Политика - Парламент - Зоны конфликта - Экономика - Образование

Саммиты НАТО и СНГ в контексте взаимоотношений Грузия-Россия

Cамоуверенные заявления власти об успехах во внешней политике неадекватны

"Ряд политических и экономических экспертов, а также часть оппозиции критикуют внешнеполитический курс президента Грузии Михаила Саакашвили", - пишет еженедельная газета "Версия". "По их мнению, самоуверенные заявления власти об успехах во внешней политике неадекватны. Это подтверждают саммиты НАТО и СНГ, а также принятое решение в связи со вступлением России в ВТО. По мнению экспертов, если власть не примет вовремя к сведению высказанные на Рижском саммите советы и рекомендации, фактор России может перекрыть путь, ведущий в Альянс".

Как заявляет политолог Рамаз Климиашвили, есть глобальные процессы, на фоне которых НАТО не хочет обострения отношений с Россией, и поэтому эта организация и законсервировала на Рижском саммите вопрос Украины и Грузии. По его мнению, на линии присоединения к НАТО много чего еще туманно. "Кажется, что до 2008 года времени остается мало. Но крайне важно, насколько сильной будет Россия к 2008 году. Как изменится политическая элита в этой стране или в самих США, которые поддерживают вступление Грузии в НАТО. Фактически, НАТО отложило принятие решения до осуществления этих изменений, соответственно, делать прогноз сложно", - считает Климиашвили. Он не исключает, что Грузию могут принять в альянс в ускоренном порядке, но не исключает и того, что к 2008 году и НАТО не захочет принимать Грузию, да и самой Грузии альянс не будет нужен. По словам Климиашвили, мы стремились в НАТО для решения определенных проблем. Если к 2008 году Россия станет достаточно сильной, то нам, возможно, не будет смысла вступать в альянс. Какую безопасность может обеспечить нам НАТО, когда 80% нашей экономики в руках России, заявляет политолог.

Эксперт по экономическим вопросам Нико Орвелашвили считает, что, несмотря на оптимистические заявления власти, саммит НАТО еще раз подтвердил, что в ближайшие годы никто там Грузию не ждет. "Тем более, в условиях неурегулированных конфликтов. А если признать независимость Абхазии и Южной Осетии, это ведь тоже одно из средств мирного урегулирования конфликта? Тем более что во время визита в Грузию Генсекретарь ООН заявил, что Грузию могут принять в НАТО и без восстановления территориальной целостности", - отмечает Орвелашвили. По его словам, у Грузии был уникальный шанс: реально зафиксировать экономические границы и дать этим мощную основу процессу восстановления территориальной целостности мирным путем. В этом случае Грузия в обмен на поддержку России во вступлении в ВТО должна была потребовать выполнения обязательств договора от 28 мая 2004 года и легализации таможенно-пропускных пунктов в Абхазии и Цхинвальском регионе. Но, согласно заявлению Саакашвили в интервью ВВС, Грузия не собирается препятствовать вступлению РФ во Всемирную торговую организацию. Это, видимо, явилось итогом встречи Владимира Путина и Саакашвили на саммите СНГ в Минске. Так что, к сожалению, президент страны имевшийся шанс не использовал, - заявляет Орвелашвили.

Эксперт по вопросам международных отношений Шалва Пичхадзе считает, что не учитывать замечания, сделанные в адрес Грузии на саммите НАТО в Риге, со стороны грузинской власти - преступление, поскольку страна потеряет шанс присоединиться к Альянсу. А потом политическая конъюнктура может так измениться, что в НАТО нас никто уже и не будет ждать, - говорит Пичхадзе. ("Версия")

Международные структуры должны раз и навсегда забыть о России

"Хотя Путин никогда не сделает того, что позволял себе в ООН Хрущев (стучать туфлей), зато президент Российской Федерации "пугает" Запад политическими жестами", - пишет 7 декабря газета "Алиа". "Россию разозлили замечания, сделанные на встрече Совета министров ОБСЕ в Брюсселе. Запад потребовал от Москвы вывести войска из Абхазии и Приднестровья. Путин за этим требованием увидел западню: не потребуют ли потом и вывода миротворцев? Встреча в Брюсселе превратилась в противостояние главы МИД РФ Сергея Лаврова и заместителя Госсекретаря США Николаса Бернса. Лавров пригрозил выходом России из организации, если ОБСЕ не прекратит защищать интересы Америки и поддержку проамериканских Грузии и Молдавии. Еще перед саммитом в Брюсселе МИД России заявило, что не подпишет никаких документов, если там будут какие-либо замечания по Стамбульским обязательствам".

"В 1999 году Россия дала согласие на вывод своих баз из Грузии и Молдавии, а сейчас российская сторона уверяет, что это было политическое решение, и сроки его выполнения определены не были. Россия отказалась выполнять обязательства и выводить свои войска. В ответ получила отказ на председательство в ОБСЕ Казахстана, в чем Россию поддерживали страны СНГ, Германия, Франция, Италия и Голландия. Против выступили США и Великобритания. Бернс потребовал взамен расширения миссии ОБСЕ в Южной Осетии. Америка предложила России совместный мониторинг Рокского тоннеля. Она хочет в рамках ОБСЕ работать над демилитаризацией региона - военное разоружение Южной Осетии было бы главной целью миссии. Россия не согласилась ни с одним предложением Америки. Лавров дал знать, что не верит в демилитаризацию в регионе грузин, и заявил, что русские всегда защитят Цхинвали от "агрессии" Тбилиси. Главная же претензия России к ОБСЕ в том, что, как она считает, в последнее время ОБСЕ превратилась в организацию по защите прав человека. Работа по другим направлениям - военно-политическое сотрудничество, экономика и экология заброшена. Как заявил Лавров, ОБСЕ должна или вернуться к основной своей миссии, или стать гуманитарной организацией, а потом власть России решит - входить или нет в новую организацию. Не забыл Лавров и того, что Россия - один из главных доноров этой организации. Эксперты считают, что Путин все-таки не выйдет из ОБСЕ - Россия имеет в организации право вето. Она участвует в миссии ОБСЕ, в том числе в Приднестровье и Абхазии. Именно Россия заблокировала мониторинг группы ОБСЕ на отрезке границы между Грузией и Чечней. Так что России невыгодно выходить из этой организации. С другой стороны, функция ОБСЕ - балансировать капризных хозяев Кремля (для того она и была создана) и, если они не примут участие в ОБСЕ, то функция организации теряется. Но причина агрессии Путина, очевидно - ВТО и связанные с ней сложности. Точнее - Грузия и ее согласие на вступление России в ВТО. Таким агрессивным Путин никогда не был, он делает все, чтобы запугать Запад. Торгуется с Западом газом и нефтью, конфликтами давит на Грузию, и не отказывается от выхода из международных организаций. И все это - ради ВТО. Вчера Госдума приняла постановление, в котором депутаты дают исполнительной власти рекомендации: учитывать в отношениях с Тбилиси, что Абхазия и Южная Осетия хотят независимости, и они зафиксировали это на референдуме. Что все это значит для Грузии или России? По словам политолога Сосо Цинцадзе, постановление Госдумы не имеет юридической силы. Это попросту рекомендация Путину принять Абхазию ассоциированным членом и учесть незаконный референдум в Цхинвали. "Все это надо рассматривать в целом: когда Дума принимала постановление, депутатам уже был известен скандал в Брюсселе в связи с заявлением Лаврова о выходе из ОБСЕ", - считает Цинцадзе. А заместитель Госсекретаря США уже в который раз обвинил Россию в нарушении взятых на себя обязательств и политическом давлении на Молдавию и Грузию. Действия России - раздраженная реакция на это, больше ничего она сделать не может. А если бы Россия реально могла разбомбить Грузию, то Госдума приняла бы и это решение. А потому они еще раз постарались доказать свое недружественное, несоседское отношение, - считает Цинцадзе. По его словам, реально никакого результата постановление Думы не даст. Однако оно дает дополнительный козырь власти и МИД Грузии - увереннее требовать в международных организациях замены российских миротворцев. Как может государство, которое принимает подобное постановление, т.е. не признает территориальную целостность Грузии, быть миротворцем. "Это постановление, как ни странно, не зло, а благо для Грузии. Потому что это самый сильный аргумент в пользу того, что Россия, как посредник, должна быть исключена из процесса, и международные организации, будь то ООН, Совет Европы или другая, должны раз и навсегда забыть о России как миротворческой силе в конфликтах и в Грузии, и в Молдавии", - заявил политолог". ("Алиа")

Запад не возьмет на себя урегулирование проблем Грузии и России

"Отношения России и Грузии день ото дня обостряются, политика нашего соседа выходит за рамки всякой дипломатии", - пишет 8 декабря газета "Ахали 7 дге". "Если до сих пор действия власти России ограничивались жесткими заявлениями, экономической блокадой, депортацией и поддержкой сепаратистских режимов на территории Грузии, то сегодня она принимает недемократические документы в отношении соседних стран и собирается признать независимыми де-факто республики. Недемократическая политика России, осуществляемая против Грузии, создает угрозу не только территориальной целостности и развитию нашей страны, но и политике Запада на Кавказе, в частности, существованию стабильных, демократических государств. Поэтому сегодня Запад активно рассматривает напряженные отношения России и Грузии. На всех международных саммитах и встречах он критикует отношения России с соседними странами и призывает ее прекратить агрессивную политику".

"О взаимоотношениях и политике России, Грузии и Запада существуют различные мнения. Часть экспертов объясняет агрессивную политику России против Грузии перспективой быстрой интеграции нашей страны с Западом. Вторая же часть считает недостаточной поддержку Грузии и объясняет отношения Грузии, России и Запада т.н. политикой сделок (договоренность двух стран в связи с третьей страной). В частности, считают, что, когда завершился процесс нового передела мира, в результате договоренности Америки и России (встрече в Мальте в 1989 году) Грузия оказалась в российском лагере. Так это или нет, эффективна ли поддержка Грузии со стороны Запада, почему НАТО поддерживает вступление Грузии в ее ряды? По словам бывшего посла Грузии в РФ Зураба Абашидзе, после встречи в Мальте мир радикально изменился, и представлять, что мир развивается по принятым 18 лет назад решениям, неверно. После развала СССР, в период президентства Клинтона, в США действительно существовал следующий подход к бывшему Советскому Союзу - Россия в первую очередь. Т.е. они верили, что если направят Россию по верному пути, обеспечат ее демократизацию и интеграцию в цивилизованный мир, это хорошо подействует и на страны вокруг России. По словам Абашидзе, он лично сталкивался с таким подходом во время работы в НАТО в 90-е годы. Но в период президентства Буша этот подход изменился. Буш делал акцент на соседние с Россией страны. Он считал, что если в этих странах будет демократия, если они станут на рельсы рыночной экономики, и общественное развитие пойдет по принципу либеральной демократизации, то это положительно подействует на Россию. Поэтому сегодня акцент делается на Грузию и Украину. Сегодня Грузию гораздо больше поддерживают на Западе, чем раньше, и это большое достижение. Но Запад не возьмет на себя полностью урегулирование проблем Грузии и России. Отношения между двумя странами должны регулироваться на двусторонней основе. Запад помогает нам с политической точки зрения, экономической, военной, но никто за нас не сделает наше дело, - говорит Абашидзе, отмечая, что через несколько лет мы вступим в НАТО - и что может быть большей поддержкой? По его словам, когда создавался Альянс, главными задачами были: первая - защита коллективной безопасности стран-членов, вторая - формирование между США и Западной Европой трансатлантического стратегического союза. После распада СССР НАТО разработал стратегическую концепцию, как в условиях новых реалий надо проводить политику с теми партнерами, которые, скажем так, появились после развала Союза. Как один из главнейших партнеров рассматривалась и Россия. Но после 11 сентября в мире появился новый феномен - международный терроризм. Поэтому НАТО расширяет свою стратегическую роль и миссию в мире. И думает уже о глобальной политике, о выполнении глобальных задач. Поэтому Альянс вышел за евроатлантические рамки и выполняет свою миссию и в отдаленных регионах, что в начале 90-х годов трудно было представить. Исходя из этого, Грузия для НАТО - одно из стратегических государств, считает Абашидзе, а потому мы должны удовлетворять требованиям и стандартам этой организации. При этом он отмечает, что НАТО не вынуждает Грузию вступать в его ряды, это суверенный выбор нашей страны. Что касается опасений, что, вступив в НАТО, Грузия будет противостоять России, то они неоправданны. НАТО не является противостоящей России организацией. После окончания холодной войны НАТО воспринимает Россию как партнера. Грузия вступает в НАТО потому, что стране это необходимо, чтобы нормально развиваться. По словам Абашидзе, мы должны убедить российских коллег, что членство Грузии в НАТО выгодно и для России. Им надо изменить старое мышление, но в ближайшем будущем это маловероятно, хотя шанс есть. В России появляется новое поколение, которое получило образование в Европе и смотрит на мир другими глазами. И политика Грузии должна быть такой - показать России, что ей лучше: беспорядки на Южном Кавказе с конфликтами и т.д., или стабильный Южный Кавказ, который, будучи членом НАТО, снимет угрозу нестабильности. Такой подход и видение для России будут более приемлемы, чем конфронтационные подходы, считает Зураб Абашидзе. По его словам, он не согласен с нынешней политикой России в отношении Грузии, но отвечать агрессивной политикой нашей стране не выгодно. От нас требуется больше солидности, считает Абашидзе". ("Ахали 7 дге")

Парламент

Законопроект "О резервной службе" был разработан в спешке

"Парламент Грузии в ближайшие дни должен рассмотреть законопроект "О резервной службе", согласно которому прохождение резервной службы станет обязательным для всех мужчин", - пишет еженедельная газета "Версия". "Хотя на какие средства и кем будут они подготовлены, об этом авторы законопроекта, разработанного парламентским комитетом по обороне и безопасности, не подумали. Большая часть военных экспертов считает, что законопроект написан в спешке, без соответствующих финансовых расчетов и без учета военно-стратегических задач оборонной системы, а лишь для того, чтобы выполнить заказ президента о 100 тысячах резервистов. К тому же представленный вариант не соответствует стандартам НАТО и направлен на усиление института министра обороны. Если законопроект будет принят в таком виде, то власти вскоре придется вносить изменения в закон или приостановить его действие. Согласно проекту, призыв на резервную службу будет происходить по трем категориям: в активный резерв, в резерв национальной гвардии и в индивидуальный резерв. Резервная служба обязательна для мужчин в возрасте 27-40 лет, и они будут проходить 18-дневные сборы каждые два года. Уклонение от службы будет караться законом: в первом случае за это придется выплачивать штраф в размере 1000 лари, во втором случае уклонисту грозит лишение свободы сроком на один год. От резервной службы освобождаются сотрудники железнодорожного транспорта, морского флота, силовых структур, метрополитена, а также судьи, педагоги и врачи. Стоимость подготовки одного пехотного батальона, т.е. начальное обучение 5 000 человек, будет обходиться госбюджету в 1 370 950 лари в месяц. В дальнейшем, исключив уже стоимость оружия и имущества для резервистов, расходы на их обучение составят 107 600 лари в месяц. По словам представителей власти, законопроект подготовлен с учетом опыта Норвегии и Финляндии. Эксперты же в связи с законопроектом высказывают серьезные замечания. Военный эксперт, бывший командир грузинского миротворческого батальона в Косово Георгий Мелитаури отмечает, что в действительности грузинский законопроект не похож на модель ни Норвегии, ни Финляндии. По его словам, в этих странах офицеры, сержанты и представители некоторых специальностей проходят учения раз в четыре года и сроком 30 дней. Проводятся обычные командно-штабные учения, и наличие такого "командира" резервного батальона, как министр экономики Георгий Арвеладзе, там просто нельзя представить. Должность офицера или командира резервной службы там занимают вышедшие в отставку офицерские кадры, а не активисты партии, не разбирающиеся в военном деле, заявил Мелитаури. Как отмечает военный эксперт Каха Кацитадзе, когда мы вступим в НАТО, то на Грузию будет распространяться 5-й пункт договора, согласно которому, нападение на Грузию будет нападением на весь альянс. В таком случае нам не потребуется система тотальной обороны, и получится, что, если нас примут в НАТО в 2008 году, или позже, в 2012, то выделенные на подготовку резервистов сотни миллионов выброшены в воду, говорит Кацитадзе. Тем более что в законопроекте не объясняется, какого типа резерв мы формируем, какую задачу он должен выполнять - заполнять потери во время войны или усиливать регулярные войска. Еще даже не ясно, какого типа должна быть наша армия, контрактной или по призыву, и говорить о типе резерва излишне, считает Кацитадзе. Как отмечает военный эксперт Акиа Барбакадзе, возникает вопрос: кто должен управлять этими тысячами резервистов. Кто-нибудь посчитал, сколько для этого необходимо офицеров, и откуда завтра появятся 20 тысяч разного ранга офицеров, которые должны обучать резервистов? Военный эксперт Шалва Тадумадзе заостряет внимание на еще одной детали законопроекта. Согласно проекту, призыв резерва должен происходить на основании приказа министра обороны, что является серьезным нарушением действующего законодательства. Призыв на обязательную военную службу осуществляется на основании приказа президента, и его проводят органы местного самоуправления. То есть призыв резервистов поручается им. А они подчиняются президенту, а не министру обороны, а потому и не будут выполнять его приказ. По словам Тадумадзе, это серьезное законодательное нарушение, а законопроект направлен на усиление лично министра обороны. ("Версия")

Парламент Грузии должен обеспечить транспортировку депортированных из России

"Председатель парламентской комиссии по делам депортированных из России Ника Гварамиа требует принятия серьезных мер для оказания помощи притесняемым в РФ гражданам Грузии", - пишет 5 декабря газета "Ахали таоба". "По мнению Ники Гварамия, парламент должен дать правительству соответствующие поручения. Основанием для подобного заявления, сделанного на заседании бюро парламента, послужила очередная гибель в России гражданина Грузии. 2 декабря список пострадавших от действий России грузинских граждан пополнился еще одним трагическим фактом: в московском спецприемнике скончалась гражданка Грузии Манана Джабелиа. По словам Гварамиа, беженка из Абхазии жила в Москве со своей семьей более 10 лет на легальных основаниях. Она была задержана сотрудниками милиции во время рейда на Домодедовском рынке 4 октября. Суд приговорил ее к депортации. Женщина в знак протеста объявила голодовку, тогда назначили новое разбирательство. У Джабелиа были проблемы с сердцем, а изолятор не самое подходящее место для человека с таким состоянием здоровья. Она тяжело переносила содержание в камере, у нее были частые приступы гипертонии. За два дня до ее гибели Мосгорсуд отменил решение суда о депортации, подтвердив, что женщина находилась в Москве на законных основаниях. Самое возмутительное то, что ее все равно не выпустили из распределителя. В течение двух дней она оставалась там незаконно. По предварительным данным, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Ситуация со здоровьем усугубилась недельной голодовкой Джабелиа. По информации Гварамиа, власть России препятствует тому, чтобы дознание по данному факту проводило консульство Грузии. Пока не ясно, примет ли наше консульство участие в проведении медицинской экспертизы, заявил Гварамиа, отметив, что печальный опыт по таким случаям уже есть - грузинских экспертов не допустили к участию в экспертизе по факту смерти Тенгиза Тогонидзе, который скончался по пути из Санкт-Петербурга в Москву из-за того, что ему не разрешали выходить на свежий воздух. Как заявил председатель комиссии, Россия начала серию убийств в отношении грузинских граждан, все это походит на хронику убийств. Гварамиа надеется на реагирование международных организаций. По его информации, на сегодня в распределителях России находятся 79 граждан Грузии. Условия их содержания принципиально несовместимы с их жизнью. Ника Гварамиа ставит конкретные требования: парламент Грузии должен рекомендовать правительству обеспечить транспортировку этих людей. Это - обязанность России, но мы должны позаботиться о наших гражданах за границей и спасти этих людей от смерти, - считает Гварамиа. ("Ахали таоба")

Грузия остается в СНГ

"Грузия все еще остается в СНГ: вчера парламентское большинство не поддержало проект постановления, инициированный оппозицией, которая считает нецелесообразным оставаться в Содружестве", - пишет 9 декабря газета "24 саати". "По предложению председателя парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, голосование по проекту этого постановления было отложено. Парламентское большинство считает, что этот вопрос следует рассматривать не сейчас. Тогда как оппозиция дополнительным аргументом выдвигает принятое Госдумой РФ решение по Абхазии и Южной Осетии. На пленарном заседании возникла довольно странная ситуация: на фоне молчания большинства оппозиция все-таки сказала свое слово. Странно выглядело и то, что оппозиция задавала вопросы, выдвигала обвинения, но ответов не получала. Активнее всех была фракция "Демократический фронт", представитель которой Бидзина Гуджабидзе так и не получил ответа на вопрос - "В конце концов, надо, чтобы Россия объявила нам войну, чтобы мы вышли из СНГ?". Без ответа остался и вопрос Гии Тортладзе о том, для чего нам Содружество таких стран, ни один из президентов которых ни разу не раскритиковал антигрузинские действия России? По мнению лидера "Правой оппозиции" Давида Гамкрелидзе, власть Грузии действует "по двойным стандартам" - на словах противостоит России, а на деле уступает. Относительно необычной пассивности парламентского большинства свое мнение у консерватора Звиада Дзидзигури. Как считает Дзидзигури, многие члены провластной фракции готовы поддержать выход Грузии из СНГ, но у них нет на это соответствующего разрешения президента. Дзидзигури напомнил, что, когда Саакашвили поручил правительству изучить плюсы и минусы пребывания Грузии в СНГ, тогда они делали довольно воинственные заявления. Пассивность большинства на пленарном заседании член "Демократического фронта" Давид Зурабишвили объясняет "иррациональным страхом". Он считает символичным, что на 15-ом году существования Содружества Грузия делает хороший подарок России. По словам Зурабишвили, СНГ является сферой влияния России, и цель Москвы - оставить Грузию в этом пространстве. Зурабишвили советует не ждать сигналов из Вашингтона или Брюсселя, а как можно скорее выйти из СНГ, так как это лишь дело Грузии. Неоправданным оппозиция считает и соображение большинства о том, что для выхода из СНГ сейчас неблагоприятный момент. Единственной, кто вчера попытался объяснить позицию правящей силы, была председатель парламента Нино Бурджанадзе. Она попыталась убедить оппозицию в том, что СНГ - это не только Россия. Бурджанадзе отметила, что провластная фракция тогда поддержит вопрос выхода Грузии из СНГ, когда парламентское большинство согласует это с президентом страны. ("24 саати")

Постановление Госдумы России

Парламент Грузии оповестил весь мир о том, какую глупость допустила Россия

"Госдума РФ постановила - установить между РФ и Абхазией ассоциированные отношения, признать незаконно проведенный в Цхинвальском регионе референдум", - пишет 9 декабря газета "Меотхе". "Это - рекомендации российских депутатов президенту Путину. Учитывая "доброе расположение" Путина к Грузии, можно сказать, что есть большая вероятность того, что рекомендации будут осуществлены. Принятому российской Госдумой документу председатель парламента Грузии на пленарном заседании дала негативную оценку. Как отметила Нино Бурджанадзе, к сожалению, в Госдуме не оказалось ни одного депутата, который не то чтобы считался с международными правовыми нормами, но хотя бы заботился об имидже собственного государства. Эти люди, как видно, очень плохо понимают значение международных отношений, демократические принципы, и они причинили огромный вред собственной стране, - считает Бурджанадзе. Подобного типа заявления, которые являются исключительно провокацией со стороны России, не могут запугать власть и население Грузии, и не заставят свернуть с выбранного пути - восстановление территориальной целостности страны и евроатлантическая интеграция. Бурджанадзе подчеркнула, что никакой юридической силы, в том числе с точки зрения международного права, этот документ не имеет, соответственно, он не будет иметь никакого политического и правового результата на международной арене. Нино Бурджанадзе призвала грузинских депутатов воздержаться от дебатов - обострение российско-грузинских отношений давно достигло пика, и эмоциональные выступления особо на них не повлияют. К тому же маловероятно, что принятое в ответ обращение парламента Грузии к международному сообществу что-либо изменит. Как выяснилось, первоначально над этим вопросом работали комитеты по правам человека и здравоохранению, но затем документ был отправлен от имени парламента в целом. Госдуму же России парламент Грузии не посчитал достойной ответа. В деятельности рабочей группы не принимали участие представители оппозиционных партий, хотя текст постановления они посчитали приемлемым. По оценке лидера фракции "Правая оппозиция" Давида Гамкрелидзе, обращение вполне приемлемо, хотя особо реагировать на решение Госдумы не стоит. Не оказалось замечаний и у фракции "Промышленники". По словам председателя парламентского комитета по международным отношениям Котэ Габашвили, этим постановлением парламент Грузии оповестил весь мир о том, какую глупость допустила Россия, и что Госдума пытается еще больше обострить отношения России и Грузии. Это очередная провокация, на которую власть Грузии не должна поддаваться. Исключено, что отношения между двумя странами станут хуже нынешних, считает Габашвили, так же отмечая, что принятое Госдумой постановление не имеет никакой политической и правовой основы. Оценку заявлениям Госдумы дает и внепарламентский политический спектр. По словам Акакия Асатиани, Россия приступила к решающим действиям, она торгуется с Западом - Косово взамен Абхазии и Южной Осетии. Ни постановления Госдумы РФ, ни парламента Грузии в ответ в отношениях России и Грузии ничего не изменят, - считает Асатиани. Это - "холодная война", которая находится в активной фазе, и здесь должен существовать конкретный план, чего у нашей власти нет, - отмечает Акакий Асатиани. Между тем, по общему мнению, Госдума не поставила бы вопрос Абхазии и Цхинвали, если бы не было "визы" сверху. Возможно, этот их шаг ставит целью определить, где проходит грань воли и возможностей власти Грузии. Парадокс, но это постановление приняли тогда, когда Саакашвили положительно оценил факт встречи с Путиным на саммите СНГ. Как видно, наш президент и здесь преувеличил. ("Меотхе").

Зоны конфликта

Генассамблея ООН рассмотрит конфликты на территории Грузии и Молдавии

"Генеральная Ассамблея ООН 6 декабря начинает дискуссию о конфликтах на территориях Грузии и Молдавии", - пишет еженедельная газета "Версия". "Решение о вынесении этих вопросов на Ассамблею ООН наряду с трибуной Совета Безопасности ООН было принято по инициативе стран ГУАМ в сентябре. То, что Грузия получила новую трибуну, где в отличие от Совета Безопасности у России нет права вето, посол Грузии в ООН Ираклий Аласаниа расценил, как "беспрецедентную победу" грузинской дипломатии. Как и следовало ожидать, этот факт вызвал недовольство сепаратистских властей. В частности, Сухуми опротестовал одностороннее рассмотрение "замороженных конфликтов" на Генассамблее, исходя из того, что Абхазия признана ООН стороной конфликта. Представители России в ООН распространили меморандум де-факто правительств самопровозглашенных сепаратистских республик - Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. В меморандуме отмечается, что "агрессивные войны колониального характера", которые Грузия и Молдова ведут в ответ на требование о самоопределении этих республик, завершились "закономерным крахом". Авторы меморандума указывают на опасность возвращения их в эти "мини-империи". По их же оценке, угрозу миру создают именно эти "государства- агрессоры", а не "демократические государства" - Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. И, наконец, меморандум призывает ООН пригласить на свою трибуну не только представителей Грузии и Молдовы, но и непризнанных республик, которые "также хотят, чтобы международное сообщество услышало их голос". Как отмечает руководитель Центра конфликтов и переговоров Георгий Хуцишвили, хотя документы, принятые Генассамблеей, как и ООН, не имеют обязательного характера, и по содержанию они только рекомендательные, но они дают государству определенные нормы и стандарты. Они указывают, какие принципы приемлемы для международного сообщества, и какие нет. Принятые другими органами постановления не будут противоречить рекомендациям ООН, и в этом смысле рекомендации ООН - важны, говорит Хуцишвили. Ясно, что постановление Генассамблеи ООН должно отличаться от принятой Советом Безопасности "пророссийской" резолюции, поскольку СБ принимает документы практически под диктовку России. В работе этого органа ООН хорошо видно, как считается с Россией наш друг США, и пример тому - последняя резолюция СБ по вопросу Абхазии. Что касается требования сепаратистских республик участвовать в работе Генассамблеи, то ясно, что ООН этого не допустит, так как это будет нарушением принципов этой организации. Как отмечает Хуцишвили, это - межгосударственное объединение, а Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье не представляют из себя государств. В особых случаях возможно вынести вопрос автономии, но и то - по рекомендации того государства, в которое входит эта автономия. Исходя из этого, ООН просто не имеет права рассматривать по рекомендации России вопрос присутствия на Генассамблее представителей Абхазии и Южной Осетии, признанных в пределах Грузии, - говорит Хуцишвили. По словам председателя парламентской временной комиссии по территориальному восстановлению Шота Малашхиа, перенос конфликтов в формат Генассамблеи ООН важен для Грузии, тем более что это происходит по инициативе ГУАМ. Важно также то, что это рассмотрение совпадает с рассмотрением того же вопроса Госдумой РФ. Этим Россия еще раз отмежевалась от мира с точки зрения подхода к проблеме конфликтов, - считает Малашхия. По его мнению, после соответствующей подготовки вопроса и прохождения бюрократических ступеней ООН, Генассамблея, скорее всего, примет решение о вводе в Абхазию контингента гражданской полиции или международных миротворческих сил. Малашхиа подтверждает обещание Ираклия Аласаниа о том, что какие силы заменят миротворцев России, будет известно к апрелю 2007 года. В отличие же от международной арены, в грузино-абхазских переговорах пока особых достижений нет. После кодорских событий двусторонний диалог прерван, и перспективы его возобновления пока не видно". ("Версия")

Прошедшие 14 лет свидетельствуют о неэффективности нынешнего формата СКК

"Внешнеполитическое ведомство России выразило недоумение в связи участием госминистра Грузии Мераба Антадзе в инаугурации в селе Курта "альтернативного президента" Южной Осетии Дмитрия Санакоева", - пишет 6 декабря газета "24 саати". "Как отмечается в заявлении МИД РФ, альтернативные выборы, проведенные 12 ноября параллельно с официальными выборами президента Южной Осетии, российский МИД расценивает, как попытку "дискредитации демократического процесса, соответствующего международным стандартам". Согласно заявлению, попытка госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов своим участием в инаугурации Санакоева придать альтернативным структурам некий оттенок легитимности, вызывает удивление. В связи с этим возникают вопросы - действительно ли Грузия готова серьезно продолжать урегулирование грузино-осетинского конфликта. Со своей стороны, в комментарии пресс-службы аппарата госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов отмечается необходимость учитывать новые реалии в Цхинвальском регионе, в частности, рассмотреть возможность участия представителей структур, созданных в результате "альтернативных выборов", в формате Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. В заявлении пресс-службы аппарата госминистра Грузии говорится, что прошедшие 14 лет свидетельствуют о неэффективности нынешнего формата СКК. Из-за отсутствия соответствующих механизмов не выполняется ни одно решение Смешанной контрольной комиссии. Исходя из этого, позиция грузинской стороны в отношении Сочинского соглашения от 24 июня 1992 года, которое не отвечает нынешним реалиям, и формата СКК, созданной на его основе, неизменна, сказано в документе. Реальность диктует целесообразность принятия решения о ведении прямого диалога между сторонами в конфликте под эгидой ОБСЕ, в котором Евросоюз, Россия и США примут активное участие в статусе гарантов и содействующих сторон, - отмечается в комментарии аппарата госминистра Грузии". ("24 саати")

Ни один законодательный орган не имеет права рассматривать проблемы другого государства

"Политическую жизнь недели очень оживило постановление, принятое 6 декабря Госдумой РФ", - пишет 8 декабря газета "Ахали 7 дге". "Помимо признания итогов цхинвальского референдума, Дума выразила готовность принять Абхазию ассоциированным членом Российской Федерации. Дума обратилась к международному сообществу с призывом признать референдум в Цхинвали. И призвала президента Путина соответствующим образом отреагировать на принятое депутатами решение. Постановление Госдумы по де-факто независимым территориям Грузии было обсуждено на встрече 6 декабря председателей комитетов парламента Грузии с председателем парламента Нино Бурджанадзе. До начала встречи депутаты были настроены довольно жестко и критиковали решение Думы. Они отмечали, что это не просто поддержка Госдумой сепаратистских властей, а шаг, предпринятый против международного сообщества. Их и не удивляет подобное "от государства, которое решило выйти из ОБСЕ, потому что сомневается в ее дееспособности", - отмечали они. По мнению депутатов, это - самое провокационное решение из всех, принятых Россией в отношении Грузии. Но, если вспомнить, сколько уже было принято Госдумой решений, которые не отвечали международным нормам, и все-таки их принимали, и все-таки они работали, это заведет нас далеко... А что думают эксперты? Политолог Паата Давитаиа считает, что с правовой точки зрения постановление Госдумы РФ - полный абсурд. Этим действием Россия перешла все границы. Законодательный орган ни одной страны не имеет права превращать в предмет рассмотрения в своем парламенте внутренние проблемы другого государства. На протяжении 14 лет в принятых ООН документах указывался термин - "конфликт в Абхазии". Последние два года, в условиях новой власти, в резолюциях ООН этот термин заменен на - грузино-абхазский конфликт. Между этими двумя терминами радикальное различие. Конфликт в Абхазии подразумевает участие в этом процессе внешних сил, а грузино-абхазский конфликт означает, что это конфликт между двумя сторонами - грузинами и абхазами. Все началось с периода назначения послом ООН Ираклия Аласаниа, когда этот термин и появился впервые в документах, говорит Давитаиа. После этого неудивительно, что Путин публично заявил, что конфликт существует только между абхазами и грузинами. Исходя из того, что у населения Абхазии и Цхинвали российские паспорта, и они считаются гражданами России, Путин имеет полное право делать в этой связи те или иные заявления. К такой ситуации мы пришли благодаря бездумной политике. Кроме того, в течение 14 лет со стороны абхазов переговоры ведет только Шамба, а представители с грузинской стороны постоянно меняются. Многие из них ведут переговоры так, что даже недостаточно знакомы с документами. Пока же кто-то в чем-то разберется... Конфликтолог Георгий Хуцишвили отмечает, что решение России не было неожиданным. Что касается политики наших властей, то все было сделано для того, чтобы вызвать агрессию России. Это же рискованная политика. На кого мы надеемся? На Европу. Что изменилось в позициях Европы? Ничего. Наоборот, преимущество энергоносителей России все более ощутимо отражается на политике Европы, считает Хуцишвили. По его словам, конечно, мы не должны проявлять слабость, но рационально просчитанные шаги (порой и компромиссные) были бы возможны для урегулирования ситуации. В то же время Хуцишвили отмечает, что односторонние уступки с нашей стороны (содействие России во вступлении во ВТО) будут бездумны, взамен мы обязательно должны что-то потребовать, хотя бы снятие экономической блокады. Как считает Георгий Хуцишвили, решение российской Госдумы является психологическим террором против грузин". ("Ахали 7 дге")

Санакоев призвал Грузию начать переговоры

"Мирное урегулирование грузино-осетинского конфликта - принципиальная позиция "альтернативного правительства" Южной Осетии", - пишет 9 декабря газета "24 саати". "Об этом говорится в заявлении, распространенном "альтернативным президентом" Южной Осетии Дмитрием Санакоевым.Главной целью, по мнению Санакоева, является восстановление единства между осетинскими и грузинскими народами, восстановление территориальной целостности Южной Осетии в границах Юго-Осетинского автономного округа и принятие ее в состав Грузии в статусе республики, с учетом международного права нации на самоопределение. Как заявляет Дмитрий Санакоев, затягивание переговоров по урегулированию грузино-осетинского конфликта мирным путем равноценно преступлению против населения Южной Осетии, поскольку люди уже 16 лет живут в неопределенной ситуации и не имеют реальных гарантий своей безопасности. Дмитрий Санакоев призвал правительство Грузии начать переговоры по урегулированию ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта и определению правового статуса Южной Осетии в составе Грузии. "Альтернативный президент" Южной Осетии также призывает Госдуму России учитывать волю значительной части населения республики. Дмитрий Санакоев обращается к грузинским властям и мировому сообществу с просьбой признать укомплектованное им правительство новой и реальной силой. По его словам, правительство республики готово к сотрудничеству со всеми, кто проявит добрую волю и признает право Южной Осетии занять достойное место в современном мире". ("24 саати")

Экономика Турция поделится с Грузией природным газом с месторождения Шах-Дениз

"На установленную Россией политическую цену природного газа Турция ответила политическим решением", - пишет 9 декабря газета "24 саати". "Вчера министры энергетики Грузии, Азербайджана и Турции обсудили в Тбилиси вопрос обеспечения Грузии природным газом. В частности, обсуждался вопрос о выделении Грузии дополнительных объемов газа по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум за счет квоты Турции. Как ранее сообщалось, возможно, в 2007 году Анкара по техническим причинам не сможет принять всю предназначаемую ей часть газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Согласно ранее заключенному договору, Грузии в 2007 году полагается около 200-250 миллионов кубометров газа. Однако из-за задержки строительства турецкого участка газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум Грузия планировала договориться об увеличении этого объема. Решение по данному вопросу, как предполагалось, должно было быть принято на тбилисской встрече. По информации руководителя пресс-службы министерства энергетики Грузии Теоны Долиашвили, переговоры по дополнительному объему природного газа с газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум за счет турецкой квоты ведутся с осени, и 30 ноября, в ходе рабочего визита в Баку премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели было принято решение о встрече в Тбилиси министров энергетики трех стран. Встреча министров, которая проходила за закрытыми дверями и продолжалась 10 часов, дала результаты. Позже министры совещались с президентом Михаилом Саакашвили, и лишь после этого сделали официальные комментарии. Итак, Грузия получит с месторождения Шах-Дениз больше газа, чем это предусматривалось предварительным договором. Турция распределит собственную долю между Тбилиси и Баку. Окончательно этот вопрос решится через неделю в Баку. Как было известно до сих пор, Грузия должна была получить природный газ с месторождения Шах-Дениз по цене 63 доллара за тысячу кубометров. Турция практически отказалась от своей доли и, как заявил вчера поздним вечером министр энергетики Ника Гилаури, страна получит 1,5 миллиарда кубометров природного газа. По словам Гилаури, министр энергетики Турции принял важное решение: распределить Грузии и Азербайджану те 2,8 миллиарда кубометров природного газа с месторождения Шах-Дениз, которые принадлежат Турции. Чем заполнятся остальные 17 процентов необходимого стране ресурса, власть пока не говорит. В этом случае альтернативой остаются Иран и Россия. Переговоры по данному вопросу стороны проведут, предположительно, до конца декабря. С 15 декабря газопровод пропустит первый поток газа с Шах-Дениз. Грузия получит этот газ, как предполагается, в начале января". ("24 саати")

Образование

В Грузии публикуются учебники для "негрузинских" школ

"Для негрузинских школ переводятся и печатаются учебники, по которым ныне обучаются учащиеся грузинских школ", - пишет 5 декабря газета "Ахали таоба". "Поэтапный перевод новых учебников для негрузинских школ и их пилотирование на русском, азербайджанском и армянском языках проходит с учетом замечаний педагогов. Одна из таких встреч прошла вчера в 37-й тбилисской русской школе. С педагогами встретился руководитель Центра национальных учебных планов и оценок министерства образования и науки Грузии Симон Джанашиа. Он ознакомил учителей с национальным учебным планом и теми учебниками, которые для них издаются. По словам Симона Джанашиа, министерство осуществляет пилотирование учебных планов в десяти русскоязычных школах Тбилиси, в десяти азербайджаноязычных школах Квемо Картли и в десяти армяноязычных школах Самцхе-Джавахети. А также переводит для них учебники. На рабочей встрече представители министерства выслушали мнение педагогов относительно того, как можно улучшить этот процесс. Перевод учебников уже начат и, как заявил Джанашиа, к январю 2007 года учебники для первых, седьмых и десятых классов негрузинских школ уже будут готовы. Новые учебники для вторых, восьмых и одиннадцатых классов на грузинском языке готовятся в этом году, и к 2007 году для этих классов переводится и литература. Окончательно этот процесс завершится через шесть лет, но основная часть работы будет закончена за три года, заявил Джанашия. Перевод новых учебников, составленных согласно национальному учебному плану, финансируют холдинг "Индустриальная группа Грузии" и АО "Банк Республика". "Индустриальная группа Грузии" выделила на эти цели 190 тысяч лари, а АО "Банк Республика" - 87 тысяч лари. На вчерашней встрече в 37-й школе присутствовала и исполнительный директор "Индустриальной группы Грузии" Натиа Турнава. По ее словам, холдинг и в будущем продолжит сотрудничество с министерством образования и науки". ("Ахали таоба")

Общество

Тбилисские власти аннулируют электротранспорт

"В эти дни столичная власть аннулировала городской транспорт, работающий на электроэнергии",- пишет 5 декабря газета "Ахали таоба". "Ликвидацию электротранспорта опротестовывают бывшие водители, которые вчера провели акцию у здания Тбилисской мэрии. Участники акции заявили журналистам, что в результате упразднения электротранспорта без работы остались до 600 человек, так как им не предоставили альтернативные рабочие места. Более того, население даже не предупредили о том, что трамваи и троллейбусы аннулируются, возмущались присоединившиеся к акции водителей горожане. В Тбилиси тысячи людей пользовались трамваями и троллейбусами, что устраивало многих, так как стоимость за проезд в них была самая низкая. Теперь же в городе останутся только автобусы, проезд в которых стоит 20 тетри, и, как говорят, с будущего года, он станет вдвое дороже. Что касается самих водителей, то их не только оставили без работы, но и уже третий месяц подряд не выплатили зарплату. По словам одного из водителей, зарплата у них всего 87 лари, и ту не хотят выдавать. Причину ликвидации трамваев и троллейбусов водителям объяснили лишь три дня назад - мол, этот транспорт уже устарел. Встретившийся с участниками акции руководитель транспортной службы мэрии Тбилиси Бесо Жгенти заявил, что оставшиеся без работы водители электротранспорта получат возможность работать водителями автобусов в случае, если владеют соответствующими водительскими правами. Перед тем как приступить к новой работе, эти водители должны будут пройти переподготовку. Жгенти также пообещал участникам акции выплату компенсаций. Между тем, как заявил на пресс-конференции секретарь по идеологии Лейбористской партии Грузии Каха Дзаганиа, вследствие постановления мэрии Тбилиси об аннулировании трамвайных и троллейбусных линий в городе, безработными остаются около 600 человек. По его словам, избавившись от конкурентов для завезенного в Тбилиси большого количества голландских автобусов, городские власти затем поднимут тариф за проезд в городском транспорте с 20 до 40 тетри. Как полагает Дзаганиа, земельные участки, на которых расположены трамвайно-троллейбусные парки, будут проданы под строительство новых высотных корпусов". ("Ахали таоба")

Власть "прицеливается" галерее "TMS"

"Власть Грузии главным своим приоритетом определила владение расположенными в престижных районах зданиями и сооружениями", - пишет 9 декабря газета "Меотхе". "В кулуарах часто говорят о распределенных между чиновниками жилых площадях. Сейчас же законодатели разработали законопроект, согласно которому, если суд постановит, что здание имеет общественное значение, то оно обязательно должно быть передано правительству. Власть "прицеливается" к расположенной на проспекте Руставели галерее "TMS". Правительство обвиняет галерею в сокрытии доходов и обязывает выплатить штраф. Престижная галерея - собственность Георгия Хаиндрава, в настоящее время уже отставного госминистра. В ее создание режиссер вложил немало усилий и средств. Благодаря этим усилиям грузинские деятели искусства в сложнейших условиях имели возможность выставлять свои работы в "TMS", ничего за это не выплачивая. На протяжении своего существования выставочный зал гостеприимно принимал не одного творца. С работами выдающихся художников посетители галереи могли знакомиться бесплатно. Сегодня же встал вопрос существования этой галереи. Как заявляет начальник городской службы по управлению имуществом Тбилисской мэрии Серго Кавтарадзе, музей заплатил налоги за 1992-2000 гг., и тогда же дело было направлено на изучение в прокуратуру. После "революции роз" Георгий Хаиндрава был довольно престижной государственной фигурой, и, как видно, пока он был госминистром, изучение данного вопроса считалось целесообразным. Дело же находящегося ныне в оппозиции экс-министра изучили в корне. И выяснилось, что Хаиндрава, оказывается, скрывал доходы. Что же происходит в действительности? Руководитель галереи Мераб Лордкипанидзе отметил, что в "TMS" выставки устраивались в основном бесплатно, посетители все это время посещали галерею тоже бесплатно. По словам Лордкипанидзе, все, что есть в галерее, сделано руками сотрудников музея. Главная наша цель - предоставить общественности духовную пищу без каких-либо финансовых интересов, говорит Лордкипанидзе. Здесь прошли выставки многих грузинских и зарубежных творцов, единственным требованием был высокий уровень мастерства, и в этом случае "TMS" с удовольствием предоставляла художникам свой выставочный зал, - говорит Лордкипанидзе, отмечая, вместе с тем, что галерее все-таки удавалось выплачивать все налоги, кроме аренды помещения. Вокруг этой темы было много переговоров, нам обещали урегулировать проблему, заметил Лордкипанидзе. Площадь, на которой размещается галерея, в свое время принадлежала ансамблю "Эрисиони", потом была передана домоуправлению, а затем перешла в ведомство мэрии, и галерее постоянно обещали решить проблему аренды. Сейчас об этом никто не говорит. Напротив, заявляют о высоких доходах "TMS", что категорически отрицают все сотрудники выставочного зала. Идея создания галереи возникла у деятелей искусства, которые хотели, чтобы в столице был музей, который удовлетворял бы духовным интересам и творцов, и посетителей. Цель себя оправдала: галерея привлекает множество людей, и приобрела солидную репутацию. Как заявил Георгий Хаиндрава, музей никак не связан с бизнес-интересами, это - хобби, искусство, благотворительность, на что он тратил свои деньги, чем гордится. Ясно, что руководство мэрии захотело присвоить такую площадь - "лакомый коммерческий кусок" и продать его. У грузинской общественности отбирают искусство,- считает Хаиндрава, по словам которого это бесперспективная борьба. Что касается штрафа, то Хаиндрава заявляет, что не выплатит незаконно наложенную плату, и не собирается выполнять волю какого-то чиновника. Более того, Хаиндрава готов развернуть полемику по этому вопросу и даже оштрафовать противную сторону. Как бы этот шаг не вернулся чиновникам бумерангом со стороны народа. Время покажет, чья правда перевесит. Одно ясно, галерею "TMS" на проспекте Руставели мэрия так просто не получит". ("Меотхе")