Интервью с главой подкомитета по вопросам процессуального законодательства Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия, народным депутатом Украины Владимиром Толстенко.

ИА REGNUM: Г-н Толстенко, вы голосовали против принятия закона "О голодоморе на Украине". С чем связана такая позиция, и каково Ваше видение этой проблемы в целом?

Почитая память миллионов людей разных национальностей, включая украинцев, русских, евреев и других народов, погибших во время 1932-1933 годов, я оказался единственным, кто голосовал против включения законопроекта Президента Украины в повестку дня Верховного Совета Украины.

Во-первых, потому что я согласен с Петром Симоненко (лидер Коммунистической партии Украины - ред.), который отметил, что принятие закона о так называемом геноциде может привести к межэтническому, межнациональному и межгосударственному противостоянию.

Во-вторых, Конвенция ООН от 09.12.1948 г., даёт четкое определение геноциду, как какому-либо из действий, которые совершаются с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, а именно, умышленное создание для этой группы таких жизненных условий, которые нацелены на полное или частичное физическое её уничтожение. По моему убеждению, это не был геноцид, направленный только в отношении украинского народа.

После поправок к законопроекту Президента Украины, внесенных Председателем Верховного Совета Украины Александром Морозом и поставленных на голосование, я удержался от голосования за этот проект. Причиной послужил тот факт, что, несмотря на воззвания в его тексте к консолидации и развитию украинской нации, сам факт внесения данного проекта создал не только напряжение в украинском обществе, но и повысил недоверие России к Украине. Он, фактически, поставил под сомнение веру России в то, что Президент Украины и его команда действительно хотят добрососедских, дружеских и взаимовыгодных отношений с Россией.

При этом, повторюсь, это трагическая страница в истории России, Украины и других республик бывшего Советского Союза. Её, безусловно, нужно помнить, чтить и стараться, чтоб подобное не повторилось.

ИА REGNUM: В последнее время фракции "Наша Украина" и БЮТ часто заявляют о необходимости ревизии конституционной реформы посредством Конституционного суда. Как вы относитесь к данной идее?

Я категорически против отмены конституционной (политической) реформы и никакие доводы, включая так называемое нарушение конституционной процедуры принятия этих изменений, не могут служить поводом для её отмены.

На мой взгляд, проблемы, возникшие после реформы, в большей степени связаны не с её несовершенством, а борьбой за властные полномочия и особенностями характеров представителей политической элиты Украины, их амбициями, в конечном счёте, менталитетом украинца. И я полностью поддерживаю тех, и, прежде всего Александра Мороза, которые говорят о том, что нужно идти дальше, путём совершенствования Конституции, на создание парламентско-президентской республики западноевропейского образца с предоставлением широких полномочий местным органам самоуправления.

ИА REGNUM: Вы являетесь одним из активных участников процесса реформирования Земельного кодекса Украины. Обрисуйте вкратце ваши позиции в данном вопросе.

Хотел бы подчеркнуть, что в настоящее время в Украине действует Земельный кодекс Украины, принятый 25.10.2001 г. Однако, как и любой другой закон, который в нашей стране принимается не как закон профильного действия, а как политический акт, он имеет свои недостатки. Кроме того, каждый закон проверяется на практике и в соответствии с этой практикой усовершенствуется.

Это первая, но не главная причина, почему мною совместно с народным депутатом от фракции Социалистической партии Украины Василием Сильченко внесены предложения к Земельному кодексу Украины и закону "О землеустройстве". Главная же причина, которая побудила нас внести подобные законопроекты - это всеобъемлющая коррупция во всех эшелонах власти, включая глав районных государственных администраций и представителей органов самоуправления, связанная с изъятием земли государственной и коммунальной собственности и передачи её в частные руки за бесценок. Подобное Украина уже прошла через приватизационные сертификаты большей части государственных предприятий.

Для создания рынка земли на сегодняшний день необходимо принять ряд законопроектов, которые урегулируют общественные отношения, связанные с государственным земельным кадастром, рынком земли, особенностями обращения земель государственной и коммунальной собственности и земель товарного сельскохозяйственного производства. Таким путём предложено двигаться бывшим народным депутатом от соцпартии, ныне Министром, Василием Цушко.

До момента принятия вышеотмеченных законов, регулирующих эти отношения, необходимо продлить мораторий на отчуждение земельных участков товарного сельскохозяйственного производства, а также, что не менее важно, упредить возможности обхода его действия. Это очень острая проблема, которая сейчас широко обсуждается в верхах.

Уже на протяжении двух недель откладывается рассмотрение законопроектов, связанных с мораторием, введение которого позволяет перекрыть пробелы в Земельном кодексе и очень серьёзно усложнить коррупционерам задачу воровства земли.

По очень точному определению председателя депутатской фракции компартии Украины Петра Симоненко, земля - единственное богатство нашей страны, которое в большинстве своём ещё не разворовано коррупционерами от власти.

ИА REGNUM: Насколько результативен, на ваш взгляд, процесс реформирования украинской системы правосудия?

По данному вопросу я могу сказать, что в Украине проблемы реформирования судебной системы являются достаточно актуальными. Тому подтверждением и большое количество законопроектов, направленных на усовершенствование как судоустройства, так и правосудия. Этому свидетельствует и принятие решения о создании в Верховном Совете Украины Комитета по вопросам правосудия, которым высший законодательный орган Украины отразил и степень важности судов в нашем обществе.

Главным стержнем в реформировании системы судов является утверждение независимости судей, обеспечение объективного, законного, своевременного и справедливого разрешения споров в судах.

Проблема реформирования судов - большая и комплексная. Поэтому её разрешение одновременно двумя-тремя законами нереально, и, прежде всего, по политическим причинам. На мой взгляд, это нужно решать поэтапно. Именно поэтому, не дожидаясь подачи законопроектов, связанных с судоустройством и правосудием, мною поданы два законопроекта. Один из них направлен на укрепление независимости судов не только от руководителей канцелярии Президента, но и от определённых финансово-политических групп, поскольку проектом об изменении закона Украины "О судоустройстве" регулируется назначение руководителей судов советом судей и пленумом судов. Я не сомневаюсь, что этот законопроект не является совершенным, и с помощью предложений народных депутатов Украины будет улучшен, но он решает главную задачу - усиления независимости судов, а также устраняет коррупционные действия соответствующих чиновников.

Что касается второго закона об изменении к Кодексу административного судопроизводства Украины, на мой взгляд, он позволит более квалифицированно решать споры, обеспечит единство практики, даст возможность судьям легче выдерживать давление сторон. Кроме того, я считаю, что споры, относящиеся к управленческим функциям государства и касающиеся чаще всего политических деятелей, вообще не должны быть подсудны и не должны регулироваться кодексом законов о труде. Но это второй этап усовершенствования законодательства. Главными моментами судебной реформы являются вопросы укрепления независимости судов.

При этом, следует обратить внимание на внедрение конкурсного отбора кадров, при котором отличное знание профессии и моральность судьи будут основными требованиями, которые выдвигаются к претенденту.

Также важнейшим моментом реформы правосудия является надлежащее финансовое и социальное обеспечение судей с той целью, чтобы судьи непредвзято и независимо исполняли свои служебные обязанности.

К тому же, на сегодня существует проблема, связанная с поощрением инициатив судейского самоуправления при решении внутренних проблем суда. Также это связано с отделением функций администратора суда от функций судьи, как это происходит во многих странах западной Европы.

Вышеперечисленные проблемы реформирования судебной власти не являются исчерпывающими, поэтому я, как народный депутат Украины, заинтересован и работаю над их решением.