства перешла к теме взаимоотношений с Россией: "В конце полномочий предыдущего Сейма стал актуальным вопрос наших отношений с Россией, которые Латвия всегда желала формировать в духе соседского сотрудничества на основе уважения, взаимной выгоды и дружелюбия. Для таких отношений необходимы, как межгосударственный диалог на политическом уровне, так и серьёзная внутриполитическая дискуссия о наших национальных интересах. Данный подход полностью согласуется с нашей общей политикой формирования соседских отношений. Этому Сейму совместно с будущим правительством необходимо найти успешное решение в вопросе договора о границе между Латвией и Россией и развивать приграничное сотрудничество, которое улучшило бы условия жизни людей по обе стороны границы. Важно, чтобы представленные в Сейме партии вопрос о границе решали бы конструктивно, не пытаясь получить пункты в политическом соперничестве".

В завершение своего выступления Вике-Фрейберга пожелала избранным депутатам плодотворной, профессиональной и полной удовлетворения работы на пользу Латвии и латвийского народа, которой они незамедлительно и занялись: избрали временную комиссию по мандатам и этике и удалились на полуторачасовой перерыв. В состав комиссии вошло по одному депутату от семи парламентских фракций: Народной партии - 23 места в Сейме, СЗК - 18, партии "Новое время" - 18, объединения "Центр согласия" - 17, объединения "Латвийская первая партия/Латвийский путь" (ЛПП/ЛП) - 10, объединения "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии" (TB/LNNK) - 8 и объединения "За права человека в единой Латвии" - 6. После перерыва выяснилось, что вместо 100 народных избранников к произнесению торжественной клятвы депутата Сейма будет допущено только 99: на одного кандидата - от TB/LNNK - заведено уголовное дело. Об этом доложил председатель временной мандатной комиссии Айнар Латковскис (Новое время): "Комиссия по мандатам и запросам получила информацию окружной прокуратуры Латгальского суда, что принято решение о привлечение к уголовной ответственности выбранного в IX Сейм Юриса Болданса - за участие в подделке избирательных документов на избирательном участке в Кубульской волости Балвского района. Ранее в качестве меры пресечения к Болдансу уже применён запрет на определённую деятельность - занимать пост председателя совета Кубульской волости. Учитывая, что Болданс подозревается в подделке избирательных документов по выборам IX Сейма, комиссия единогласно решила отложить утверждение полномочий Болданса как депутата Сейма и рассмотреть вопрос об утверждении его мандата на одном из ближайших заседаний комиссии, пригласив на него представителей генеральной прокуратуры и окружной прокуратуры Латгальского суда". Прояснив ситуацию с Болдансом, остальные 99 народных избранников стали по очереди произносить торжественную клятву: "Я, такой-то/такая-то, беря на себя обязанности депутата Сейма, перед лицом народа Латвии торжественно обещаю быть верным Латвии, укреплять ее суверенитет и латышский язык как единственный государственный язык, защищать Латвию как независимое и демократическое государство, выполнять свои обязанности добросовестно и с максимальной сознательностью. Я обещаю соблюдать Сатверсме и законы Латвии". Кстати, нормы "латышский язык как единственный государственный" в Сатверсе первой Латвийской республики, или в упомянутый президентом страны период между двумя мировыми войнами прошлого века, не было: соответствующую поправку по инициативе TB/LNNK внесли во время уже VI Сейма, после чего в следующем VII Сейме её для надёжности подкрепили депутатской клятвой. В одном из перерывов пленарного заседания корреспондент ИА REGNUM поинтересовался у депутата от левоцентристского объединения "Центр согласия" (ЦС), члена латвийской делегации в ПАСЕ Бориса Цилевича, как данная клятва согласуется с такой предвыборной программной установкой ЦС, как "статус официального для русского языка"? "Есть программные установки, есть политика, есть стратегия и есть ритуалы, - пояснил Цилевич. - Ни одно государство без ритуалов, к сожалению, не обходится. И к этой клятве я отношусь примерно так же, как в своё время относился к клятве, которую давал, вступая в пионеры. Существуют определённые состояния эмоционального подъёма и любой политический режим использует мягкие сугестивные технологии для того, чтобы усилить своё влияние. Чем более режим тоталитарный, тем более сильны эти технологии. Но поскольку у нас режим всё ещё относительно переходный, то эта клятва относительно мягкая. И я к этому отношусь очень просто: надо, закон требует - хорошо, но не ожидайте, что я это буду делать с энтузиазмом и что у меня на глаза будут наворачиваться слёзы. Вот таким образом это сочетается с нашими программными установками. Эта клятва говорит буквально следующее: статус латышского, как единственного государственного языка. Да, мы признаём, что в ситуации в Латвии латышский язык должен оставаться единственным государственным языком, что ни в коей мере не противоречит полноценной реализации норм той же самой Рамочной конвенции, которая предусматривает широкие возможности использования языков меньшинств наряду с государственным языком".

После дачи клятвы и единогласного утверждения 99 мандатов кандидаты в депутаты стали полномочными парламентариями и приступили к избранию своего руководства - президиума Сейма. Перед голосованием ведущая заседание Ингрида Удре зачитала два сообщения: премьер-министра Айгара Калвитиса (Народная партия) - о сложении полномочий Кабинета министров, министры которого, включая премьера, до созыва нового правительства останутся в ранге исполняющих обязанности, а также президента Латвии - о том, что она поручает формирование нового Кабинета министров Айгару Калвитису. Все места президиума парламента, за исключением одного, по итогам тайного голосования, занявшего несколько часов, достались представителям будущей правящей коалиции. Как уже сообщало ИА REGNUM, в неё войдут Народная партия, СЗК, ЛПП/ЛП и TB/LNNK, которые в сумме имеют 59 мест из 100 Сейма, а за вычетом подозреваемого в подделке избирательных документов "отчизновца" Болданса - пока 58. Между тем, за избрание председателем парламента Индулиса Эмсиса (СЗК) проголосовали 74 депутата, за альтернативную кандидатуру в лице экс-министра иностранных дел Сандры Калниете (Новое время) - 22. Товарищами председателя Сейма или вице-спикерами были избраны Винете Муйжниеце (Народная партия) и Карина Петерсоне (ЛПП/ЛП), секретарём - Дзинтар Расначс (TB/LNNK), товарищем секретаря - Андрей Клементьев (Центр согласия), который получил 67 голосов, тогда как другой кандидат на эту должность - Ингуна Рибена (Новое время) - только 30. Что касается возглавившего парламент Индулиса Эмсиса, то из доступных в Латвии источников о нём известно следующее. 54 года, биолог, ученый, исследователь среды и леса. Награжден Орденом Трех Звезд третьей степени (1996 год) и памятным знаком участника баррикад 1991 года. Закончил биологический факультет Латвийского государственного университета (1975), работал в лаборатории охраны природы Латвийского НИИ проблем лесного хозяйства. В 1986-м в Москве защитил кандидатскую диссертацию, кандидат биологических наук по специальности экология. С 1989 года - первый заместитель председателя Госкомитета охраны природы Латвии, с 1990-го года - стал его председателем. В ранге активиста Латвийской партии зеленых (ЛПЗ) и Народного фронта Латвии (НФЛ) в 1990-м году был избран депутатом Верховного Совета Латвии. В конце 1980-х руководимый Эмсисом Комитет охраны среды был одной из первых структур, что начали конфликтовать с СССР: с помощью системы соответствующих экспертиз среды им удавалось контролировать советские военные части. С 1990-го по 1993-й годы участвовал в формировании государственной системы управления защиты среды, курируемой тогда Верховным Советом. Один из учредителей ЛПЗ (1990-й год), с 1995-го года сопредседатель этой партии. Был депутатом VI Сейма (1995-1998) - избран по списку "Национально-консервативная партия Латвии - ДННЛ (Движение за национальную независимость Латвии) и Латвийская партия зеленых". Перед избранием депутатом VIII Сейма являлся генеральным директором ООО Eiroprojekts. Во время восьмого Сейма возглавлял предыдущее правительство меньшинства. Добавим, первое заседание IX Сейма завершилось в 18.55 мск, но расходиться никто не стал: депутаты приняли решение сегодня же созвать внеочередное пленарное заседание по выражению доверия новому Кабинету министров.