22 ноября в ивановской мэрии прошел круглый стол "Рынок алкоголя: новый системный кризис или национальное бедствие?". По данным ивановского наркологического диспансера, регион по заболеванию алкоголизмом в 2 раза превышает общероссийский показатель, в то время как аналогичный показатель по заболеванию наркоманией ниже на 2 процента. Как выразился зам главврача наркодиспансера Сергей Касторский, популярность темы борьбы с наркоманией постепенно оттесняет на второй план проблему пьянства, в то время как именно она остается бичом российского общества, тем более в глубинке, где существует самогоноварение и продается поддельная алкогольная продукция. Российские врачи отмечают, что алкоголизм значительно помолодел. Так, в ивановский наркодиспансер с алкогольным отравлением поступают даже дети. Ивановские врачи сетуют на злоупотребление аптечными настойками и суррогатным фальсифицированным алкоголем. На учете в диспансере состоит 32 тысячи больных алкоголизмом, алкогольный психоз регистрируется ежегодно у порядка тысячи человек. В 2005 г. зафиксировано 7 случаев алкогольного психоза у семерых несовершеннолетних. За 2006 год от алкогольного отравления погибло 167 человек.

Заведующий орметодотделом областного наркодиспансера Николай Горшков поделился с корреспондентом ИА REGNUM результатами своего анализа алкогольных напитков, потребляемых пациентами диспансера. Согласно этому исследованию, 65% из них предпочитают водку, 30% - самогон, 24% - пиво, 18% - крепленое вино. Менее всего "уважаемы" среди ивановских алкоголиков средства бытовой химии (11%), слабоалкогольные коктейли (13%), аптечные настойки (14%), виноградное вино (15%).

45% опрошенных чаще всего употребляют водку, 41% - самогон, на 3-м месте - аптечные настойки - 29%, на 4 место вышло пиво - 19 %. Реже употребляются слабоалкогольные коктейли (8%), виноградное вино (11%), крепленое вино и бытовая химия (по 13%).

Ивановские алкоголики покупают спиртное чаще всего в продуктовых магазинах (54%) и аптеках (36%), 34% больных покупают алкоголь на дому. Реже всего пациенты наркодиспансера являются посетителями баров (кафе, ресторанов) - 3%, 10% покупают спиртное в ларьках бытовой химии, 18% - с рук и 19% - в продуктовых ларьках. Особенности женского алкоголизма в Ивановской области таковы (в скобках - данные мужчин).

Женщины также предпочитают водку, но в меньшей степени - 50% (71%), большее их число предпочитают крепленое вино - на 2 месте - 26% (14%) и виноградное вино - 22% (12%). Ни одна из женщин не отметила аптечные настойки и средства бытовой химии (20 и 16% соответственно у мужчин). Очень мало - 9% предпочитают самогон (38%). Тем не менее, в ряду чаще употребляемых средств на первом месте здесь именно самогон - 44% (40%), за ними - аптечные настойки - 28% (30%), и водка - 22% (54%), которую женщины употребляют в значительно меньшей степени, чем мужчины. Реже всего женщины пьют виноградное вино, слабоалкогольные коктейли и средства бытовой химии - по 7% (мужчины соответственно - 12, 8 и 15%).

Ивановские алкоголички приобретают спиртное в продуктовых магазинах - 41% (59%), в аптеках - 35% (близко к показателю у мужчин - 36%) и на дому - 28% (36%), ни одна из женщин не покупает алкоголь в ларьках бытовой химии.

Особенности больных алкогольными психозами (в скобках - данные по больным алкоголизмом). Состав больных психозами оказался несколько младше по возрасту - 20-39 лет - 51% (40%). При этом значительно больше - 52% женщин были в возрасте 40-59 лет, что свидетельствует о более позднем начале таких осложнений.

Самый предпочитаемый напиток - водка, соответствовал группе больных алкоголизмом - 64 % (65%), на втором месте - крепленое вино - 28% (15%) - значительно больше, чем у больных алкоголизмом и пиво - 23% (19%). Ни один больной не отметил бытовую химию (8%), меньшее число предпочитают аптечные настойки - 4% (11%). Несмотря на то, что на первом месте и у женщин и у мужчин - водка, предпочтения существенно различаются - 48% женщин и 76% мужчин, если у мужчин на втором месте отмечено пиво - 30%, то у женщин - крепленое и виноградное вино - по 24%, а такие напитки как коктейли, пиво, аптечные настойки и бытовая химия, вообще не были отмечены.

А вот употреблялись как раз чаще аптечные средства - 55% (18%), на втором месте - водка - 40% (41%), далее - самогон - 38% (43%). Менее употребляемые - виноградное вино - 4% (7%), крепленое вино - 9% (10%) и средства бытовой химии - 15% (10% - выше, чем в группе больных алкоголизмом). И женщины и мужчины чаще употребляли аптечные настойки - 52 и 50%, но женщины меньше употребляли водку - 33% (42% у мужчин) и самогон - 24% (42% у мужчин). Ни одна из женщин, больных психозом, в отличие от мужчин, не отметила в списке виноградное вино, коктейли и бытовую химию.

Приобретение алкоголя соответственно осуществляется в аптеках - 60% (26%), меньше - в продуктовых магазинах - 45% (58%), на дому - 34% (36% - как и больные алкоголизмом). Несмотря на то, что средства бытовой химии отмечены как не очень популярные, они, тем не менее, приобретаются в соответствующих ларьках - 34% (только 4% больных алкоголизмом). Реже всего больные посещают бары - 2% (3%), покупают с рук - 9% (20% - больные алкоголизмом делают это чаще) и в продуктовых ларьках - 15% (19%). И мужчины, и женщины приобретают алкоголь больше в аптеках - 58 и 52% соответственно. В магазинах чаще бывают мужчины - 55%, женщины - только 24%. Ни одна из женщин не призналась в покупках алкоголя в барах и ларьках бытовой химии.

Несмотря на небольшое число случаев, есть некоторые отличия у несовершеннолетних. 40% из них отдает предпочтение пиву, 20% - слабоалкогольным коктейлям. В ряду предпочтений не нашли места водка, крепленое вино, и бытовая химия.

При этом 40% употребляет преимущественно пиво, 20% - виноградное вино, со слов обследованных никто обычно не употребляет аптечные настойки и самогон. Приобретаются напитки больше в продуктовых ларьках - 50% и в магазинах, 10% - на дому. Согласно результатам исследования, большинство больных предпочитают водку и самогон, причем женщины и больные алкогольными психозами выделяют еще и крепленое вино, мало отдавая предпочтение самогону. Высокое положение в ряду предпочтений занимает пиво, особенно у подростков. Несмотря на предпочтение, все же водка употребляется в меньшей степени. Большее место занимает самогон, особенно у мужчин. Большое число употребляет аптечные настойки, особенно мужчины и больные алкогольными психозами, что косвенно подтверждается преобладающим местом приобретения напитков - аптеки.

Глава городской комиссии по развитию потребительского рынка, депутат ивановской гордумы Татьяна Гейстер на круглом столе констатировала: бытовая химия и псевдолекарственные настойки совершенно свободно продаются в аптеках и ларьках, с этим ничего поделать нельзя. Зато, по данным ивановского Роспортебнадзора, за истекший период не выявлено ни одного факта подделки водки, находящейся на реализации в магазинах города. В целом за 9 месяцев надзорными органами из продажи на территории Иванова изъято 24% алкогольной продукции, не соответствующей нормативным документам и критериям качества безопасности. Основной упор в проводимых проверках делался на виноградные вина Молдавии и Грузии.

Позицию облправительства озвучил за круглым столом начальник облуправления потребительского рынка и предпринимательства Андрей Мусатов. По его словам, борьба с незаконной торговлей на территории области должна проводиться обдуманно и осторожно, так как любые перемены в этом направлении крайне остро сказываются как на самом обороте незаконной продукции, так и на общественном спокойствии. В соответствии с этим все решения и действия со стороны законодательной и исполнительной власти должны быть продуманными, чтобы не усугубить и без того сложную ситуацию в регионе.

Ивановский мэр Александр Фомин обещал, что работа по борьбе с незаконным рынком сбыта алкогольной и иной контрафактной продукции будет продолжаться, к процессу будут привлекаться надзорные и правоохранительные органы. Мэр рекомендовал делегатам от пивоваренной компании, шуйского ликеро-водочного завода и спиртзавода "Петровский" внимательно оценить проблему, уделить пристальное внимание рекламным компаниям своей продукции, оценить свою долю ответственности за здоровье молодого поколения.