"Рай на земле", - так гордо, пафосно и патриотично именует Чехию одна из строк чешского национального гимна. Однако Йозеф Каэтан Тыл, автор чешского гимна и один из видных представителей чешского национального возрождения XIX в., был бы наверняка удивлен и шокирован, узнав о том, что Чехия начала XXI в. действительно стала раем, но только для такой весьма специфической части населения, как наркоманы и наркодилеры.

По признанию Иржи Комороуса, руководителя специального подразделения чешской полиции по борьбе с наркотиками, за последнее десятилетие Чехия снискала себе сомнительную славу не только крупного производителя наркотических веществ, но и важного перекрестка самых главных магистралей транспортировки наркотиков. Именно через территорию Чехии пролегает так называемый "балканский героиновый путь", идет южноамериканский "кокаиновый маршрут", а также путь, обеспечивающий транзит различных наркотиков из Голландии. В последние годы резко набирает обороты доставка афганского героина в Европу; при этом, по мнению экспертов, в роли главных транзитных стран выступают Чехия и Польша. Поскольку в этом году ожидается рекордный объем производства опиума в Афганистане, который превысит 6.000 тонн, работы у антинаркотического подразделения чешской полиции заметно прибавится (Metro. 2.11.2006).

Наиболее мощной, сплоченной и организованной мафией в Чехии традиционно является косовскоалбанская наркомафия, имеющая не только разветвленную сеть в Европе, но и, судя по всему, рычаги воздействия на правоохранительные структуры и средства массовой информации европейских стран. Чешский филиал косовскоалбанской наркомафии сыграл существенную роль в финансировании так называемой "армии освобождения Косово", которая длительное время терроризировала мирное население в сербском Косово и вела партизанскую войну с сербской армией, спровоцировав в итоге исход албанцев из края и натовские бомбардировки Сербии весной 1999 года. По мнению некоторых чешских экспертов, часть доходов, полученных от наркоторговли, косовские албанцы успешно "отмывают" с помощью сети ювелирных магазинов, расположенных в центре Праги на Вацлавской площади. Эти ювелирные магазины, куда, прельстившись импозантными витринами, часто заходят московские туристы, и где условием приема на работу в качестве продавца является знание русского языка, принадлежат в основном косовским албанцам, имеющим хорватские паспорта, что позволяет им достаточно свободно передвигаться по Европе.

Мощь и влияние косовскоалбанской наркомафии в Чехии проявляется в том, что чешские СМИ, столь словоохотливые и бескомпромиссные в разоблачении русской или украинской организованной преступности, о несравнимо более масштабных и серьезных преступных деяниях косовских албанцев в Чехии пишут очень редко, скупо и крайне неохотно. Одной из причин явного нежелания чешских СМИ затрагивать щекотливую проблему косовскоалбанской мафии во время натовской агрессии против Югославии была откровенно проалбанская и антисербская позиция официальной Праги, олицетворяемой в то время одиозной личностью тогдашнего президента Гавела, открыто призывавшего к бомбардировкам Сербии. Писать об очевидной преступной составляющей "освободительного" движения косовских албанцев, финансируемого за счет наркоторговли, в чешских средствах массовой информации было не принято. Тем не менее, стремительно растущие аппетиты косовскоалбанских наркобаронов заставили власти принять меры. Несколько лет назад чешская полиция в сотрудничестве с немецкими и швейцарскими правоохранительными органами провела операцию "Андромеда", направленную против косовскоалбанской мафии в Европе. В ходе операции было задержано 96 человек и конфисковано более 100 кг. героина. Впрочем, утверждения чешской полиции о том, что в результате данной акции была ликвидирована вся сеть косовскоалбанской мафии, выглядят явным преувеличением.

Из транзитной страны Чехия все увереннее становится страной-производителем и потребителем наркотиков. Так, за последние 15 лет сотрудники спецподразделения чешской полиции конфисковали 13 тонн наркотиков и выявили 126 подпольных лабораторий по производству весьма популярного у молодых чехов первитина. Для небольшой десятимиллионной страны это существенные цифры. Однако по самокритичному признанию шефа полицейского спецподразделения по борьбе с наркотиками Иржи Комороуса, чешская полиция способна обнаружить и конфисковать не более 20% от общего объема произведенных в Чехии наркотиков (Metro. 2.11.2006).

Потребление различных наркотических веществ чехами за время после "бархатной революции" 1989 г. выросло в десятки раз, охватив, прежде всего, школьников и студентов. Наркодилеры, пользуясь пассивностью чешской полиции и городских властей, активно предлагают свои услуги в самых оживленных местах центра Праги, в кафе, на дискотеках и в ночных клубах. Сообщения о смерти, вызванной передозировкой наркотиками, все чаще появляются в чешских СМИ. Опустившиеся и обколотые дегенераты непонятной половой принадлежности с пустыми глазами, бесцельно шатающиеся по утренней Праге и пристающие к прохожим в поисках лишней кроны, становятся таким же непременным атрибутом чешской столицы, как Карлов мост или Пражский Град. В случае, если эти тревожные тенденции получат развитие, Прага очень скоро может стать второй наркотической столицей Европы наряду с голландским Амстердамом.