Структура предпочтений отечественного рынка - и Новосибирск здесь скорее правило, чем исключение - начиная с 1998 года, существенно изменилась. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM 29 ноября Вячеслав Ухов - PR-директор новосибирской оптово-розничной компании "Топ-Книга", владеющей более 400 магазинов в России, "на смену любовным и детективным романам пришла более серьезная литература - актуальная отечественная проза, пытающаяся осмыслить, кто мы, где мы и с кем мы, а также российская классика". Одновременно большим спросом стала пользоваться познавательная и специальная книга: чтение как занятие стало более прагматичным.

"И это естественно, - считает представитель "Топ-книги", - современное производство, новый бизнес выдвигают свои требования к персоналу. Без постоянного повышения квалификации, высокой компетенции карьеру сегодня уже не сделать. И еще одно существенное отличие нынешней ситуации на книжном рынке от того, что наблюдалось в первой половине 90-х годов уже прошлого столетия - явное перепроизводство книги. Объем издательской продукции, по оценкам экспертов компании, более чем втрое превышает пропускную способность национальной книготорговой инфраструктуры. В этих условиях более корректно было бы говорить не о том, что каких-то книг не хватает, а о том, как найти наиболее эффективный, более короткий путь книги к ее почитателю, мечтающему как можно скорее завладеть и приступить к самому приятному для него занятию - прочтению".

"Здесь ситуация осложняется еще и тем, что практически отсутствует система оповещения целевых групп об издательских планах, - отмечает Ухов, - по данным экспертов "Топ-книги" менее 10% издателей поддерживают систему сигнальной информации о готовящихся к выходу изданиях, сообщают о них книготорговле хотя бы за месяц до появления книги на прилавке. Остальные этого не делают. Правда, в последнее время на европейских книжных рынках также сокращается объем печатной книжной рекламы, но это делается за счет более интенсивного оповещения в электронном виде. Безусловными пионерами здесь являются британские публичные издательства. Наши же соотечественники не удосуживаются сообщать о своих планах ни в печатном, ни в электронном виде.

И все-таки несмотря даже на такие не совсем комфортные рыночные условия число покупателей книг растет. Так, за последний год покупательская аудитория самого массового розничного формата "Топ-книги", сети магазинов "Книгомир", выросла на 14%. И, по мнению специалистов компании, есть все основания говорить о ее дальнейшем росте. Российский рынок в целом стоит буквально лишь на пороге своего развития: наш среднестатистический соотечественник ежегодно покупает всего 4 книги, в то время как его восточный сосед, китаец - 6, а житель Западной Европы - более 7 книг".