Президент Группы компаний "Дружба", Председатель Комиссии по реформе ЖКХ общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Марина Игнатова ответила на вопросы корреспондента ИА DAILYSTROY.

ИА DAILYSTROY: Марина Валерьевна, скажите, какую роль, по-вашему, играет строительство в экономике России?

Конечно, строительный бизнес не так заметен на фоне нефте-и-газодобывающих компаний. Государство лишь недавно обратило на него внимание, поскольку существует национальный проект "Доступное жилье". Однако, совершенно очевидно, что сегодня это одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики. Официальная статистика дает следующие цифры. Число строительных организаций на конец 2003г. - сейчас их, естественно, больше - 113 600, при том, что в 1990г. их было 70 900. Среднегодовая численность занятых в строительстве, опять-таки, на конец 2003г. составляет порядка 5 миллионов человек. Строительство, наряду с промышленностью в целом и сельским хозяйством является одной из важнейших, я бы сказала, государствообразующей отраслью экономики.

ИА DAILYSTROY: Как бы Вы охарактеризовали современное состояние строительного бизнеса?

Следует понимать, что строительный бизнес - это очень сложная отрасль. Если кто-нибудь сталкивался с любым видом строительных работ, будь то ремонт квартиры или строительство частного дома, то примерно представляет тот объем сложностей, с которыми сталкиваются строители. Это и получение земель, и технические условия, и проектирование. Иногда окончательный вариант радикально отличается от первоначального. Перспективное планирование в строительстве отсутствует, и это всегда риски. Мы хотим построить дом определенного типа, а оказывается, что воды на него нет, света нет, высота рядом стоящих зданий не позволяет. А уже существует и подписан бизнес-план. Получить представление о конечном результате практически невозможно, не вложив приличных средств - только подготовив технические условия, можно понять, что будет на выходе. До момента, когда проект дома закончен, может пройти два-три года.

Теперь несколько слов о бюрократических процедурах в строительстве. Представим, что вы строитель - если у вас есть инвестиционный контракт (договор аренды земли) на какой-либо земельный участок, получить который тоже очень непросто. После этого необходимо пройти в Московской области 142 согласования и плюс-минус 20 в Москве. По закону на каждое согласование отводится месяц сроку. Если все сложить, то получается 11 лет и 8 месяцев.

Что касается сверхприбылей строительного бизнеса, то надо знать следующее - половина строительных объектов строится в ноль, еще некая часть строится с убытком. Это происходит потому, что практически 99% объектов (эти данные есть на сайте правительства Москвы и области) строятся с задержками сроков. Тогда "в среднем один год" превращается в три-четыре. Уходят средства на аренду строительной техники, за простои, на зарплату сотрудникам, на накладные затраты. Это очень сложный бизнес и тут должны работать профессионалы или люди любящие эту профессию, хорошие организаторы.

ИА DAILYSTROY: В чем, по-вашему, заключается проблема обманутых вкладчиков?

Нельзя говорить, что все строители сговорились и решили всех кинуть - это не так. Разумеется, небольшое число аферистов существует, и это необходимо признать. Однако, если попытаться раскрыть суть проблемы в нескольких словах, то получается так - большие деньги привлекли в строительную отрасль непрофессионалов, которые имели возможность получения земельных участков. Они получили эти участки и не справились с управлением проектами.

Еще один важный момент - ни один строитель не хочет работать без документов, без разрешений на строительство, без государственной экспертизы. Это опасное и рискованное дело. Но большинство строителей в нашей стране работают именно так, потому что все необходимые документы невозможно оформить за целую жизнь. Также ни один строитель не хочет долго строить дома, поскольку это не выгодно. А большинство домов по всей стране строятся с нарушением сроков. Согласитесь, странно, чтобы все сговорились строить себе в убыток, привлекать внимание общественных организаций, вызывать недовольство пайщиков и СМИ. Значит, проблема не только в строителях. Даже построенные дома подчас невозможно сдать в эксплуатацию из-за противодействия чиновников, которые хотят, чтобы пайщики возмущались. Это делается с целью передела строительного рынка - передачи объектов подконтрольным. либо дружественным фирмам. В основном это отражается не на крупных компаниях, а на малых и средних.

Вкладчики часто используются как инструмент этого процесса. Им возвращаются деньги, которые они заплатили, к примеру, 500 долларов за квадратный метр, объект достраивается и продается по 2000 за кв.м. На выходе получается очень прибыльный бизнес. А поскольку выборы в органы местного самоуправления происходят с определенной периодичностью, примерно с такой же периодичностью происходит передел этого рынка.

Я считаю, что государством недооценена роль местного самоуправления в национальном проекте "Доступное жилье". Если бы реформа местного самоуправления была доведена до конца, то ответственность администраций наследовалась бы каждым следующим составом.

ИА DAILYSTROY: Что Вы думаете о проекте "Доступное жилье"?

Это хороший и очень нужный проект. Иметь над головой крышу - одна из базовых потребностей любого человека. Но я возьму на себя смелость сказать, что такой проект, правда, в иной форме, существовал у нас с 90-х годов. В течение 10 лет люди имели возможность покупать жилье на начальном этапе его возведения. Так финансировалось строительство. Половина дома продавалось на начальном этапе - половина в конце. Строители на эти деньги строили, не обращались в банки за кредитами, и часть населения имела возможность покупать квартиры недорого. Прибыль получалась за счет второй половины. Те, кто вкладывал деньги на начальном этапе, получали квартиры по себестоимости, являясь партнерами строителей.

Существующая ныне проблема обманутых вкладчиков лишила людей возможности покупать квартиры на начальном этапе, поскольку утрачено доверие к этому процессу. Это и было доступное жилье. К сожалению, на сегодняшний день эта схема практически уничтожена из-за аферистов и людей, не справившихся с администрированием бизнеса. Если бы существовала государственная программа по страхованию рисков в строительстве, все могло бы сложиться по-другому. Кроме того, я считаю, что безрисковое строительство - это предприятия малого и среднего бизнеса, которые строят 2-5-10 домов, но не больше. Только малый и средний бизнес может поднять рынок строительного жилья в стране.