Сейм окончательно одобрил негативные выводы о работе ДГБ и его шефа. Руководитель ДГБ отверг мнение сейма и освободил сотрудников ДГБ, давших показания сейму. В Литве боятся "госпереворота". Западная печать: ДГБ мог вскружить голову успех со снятием президента Паксаса. Культурный атташе Литвы в Калининграде: "Было бы явно полезно не трактовать Калининград как часть России" (интервью). Экс-главе МИД Литвы не удается устроиться послом. Сейм открыл доступ к архивам КГБ. "Продажа "Мажейкю нафты" концерну "ПКН Орлен" еще более втянула нас в серьезное геополитическое противостояние". Поляки собираются инвестировать в "Мяжейкю нафту" до миллиарда долларов. Инфляция в Литве будет отставать от роста зарплаты. Новый закон в Литве: алименты за отца будет платить государство. Литва отказывается давить на Брюссель в деле продления работы ИАЭС. Две третьих литовцев довольны своим материальным положением (опрос). Литовцы не видят большой разницы между СССР и независимой Литвой (опрос)

Внутриполитическая ситуация в Литве: Литва на грани госпереворота?

Сейм окончательно одобрил негативные выводы о работе ДГБ и его шефа. Главным событием недели в Литве, безусловно, стало решение по выводам о деле Департамента госбезопасности (ДГБ) и связанные с этой новостью дальнейшие события. Причем так или иначе разыгрывалась "карта России", только противники ДГБ уверяли, что госбезопасностью страны руководят бывшие "кагэбисты", исполняющие указание Кремля, а защитники литовской госбезопасности, наоборот, обвиняли сейм в том же, выпустив чуть ранее информацию о якобы имевшем место сотрудничестве с тем же КГБ Альгимантаса Матулявичюса, председателя подготовившего выводы парламентского комитета (Lietuvos žinios).

Как сообщает телеканал LTV, 19 декабря Сейм Литвы, несмотря на давление со стороны Департамента госбезопасности (ДГБ) и практически всех руководителей государства, все-таки окончательно утвердил неблагоприятные по отношению к руководителю ДГБ выводы парламентского комитета. За такие выводы 19 декабря проголосовали 64 члена Сейма, 10 высказались против, 31 парламентарий воздержался. До этого сейм дважды предварительно голосовал по выводам и также одобрил их. Расследование в литовском парламенте премьер-министр Гядиминас Киркилас ранее назвал "не достойным сейма", спикер сейма Викторас Мунтянас тоже назвал выводы комитета не везде убедительными и заранее заявил, что не будет за них голосовать, а президент Литвы Валдас Адамкус вообще назвал фактически работу парламентского комитета "концертом", заявив, что не собирается "участвовать в этом концерте" (BNS).

21 декабря премьер обрушился уже на окончательные выводы. Литовские обозреватели обращают внимание на следующий момент. Выступая на радиостанции Žinių radijas, Киркилас, вместо того, чтобы критиковать шефа ДГБ, стал критиковать сам Комитет Сейма по национальной безопасности и обороне (КНБО), призвав его к "самокритике". Мол, и комитет виноват в неудовлетворительном состоянии дел в ДГБ. В частности, он сказал о выводах комитета, одобренных сеймом: "Выводы комитета сейма должны были быть более глубокими, широкими, там нет никаких предложений, как улучшить ситуацию, за исключением одного, чисто советского, как расправиться с руководителем и все, а что дальше?"

Напомним, что выводы расследования деятельности ДГБ, для сейма подготовил именно КНБО, получивший и статус парламентской комиссии во главе с Альгимантасом Матулявичюсом. Члены КНБО опросили целый ряд работников ДГБ, оценили собранный в ходе следствия материал и сделали вывод, что ответственность за недостатки работы ДГБ лежит на руководстве департамента и лично генеральном директоре ДГБ Арвидасе Поцюсе. Комитет Сейма считает, что генеральный директор ДГБ Поцюс не способен должным образом организовать работу ДГБ и руководить департаментом. ДГБ политизирован, он принимает участие в приватизации объектов, обслуживая интересы определенных бизнес-групп, путем подготовки с целью удаления из конкурса компроматных справок о претендующих на объекты конкурентах, якобы представляющих "угрозу национальной безопасности". ДГБ также обвиняется в возможном сокрытии информации о подкупе бизнес-группами политиков высшего звена (отказ предоставить справку об этом в КНБО), а также в целенаправленной утечке конфиденциальной информации, "компромата", в интересах тех или иных партий, которые заинтересованы в дискредитации политических конкурентов. Правда, учитывая объявленное как раз во время работы над выводами решение Конституционного суда, согласно которому Сейму фактически запрещено решать вопрос о работе государственных служащих и вмешиваться "в кадровые вопросы" госучреждений, выводы были отредактированы и насыщены формулировками типа "можно предположить, что", "есть основания думать" и т.д.

Ежедневник Lietuvos rytas, одна из немногих газет, открыто ставшая на сторону ДГБ, печатает материал под названием "Общая цель объединила политических врагов (Бороться с А.Поцюсом правым помогли соратники Р.Паксаса и В.Успаских)". Тем самым газета как бы компрометирует проголосовавшее за выводы большинство, указывая на две силы, которые ранее связывали с "Кремлем". Ежедневник цитирует слова старосты фракции социал-демократов, которая, фракция, в основном воздержалась во время голосования: "Анализируя выводы, создается такое мнение: стремятся убедить, что есть так, как кажется. Однако мы думаем, что не всегда есть так, как кажется".

Реакция президента Литвы. Тем временем большинство известных литовских обозревателей и многие политики удивлены поведением президента Адамкуса, который и после того, как выводы с большим перевесом голосов утвердил сейм, не освободил тут же шефа ДГБ, а решил думать и даже собирать по этому поводу еще и Совет государственной обороны (СГО). В этой связи политологи ставят вопрос, какой силой компроматом на руководителей государства должен обладать шеф ДГБ, чтобы интересы национальной госбезопасности связывались с одним именем, тем более, что это имя "резервиста КГБ". Ранее сейм установил факт принадлежности Поцюса к резерву КГБ, несмотря на то, что Поцюс пытался отрицать этот факт. Однако тогда было решено, что, тем не менее, Поцюс не представляет угрозы для национальной безопасности и может руководить госбезопасностью Литвы. Как пишут литовские СМИ, в то время КНБО руководил член партии спикера сейма Артураса Паулаускаса, а именно Паулаускас, став на несколько месяцев и.о. президента Литвы сразу после смещения сеймом президента Роландаса Паксаса (одним из главных инициаторов импичмента и был спикер), назначил, не дожидаясь выборов нового президента, руководителем ДГБ "своего человека" Поцюса. И сегодня экс-спикер Паулаускас является одним из немногих политиков, которые открыто защищают Поцюса и перечеркивают выводы КНБО как некомпетентные и политизированные.

Напомним, что согласно Конституции руководителя ДГБ назначает и освобождает президент страны, а утверждает парламент.

Реакция руководителя ДГБ. Решение сейма не только не испугало гендиректора ДГБ, но придало ему новых сил, чтобы перейти в контрнаступление. Такое поведение сыгнорировавшего "волю избранников народа" шефа спецслужбы шокировало литовскую общественность, которая в открытую заговорила об угрозе основам демократии и возможных признаках движения к "полицейскому" государству. В ответ на такое решение сейма Поцюс заявил прессе, что дело политизировано, он не собирается слушаться парламента, а с теми, кто выступал против него, он разберется. По крайней мере, именно так трактует ряд аналитиков его слова о том, что давшие показания КНБО работники ДГБ будут теперь, после решения сейма, освобождены (ранее они были только отстранены от должности), а в отношении иных политиков ДГБ инициирует создание группы, которая расследовала бы связи разных бизнес-структур с политическими партиями.

"А.Поцюс переходит в контрнаступление" - озаглавливает статью газета Respublika. После утверждения Сеймом неблагоприятных для руководства Департамента госбезопасности выводов парламентского расследовании генеральный директор госбезопасности Арвидас Поцюс заявил, что подавать в отставку не намерен, в пообещал объявить о своем решении после беседы с президентом Валдасом Адамкусом, пишет газета. Руководитель Департамента госбезопасности заявил журналистам, что ждал решения парламента, чтобы предпринять и "другие необходимые шаги". Он объявил, что принял решение относительно ранее отстраненных от работы должностных лиц - один из них понижен в должности, другие уволены. "Фамилии сотрудников он не назвал, однако представитель ДГБ по печати Витаутас Макаускас несколько позднее сообщил, что в должности понижен начальник 4-го отдела ДГБ Каститис Бразюлис. Из госбезопасности уволены руководитель контрразведки Витаутас Дамулис и его заместитель Вилмантас Беляускас", пишет ежедневник.

Поцюс: "Хочу также напомнить, что и уволенные должностные лица обязаны соблюдать закон и хранить известные им государственные тайны. Однако и государство должно хотя бы минимально позаботиться о допустивших ошибки должностных лицах, работавших с государственными тайнами".

Поцюс признал, что несет личную ответственность за свои действия и за деятельность ДГБ в целом. Говоря об утвержденных парламентом выводах, генеральный директор заявил, что положительно оценивает появившуюся ясность в расследовании, которое было начато с целью выяснения "обстоятельств направления в Белоруссию погибшего сотрудника госбезопасности, позднее превратилось в шумный политический процесс и завершилось ошеломляющими обвинениями в том, что кто-то (до сих пор так и неясно, кто) завладел ДГБ". "Якобы сама служба безопасности и я лично сегодня представляем главную угрозу для национальной безопасности. Можно это решение Сейма расценивать и как отношение оппозиционного большинства к ДГБ. Можно это расценивать и как реваншистский подход некоторых сил к ДГБ в связи с успешно проведенными конкретными резонансными расследованиями. А может быть, даже как месть деловых группировок за принципиальную позицию ДГБ в вопросах освоения средств ЕС, неуплаты налогов или приватизации, чем почему-то не заинтересовался комитет".

В конце концов, шеф ДГБ отверг обвинения как необоснованные и "незаслуженно дискредитирующие" ДГБ. Генеральный директор Департамента госбезопасности с сожалением заявил, что комитет, как он выразился, выслушал только необъективных, политиканствующих и нарушивших порядок ДГБ и законы лиц и сказал, что ему непонятно, почему парламентарии не услышали десятки других показаний. Поцюс: "В свою очередь, уважая волю большинства Сейма, я постараюсь найти в этих выводах то рациональное зерно, которое позволит продолжить необходимые для департамента реформы. И наконец наладить деятельность ДГБ так, чтобы отдельные должностные лица не могли действовать против других своих коллег или даже политиков и журналистов".

По словам газеты, шеф ДГБ также выразил сожаление "по поводу того, что в результате самовольных действий уволенных со службы сотрудников госбезопасности уже сорвано несколько расследований, касающихся влияния деловых группировок на политику, но необоснованные обвинения за это высказаны, в адрес его заместителей и других государственных должностных лиц, тесно сотрудничавших с ДГБ в ходе упомянутых расследований".

Более того, шеф ДГБ припугнул, что, в то время, как его самого обвиняют в том, что он является "угрозой национальной безопасности", он теперь возьмется за разные группировки, которые влияют на политику Литвы. По словам ежедневника, "Поцюс объявил, что намерен предложить создать специальную рабочую группу, которая проанализировала бы и дала объективную оценку влиянию, которое на общество и политику Литвы оказывают все деловые группировки, упоминаемые в связи с проблемами национальной безопасности". Поцюс: "Я уверен, что одновременно это поможет раскрыть истинную, а не мнимую роль ДГБ в расследовании этих процессов. Возможно, это поможет и Сейму принять законы, которые обеспечат гораздо более прозрачное финансирование политических партий и избирательных кампаний. Хорошо было бы это сделать еще до выборов в самоуправления".

Таким образом, Поцюс представил себя как продолжающегося исполнять свои обязанности шефа ДГБ и не собирающегося уходить. По поводу дальнейшей своей судьбы Поцюс заявил: "Я понимаю, что при такой позиции теперешнего большинства Сейма, по крайней мере, сегодня, работать будет нелегко и мне, и департаменту". Но в то же время он выразил надежду, что ему удастся откровенно обсудить положение с президентом В. Адамкусом и, возможно, даже с членами Государственного совета обороны.

Реакция политологов и политиков: готовится госпереворот? В ответ на такую позу шефа ДГБ, полностью сыгнорировавшего мнение парламента, фактически потребовавшего его отставки, а также учитывая позицию поддерживающих его руководителей государства, многие политики и большинство известных политологов выступили на стороне сейме и открыто заговорили о "государственном перевороте". В частности, известный политик, председатель Партии центра, один из сигнатаров (подписантов) Акта о независимости Литвы, стоявший у истока "Саюдиса" Ромуальдас Озолас так и озаглавил свое выступление в СМИ - "Переворот начался?". "Переворот наконец вышел на авансцену. Сейм сказал "Поцюс, уйди!". Арвидас Поцюс ответил: "Не уйду!". Могло ли быть иначе? Владимир Путин давно дал знак: бывших чекистов не бывает. Арвидас Поцюс - убежденный чекист: на дворе стоял 1989 год, Литва не колеблясь шла к независимости, а А.Поцюс дал согласие быть резервистом госбезопасности оккупационного режима"". Озолас также резко критикует президента Адамкуса, за его поддержку Поцюса. "Президент Литвы через СМИ огласил, что собирает Совет Гособороны. Там он выслушает директора ДГБ. Тогда решит. Что? Что решение Сейма можно игнорировать?" (ELTA).

В свою очередь, выступая на радиостанции Žinių radijas, член сейма Альгирдас Палецкис заявил, что склонен видеть появление в Литве "полицейского государства". По его словам, он не может понять, каким образом в Литве, которая является не президентской, а парламентской республикой, можно игнорировать решение парламента. Палецкис также привел пример, когда ему позвонили из известной газеты и спросили, о чем это он разговаривал с одним бизнесменом. Депутат уверен, что о встрече журналисты узнали благодаря подслушиванию его телефонов. По мнению политика, в Литве беспредел в сфере тотальной прослушки, и те, кто боролись за независимость Литвы, сегодня спрашивают, за что они боролись, если они мечтали уйти из общества, прослушиваемого КГБ, а пришли к обществу, тотально прослушиваемого "своими". На этой почве Палецкис и пришел к выводу, что Литва становится похожа на "полицейское" государство.

Обозреватель Delfi приходит к похожим выводам. По его мнению, готовящиеся захватить власть в стране "спецслужбы" и "защитники" этого процесса решили запретить сейму оценивать действия должностных лиц (таково решение Конституционного суда, принятое после запроса президента Литвы), использовав слабые места оппонентов. "Защитники не подвластных избранникам народа секретных служб - а это означает защитники полицейского государства - нашли и хорошо использовали слабые места противников в Сейме - партийную принадлежность. Были сделаны попытки доказать, что скомпрометировавшие себя партии в принципе не имеют права исполнять свои конституционные обязанности, то есть контролировать другие профессиональные институты. Но тогда нужно было говорить о роспуске этого Сейма, а не делать из него объект насмешки и шантажа. Объявлять поддерживаемую обществом войну плохим политикам руководство ДГБ могло только в случае, если бы оно смело придало огласке, а не, наоборот, стало прятать материал о коррупции" (Delfi). И все-таки автор считает, что победа демократии уже налицо - в пропагандисткой войне "за" полицейское государство, в которую спецслужбы вовлекли на своей стороне и некоторые СМИ, победили сторонники демократии, чьи доводы звучали убедительно потому что отражали истину, в то время, как доводы тех, кто решил игнорировать сейм, можно считать "примитивными".

Bernardinai в этой связи в материале "Всегда ли правы культурные и образованные президенты" неожиданно обращается к истории Литвы, проводя угрожающие параллели между нынешней ситуацией в Литве и довоенной ситуацией, когда диктатор Антанас Сметона точно также стал пренебрежительно отзываться о сейме, а потом взял и распустил его на многие годы, приведя к власти силовые структуры (госпереворот имел место ровно 80 лет тому назад - 17 декабря 1926 года). Были запрещены все другие партии, кроме его собственной. Тогда многие говорили, что Сметона таким образом спас Литву от возможности прихода к власти демократическим путем левых сил, способных отдать Литву "оккупантам". И что же получилось из надежд авторов госпереворота: "Увы, спустя более десяти лет внутренней вражды и цензуры, Независимость мы потеряли, а образованный президент переходит в брод речушку, оставляя Родину воле оккупантов", пишет Delfi. По мнению обозревателя, Литва не очень берет уроки у истории.

В подтверждение своей версии аналитик обращает внимание на странное поведение нынешнего президента Литвы, который, услышав вердикт Сейма, вместо того, чтобы тут же освободить Поцюса, собирает зачем-то еще и Совет государственной обороны. Зачем? А если и ГСО вдруг встанет на защиту статуса-кво ДГБ? По мнению эксперта, тогда речь будет идти о настоящем государственном перевороте образца 1926 года.

"Думаю, мы все помним, что Президент не раз говорил, что он заговорит, как только услышит позицию Сейма. Услышал, но молчит. Вернее, не молчит, а решил позвать Виктораса Мунтянаса, Гядиминаса Киркиласа, Юозаса Олекаса (министр обороны Литвы, - ИА REGNUM) и Валдаса Туткуса (командующий Вооруженными силами Литвы, - ИА REGNUM) и посоветоваться. На самом деле ценные советники, дискуссия должна быть глубокой и интересной. Остается только надеяться, что Совет обороны будет решать, как спасти обессиленный безответственными руководителями ДГБ, а не как спасти А.Поцюса. Давайте будем говорить без обиняков - если Президент после заседания Совета обороны не объявит о радикальных переменах в ДГБ, это будет означать, что в Литве повторяется сценарий 1926 года", резюмирует портал Delfi.

В свою очередь OMNI naujienos (материал "Наш 007") обращает внимание на шокировавшую в очередной раз литовскую общественность реакцию "агента 007", шефа ДГБ, который, услышав вердикт сейма, вместо того, чтобы тут же подать в отставку, решил сам напасть на сейм. "Наш 007 не терпит унижений, не только отстреливается, но умеет и сам угрожающе нападать. Руководитель ДГБ не спал и на протяжении всего этого дня оценивал решение Сейма как будто бы выражающее "реваншистский взгляд определенных сил на ДГБ". Таким образом, встретились два равноправных оппоненты и оценщики: Сейм оценивает ДГБ, а руководитель ДГБ - Сейм. Получается, что 64 члены Сейма представляют собой реваншистские силы, которым расследования ДГБ прижали хвост, и только 10 членов Сейма, которые проголосовали против выводов, независимы и честны. Суровое решение! На самом ли деле чиновник имеет право так далеко зайти, защищая не государственное дело, а честь своего мундира? Чтобы выглядело более убедительно, он выпустил в сторону Сейма и еще один ответный выстрел, - освободил несколько работников, которые, по мнению руководителя ДГБ, повредили его авторитету в глазах Сейма".

Наконец, Bernardinai печатают материал "Стал ли Сейм агрессором?", в котором доказывается, что в компетенцию Совета гособороны входят вопросы обороны страны от угрозы национальной безопасности. "Может, на границе с Белоруссией собираются орды лукашенсковсих оккупантов? - иронически спрашивает обозреватель. - Может уже время позвать обстрелянных в миссиях в Ираке, Косове и Афганистане защитников Родины на важную для страны битву? А если не это, то, может, завтра вместо передачи новостей будем слушать классическую музыку? Может, перед глазами мы увидим новый цирк мечущихся в агонии политических отбросов, называемых ГКЧП? Слава Богу - для того, чтобы организовывать войны и перевороты наши "государственники" слишком трусливы, и, как потенциальные диктаторы, довольно смешны".

"Советники руководителя страны и обозреватели-"государственники" - успокоили. ГСО всего лишь будет обсуждать одобренные Сеймом выводы НКБО. Сейм, надо понять, является той угрозой, от которой продолжающий защищаться Экселенция с друзьями должен посоветоваться. Странно только одно - с любым из тех персонажей, которые должны и могут там участвовать, он мог и может поговорить в любой момент. В Совет государственной обороны входят Президент Республики - главнокомандующий вооруженными силами государства, Премьер-министр, Председатель Сейма, министр обороны и руководитель армии. Неизвестно, защищаясь от коварных умыслов избранных представителей народа, не обратятся ли к союзникам НАТО. Может, будут просить применить третью статью договора с альянсом и защитить государственников земли Марии от оккупанта и агрессора - Сейма?" ("землей Марии" литовцы называют Литву).

Переходя от иронии к серьезному тону, Bernardinai констатирует: "Выводы Сейма не являются вопросами обороны. Никакой угрозы государству они не представляют и никаких дивизий оккупантов не призывают. Наоборот - компетенцию СГО пытаются расширить, тяжело согласуя это с Конституцией". Процитировав все функции СГО, фактически намекнувший на антиконституционный переворот аналитик делает вывод: "Ни слова о персоналиях, об ограничении властных полномочий Сейма".

В то же время, продолжает Bernardinai, возмущает поведение самого руководителя ДГБ, который посмел судить Сейм - "предложил СГО создать специальную рабочую группу, которая бы обсудила выводы Сейма. Это антиконституционная инициатива - ее надо оценивать как подталкивание к узурпированию власти, потому что парламентское расследование важных для государства вопросов является исключительным конституционным правом компетенции Сейма. СГО является только советующим Президенту институтом, который не имеет полномочий, аналогичных парламентскому расследованию. Тем более никто не наделил его правом пересматривать, отрицать, ставить под вопрос выводы парламентского расследования, потому что это приравнивалось бы к захвату конституционных полномочий Сейма. СГО может только посоветовать (хотя, по причине упомянутой нехватки компетенции и состава, сомнительно, является ли он подходящим институтом), каким образом Президент мог бы оформить выводы Сейма. Посоветовать, кстати, могут и советники, и избиратели, и здравый смысл. В противном случае, вполне кстати можно было бы подумать и про импичмент, уже только за попытку, призвав на помощь помощников из силовых структур, игнорировать мнение законно избранных представителей народа".

Наконец, в качестве итога можно привести "редакционную колонку" одной из ведущих газет Литвы Respublika, материал назван "Чью безопасность обеспечивает А.Поцюс?". Процитировав выводы Сейма о том, что руководитель Департамента государственной безопасности (ДГБ) Арвидас Поцюс "не способен должным образом организовать работу ДГБ и руководить им", газета спрашивает: "Что же дальше? По Конституции президент с одобрения Сейма назначает и увольняет руководителя службы госбезопасности. Таким образом теперь должен принять решение глава страны Валдас Адамкус, в разгар парламентского расследования охотно общавшийся с А.Поцюсом, однако демонстративно отказавшийся принять и выслушать членов КНБО, просивших временно отстранить от должности руководителя ДГБ, поскольку он препятствовал расследованию".

Тогда советник президента Лаурас Белинис уверял, что президент поступил так якобы "потому, что руководителю страны подобает общаться только со всем парламентом, а не с его комитетом". "Теперь Сейм значительным большинством голосов утвердил вывод, что А. Поцюс несостоятелен - и как организатор, и как руководитель, Что публичные заявления А.Поцюса несовместимы с уставной должностью, а в ДГБ не решена проблема незаконного разглашения служебной информации. Что руководитель ДГБ не уделял должного внимания обеспечению благоприятного морального климата в департаменте. И что есть данные, позволяющие говорить о том, что в ДГБ имеется информация о "возможно коррупционных явлениях на государственной службе, а также среди занимающих высокие посты государственных должностных лиц. Однако эти сведения он просто отказался представить членам КНБО", пишет ежедневник.

"Как же теперь поступит президент, не только временно не отстранивший А.Поцюса, но и поспешивший обратиться в Конституционный суд по поводу временных парламентских комиссий и по сути дела пытавшийся сорвать парламентское расследование деятельности ДГБ? Какое решение примет молчавший до сих пор руководитель страны, заявивший, что не будет участвовать в "концерте", однако несколько раз сознательно давший понять, на чьей стороне его симпатии".

"После того как Сейм зафиксировал, что команда А.Поцюса матч проиграла, президент взял еще один "минутный перерыв". Теперь В.Адамкус намерен созвать заседание Государственного совета обороны (ГСО) и только после него принять решение. Разумеется, президент может выбирать, когда, после заседания Сейма или заседания ГСО, принимать окончательное решение, однако то, как В.Адамкус формулирует проблему, вызывает определенную тревогу. С одной стороны, глава государства вновь требует от КНБО документы, которые помогли бы ему понять, на каком основании было принято решение Сейма, хотя никакого официального письменного запроса из Президентуры все еще нет. Но ведь Сейм голосовал по выводам КНБО, которые объявлены публично, а стремление ознакомиться с документами, на основании которых формулировались выводы и которые президент не хотел видеть тогда, когда члены КНБО просили их принять в Президентуре, означает недоверие к работе парламентского комитета".

"С другой стороны, В.Адамкус заявил, что "сегодня мы не говорим о руководителе, а говорим об институте в цепом". Но выводы Сейма гласят, что именно из-за ошибок руководителя и появились недостатки в деятельности ДГБ. А.Поцюс - это не ДГБ, и сегодня мы говорим о руководителе, который просто не справился со своей работой. Хотя, видимо, В.Адамкусу по причинам, известным узкому кругу лиц, надлежит помнить, что А.Поцюс - это и есть безопасность, что безопасность А.Поцюса и В.Адамкуса - это одно и то же. Если это подтвердится, мы сможем гордиться своим президентом, который в своем годовом докладе дальновидно предупредил об угрозе засилья олигархии и сделал все, чтобы это его пророчество исполнилось", завершает редакционный комментарий одна из ведущих газет Литвы.

Западная печать: ДГБ мог вскружить голову успех со снятием президента Паксаса. Тем временем следящие на Западе за Восточной Европой аналитики отмечают, что в этих странах "службы разведки и безопасности все еще имеют непропорциональное влияние". "И оно, по-видимому, растет". Демократы беспокоятся, когда становятся важными шпионы. Восточная Европа избавилась от плановой экономики и однопартийной системы, но в наследство получила старую систему госбезопасности. Об этом рассуждает влиятельный британский еженедельник The Economist.

В частности, о Литве еженедельник, напоминая, что скандал вокруг ДГБ начался с расследования гибели Витаутаса Поцюнаса и обыска в одной из литовских газет, пишет: "Парламентский комитет хочет, чтобы глава ДГБ Арвидас Поцюс покинул пост. Он сам уволил двух работников контрразведки, заявив, что они представляют угрозу национальной безопасности". "Все это сложно объяснить. Однако одна ниточка ведет в 2004 год - год отставки президента Роландаса Паксаса"", - пишет журнал, напоминая, что процедура импичмента Паксаса была возбуждена после того, как тогдашний руководитель ДГБ Мячис Лауринкус объявил парламенту о связях президента с Россией. "Этот успех мог вскружить ДГБ голову", - заключает The Economist.

В пример другим странам бывшего коммунистического блока еженедельник ставит Эстонию, в которой нет ничего подобного, напоминающего скандалы вокруг спецслужб в других посткоммунистических государствах. The Economist рассказывает о небольшой спецслужбе Эстонии, сотрудников которой обучала Британия. "Согласно существующему правилу, за политиками не должна вестись слежка. Решать вопросы должны избиратели", - цитирует слова анонимного политика британский The Economist.

Культурный атташе Литвы в Калининграде: "Было бы явно полезно не трактовать Калининград как часть России"

Газета Šiaulių kraštas опубликовала репортаж о встрече и интервью с литовским дипломатом, культурным атташе Литвы в Калининградской области Арвидасом Юозайтисом. Интервью интересно не только тем, что известный философ рассказал о литовско-калининградских культурных связях. Атташе призвал не считать Калининград "частью России", а также заявил, что сами калининградцы якобы считают себя вовсе не россиянами, а пруссами. Оригинальны также и его взгляды на литовскую внешнюю политику, которая, по его мнению, полностью ликвидирована после вступления Литвы в евроатлантические структуры. Про президентов Литвы он сказал фактически, что они ставятся сверху, а не избираются - и что они не могут быть литовцами, как Паксас, а должны обязательно быть "как бы литовцами", как Адамкус, а на самом деле быть тесно связанными с США.

Ниже приводятся главные выдержки из публикации в газете Šiaulių kraštas. "Философ, атташе Литвы по культуре в Калининградской области Арвидас Юозайтис во время встречи, которая состоялась на прошлой неделе в общинном доме, уверял шяуляйцев, что заработать можно не только в Ирландии и Испании, это можно сделать и в Калининграде. А.Юозайтис приехал в Шяуляй на презентацию своей новой, уже 18-й книги о Калининграде "Город королей без королей". Дипломат рассказал, что Калининград в последние годы неузнаваемо изменился: уличное покрытие - как стекло, реставрируются старые и строятся новые здания. Люди, живущие в Калининградской области, якобы не считают, что это - историческая российская земля. Все чаще они идентифицируют себя как российских пруссов, которым ближе европейские ценности". "Люди из России приезжают в Калининград, как в Америку", - сказал философ.

Затем газета продолжает: "По словам А.Юозайтиса, калининградцы к литовцам относятся с уважением, их нисколько не смущает, что Литва состоит в НАТО и Евросоюзе. В качестве примера дипломат привел строительство памятника Людвикасу Резе в самом центре Калининграда. Власти Калининграда выделили большую территорию, на которой был установлен памятник, и даже не поинтересовались, какие слова будут выбиты на граните".

После встречи с городской общественностью А.Юозайтис ответил на вопросы газеты Šiaulių kraštas (ниже приводятся самые интересные места):

В Калининградской области вы работаете атташе по культуре уже два с половиной года. Как выглядит Литва со стороны?
Литва в финансовом отношении выглядит хорошо, но создается впечатление, что нет ни внешней, ни внутренней политики. Огромную роль начал играть Брюссель, поэтому немыслима никакая внешняя политика Литвы. Миссии в Афганистане, Ираке, Иране - это исходит не от нас. Реальным наше влияние может быть в Белоруссии, Латвии и Калининграде. В Польше мы ничего не сделаем. Было бы явно полезно не трактовать Калининград как часть России.

Иногда говорят, что Калининград через несколько десятилетий может стать новым государством.
В Европе существует единственный путь - голосование. Административно ничто не изменится - Россия не продаст никому эту территорию, да ее никто и не купит. Для России Калининградская область сейчас чрезвычайно полезна - это трамплин на Запад.

А как калининградцы относятся к нашей стране?
Не со страхом. Они только боятся, что будут закрыты границы. Поэтому калининградцы к Литве более снисходительны, не хотят конфликтовать, они знают, что в четыре раза меньше Литвы.

Вы сказали, что литовская молодежь могла бы зарабатывать в Калининграде?
Больше всего хорошо оплачиваемой работы на строительстве. Нужны и специалисты по банковскому делу.

А цены намного ниже, чем в Литве?
Цены на продовольственные продукты одинаковые. Дешевле - мука, сахар, соль. Транспорт - лит. Цены на квартиры такие же. Минимальная зарплата - 200 литов.

На встрече вы сказали, что у литовцев не будет президента литовца. Почему?
Президент должен будет иметь связи с Америкой. Он будет как бы литовцем. Будет говорить по-литовски, но он должен быть приверженцем другой силы. Америка боится, чтобы президент не был приверженцем России. Р.Паксаса сместили, потому что он якобы был человеком России.

Экс-главе МИД Литвы не удается устроится послом

Известный своими резкими заявлениями в адрес России и Белоруссии в свою бытность главой МИД Литвы Антанас Валёнис, уйдя в отставку, рассчитывал уехать подальше от политики послом Литвы в одну из стран. Сначала он претендовал стать послом Литвы в Белоруссии, однако Комитет по международным делам (КМД) сейма затягивал одобрение его кандидатуры, не без основания полагая, что Минск вряд ли согласится иметь в качестве посла Литвы такое лицо. Валёнис очень резко высказывался о Лукашенко и его "режиме" во время последний президентских выборов в Белоруссии и считается в Белоруссии, по некоторым источникам, одним из организаторов неудавшейся "революции". Получив неофициальным путем "из белорусских источников" информацию, что Валёнис на самом деле не будет принят с открытыми объятиями президентом Лукашенко, пришлось его кандидатуру на пост посла Литвы в Белоруссии снять.

Второй попыткой экс-министра попасть на теплое местечко посла стала борьба за пост посла Литвы в Аргентине. Однако на минувшей неделе КМД двух послов утвердил, а Валёниса - опять нет. 20 декабря парламентский комитет по международным делам одобрил кандидатуры на должности послов в Турции и Нидерландах. Предположительно, послом Литвы в Нидерландах станет директор Консульского отдела МИД Вайдотас Верба, а представителем страны в Турции - заведующий внешнеполитическим отделом правительственной канцелярии Дарюс Пранцкявичюс. Поясняя мотивы решения КМД, председатель комитета Юстинас Каросас сказал, что сейчас, по разным причинам, неудобное время для утверждения кандидатуры Валёниса.

Каросас: "Мы имеем в виду весь контекст следствия парламентского комитета, обсуждения связанных с резервистами КГБ поправок к законам. Те коллеги, которые высказались против, считают, что его квалифицированная помощь сейчас нужна Сейму".

Председатель Комитета Сейма по иностранным делам считает, что к вопросу о назначении А.Валениса послом придется вернуться в другое время (ELTA). Между тем литовские СМИ активно обсуждают причины задержки с назначением Валёниса послом. Во-первых, он принадлежит к теперь уже не правящей партии социал-либералов (лидер - экс-спикер Артурас Паулаускас), а во-вторых, за ним тянется доказанный шлейф "резервиста КГБ". Как раз столкнувшийся с пренебрежением к себе руководства ДГБ сейм собирается принимать закон о приравнивании "резервистов" (а таковым, кроме Валёниса, является и шеф ДГБ Арвидас Поцюс) к "кадровым работникам" ДГБ. В этом случае "резервистам" будет закрыт путь для дипломатической работы. Поэтому КМД и ждет решение сейма, поскольку бывшему министру иностранных дел Валёнису может быть вообще закрыт путь в дипломатию.

Сейм открыл доступ к архивам КГБ

Как сообщает ELTA, документы Особого архива вскоре будут доступны не только ученым, располагающим специальными разрешениями, но и простым гражданам.

В то же время, доступ к архивам "сознавшихся гражданах" и частной жизни и впредь будет ограничен. Будет ограничен доступ к документам, содержащим информацию, связанную с лицами, сознавшимися в тайном сотрудничестве с советскими спецслужбами, а также с лицами, которые пострадали от советских спецслужб и пожелали ограничить доступ к своим данным до своей смерти. Порядок доступа к документам ограниченного пользования установит правительство. Кроме того, будет ограничен доступ к документам Национального документального фонда, в которых содержится информация о частной жизни граждан. Такие документы открываются через 30 лет после смерти лица, если дата смерти не установлена через 100 лет после его рождения. Если не известны ни дата рождения, ни дата смерти, документ открывается через 70 лет после его составления.

"Продажа "Мажейкю нафты" концерну "ПКН Орлен" еще более втянула нас в серьезное геополитическое противостояние"

В то время, как литовские руководители проявляют признаки эйфории в результате окончательного завершения сделки по продаже "Юкосом" польскому концерну "ПКН Орлен", более проницательные аналитики призывают не спешить радоваться. Длинная история с продажами и перепродажами "Мяжейкю нафты" отнюдь не окончена. "В любом случае "Мажейкю нафта" оказалась уже в руках поляков, и наступает время подвести первый баланс - что мы уже имеем, чего нет и что нас может ждать, - пишет газета Respublika. - Во-первых, у нас уже нет "Мажейкю нафты", стратегического объекта со всеми его прибылями и проблемами, а есть у нас после завершения крупнейшей в истории Литвы сделки 2,2 млрд. литов, которые могут превратиться в сильную головную боль для правительства. Правда, почти половину денег планируется использовать для восстановления рублевых вкладов (и еще 481 млн. литов намечается израсходовать на выполнение программ правительства), однако остальная часть (около 1 млрд. литов) будет инвестироваться, и только от компетентности нашего правительства зависит, какой будет прибыльность этих инвестиций. Иначе говоря, проблемы, связанные с "Мажейкю нафтой", а точнее с деньгами, которые мы получили за завод, в мгновение ока не растворились, а трансформировались и еще довольно долго будут требовать пристального внимания".

Однако не это является основной головной болью Литвы, считает газета. По мнению ежедневника, "продав полякам "Мажейкю нафту", мы должны смириться с тем, что на неопределенное время российская нефтяная труба может повернуть в сторону от нас. Точнее говоря, нефть из этой трубы теперь уже могут не получить поляки, которые вместе с заводом приобрели и целый комплекс проблем, намертво сросшихся с "Мажейкю нафтой". Однако, даже несмотря на то, что завод продан и основная часть проблем взвалена на концерн "ПКН Орлен", со временем, особенно если ситуация обострится, будет нелегко отличить, где заканчиваются трудности поляков и где начинаются наши заботы. Жестоко ошибаются полагающие, что теперь мы уже можем плевать в потолок и сложа руки наблюдать, какой оборот примет дело. Мы должны четко понимать, что продажа "Мажейкю нафты" концерну "ПКН Орлен" еще более втянула нас в серьезное геополитическое противостояние, которое неизбежно создаст новые внутренние проблемы, типологически, возможно, весьма близкие так называемому "кризису ДГБ".

В-третьих, мы должны быть готовы столкнуться с ситуацией, когда нефтяной концерн "ПКН Орлен", стремясь обеспечить себе и более благоприятные условия бизнеса, и более высокую прибыль, может попытаться посредством конфигурации финансовых потоков повлиять на внутренние дела нашей страны - "от политики до средств массовой информации". Увы, у нас есть красноречивые примеры, получившие огласку в связи со скандалом вокруг ДГБ, и пока нет никаких гарантий, что аналогичная ситуация не повторится. Кроме того, с приходом "ПКН Орлен" в Литву "польский фактор", способный, кстати, обрести самое разное выражение, необязательно, например, в виде потасовки между польскими и литовскими рабочими в столовой завода "Мажейкю нафта", может получить неожиданный импульс, который со временем, не исключено, приведет к определенным осложнениям.

В-четвертых, памятуя, что сделка с "ПКН Орлен" - это акт не только деловой, возможно, даже не столько деловой, сколько геополитический, мы не можем не обращать внимания и еще на один сценарий, который мог бы развиваться в сугубо деловом русле и оказаться связанным с переуступкой части акций "Мажейкю нафты" (в обмен на непрерывные поставки нефти) какой-нибудь российской нефтяной компании, например, "Лукойлу". В этом случае болезненный удар получит не бизнес, а геополитика, точнее, геополитическое воображение и наметившие определенную линию политические силы, поддержавшие "ПКН Орлен", дабы "не допустить Ивана к трубе".

Таким образом, совершенно ясно, что с завершением сделки история "Мажейкю нафты" отнюдь не закончилась, а перешла в новую фазу. Да, нам удалось получить огромную сумму денег, однако еще отнюдь не ясно, особенно в свете процессов, происходящих в настоящее время в государстве, удастся ли нам их использовать с умом. С другой стороны, уже сейчас ясно, что на этом пути могут возникнуть совершенно новые проблемы, к решению которых необходимо готовиться уже сейчас", завершает анализ газета Respublika. Напомним, что однажды Литва уже сделала "геополитический" выбор, отдав "Мяжейкю нафту" задаром американской компании "Вильямс", в то время как ее хотел купить "Лукойл". В результате американцы перепродали ее другой российской компании "Юкос", не посчитавшись с "геополитическим" выбором Литвы.

Поляки собираются инвестировать в "Мяжейкю нафту" до миллиарда долларов

Инвестиции в развитие "Мажейкю нафты" за ближайшие пять лет составят 700-900 млн. долларов США, сказал вчера в интервью радиостанции PiN президент польского концерна "ПКН Орлен" Игорь Халупец. Халупец: "Мы надеемся в течение ближайших пяти пет инвестировать 700-900 млн. долларов. Более конкретная сумма будет названа после изучения ситуации на предприятии после пожара и подготовки плана создания стоимости. Халупец также добавил: "Мы надеемся, что большую часть этого плана будет финансировать "Мажейкю нафта".

Руководитель "ПКН Орлен" также заявил, что "Мажейкю нафта" начнет работать на полную мощность через 6-9 месяцев. По мнению И.Халупца, интеграция "Мажейкю нафты" в структуру концерна будет длиться 2-3 года (ELTA).

Ввести евро опять надеются в 2009 году

Газета Kauno diena приводит слова председателя Банка (Центробанка) Литвы Рейнольдиюса Шаркинаса, который заявил, что "в случае красиво складывающейся ситуации" евро Литва может ввести в 2009 году. Правда, по словам руководителя Центробанка, более реальной датой нужно считать 2010-2011 годы. Кроме того, Шаркинас пересмотрел свою собственную и позицию литовских руководителей, которые пытались доказать Брюсселю, что Литва выполнила критерии Маастрихтского соглашения и ей нужно разрешить ввести евро с 2007 г. Как известно, Литве отказали, приведя в качестве причины превышение требуемого уровня инфляции на 0,1%. Большинство политиков и экспертов Литвы при этом высказались в том плане, что было принято сугубо политическое решение не пускать в еврозону выскочку-новичка (кроме Литвы на введение евро в 2007 г. из новичков претендовала только Словения, которой разрешение было дано). В то же время другие аналитики говорили о том, что ЕС учел перспективы роста инфляции в Литве в ближайшие годы, что и подтвердилось.

Теперь Шаркинас заявляет, что "пока мы не дождемся ясного сигнала, что нас ждут в еврозоне, стремиться получить оценку соответствия Маастрихстским соглашениям и раздражать людей нет смысла".

Инфляция в Литве будет отставать от роста зарплаты

Как сообщают литовские СМИ, в "Обзоре литовской макроэкономики" аналитики банка SEB Vilniaus bankas подтвердили прогноз развития литовской экономики на ближайшие годы, но подкорректировали в более оптимистичную сторону рост зарплаты. ВВП в этом году вырастет на 7,8%, в 2007 году - 7%, в 2008 году - 6,5%. Эксперты прогнозируют, что рост средней зарплаты в 2006 году составит 17% (прежний прогноз - 14,5%), в 2007 году - 15%, а в 2008 году - 13%.

Выступая 19 декабря на пресс-конференции советник президента SEB Vilniaus bankas Гитанас Науседа объяснил, что повышение прогноза связано "с более успешной, нежели ожидалось", борьбой с теневыми зарплатами. По его словам, в конце 2008 года средняя зарплата в стране составит 2200 литов. В настоящее время средняя зарплата - 1600 литов. По мнению аналитика, следующий год будет благоприятным для повышения минимальной зарплаты, которая в 2008 году достигнет 850 литов.

По словам Г.Науседы, несмотря на прогнозы, что в 2007 году годовая инфляция вырастет с 3,8% до 4%, на покупательную способность населения это не повлияет. Науседа: "Средняя зарплата точно будет расти быстрее, чем инфляция, не вижу причин для снижения роста зарплат", - сказал эксперт SEB Vilniaus bankas. Ранее сообщалось, что литовцы ускоренными темпами приближаются к достижению среднего уровня зарплаты в ЕС. На рост зарплат, кроме роста экономики, влияет отъезд рабочей силы в более богатые страны ЕС и отсутствие рабочих рук в Литве. Чтобы удержать работников, литовский бизнес вынужден все больше делиться прибылью с рабочими, чего раньше, при большой безработице, он не желал делать, держа работника на минимуме.

Аналитик банка также не прогнозирует и роста цен на недвижимость. Главной причиной для этого он считает более быстрый, чем ожидалось, рост процентов по литовым кредитам. Аналитики SEB Vilniaus bankas прогнозируют, что в конце этого года ставки достигнут отметки 5,5%, а в конце 2007 года - 6%.

Новый закон в Литве: алименты за отца будет платить государство

Как сообщает телеканал LNK, сейм единодушно принял Закон о Фонде детского содержания. 96 депутатов проголосовало "за". Согласно закону, с января 2008 года родители, не выплачивающие средства на содержание ребенка, превратятся в должников государства. Закон гарантирует право ребенка на социальную защиту и государственное обязательство предоставить ребенку содержание установленного размера. Для этой цели Правительство до 1 октября 2007 года должно создать Фонд и утвердить его устав.

Принять такой закон стимулировали жалобы родителей, которые не получают на содержание детей алименты от своих бывших супругов. Инициаторы проекта обращают внимание на то, что 60 из 100 брачных пар в Литве разводятся. По сведениям судебных приставов, сейчас около 50 тысяч детей в Литве (7% детского населения страны) не получают алименты.

Таким образом, схема следующая: государство платит алименты вместо отца, однако отец вынужден будет рано или поздно вернуть государству весь "долг". Так что теперь ему нет большого смысла увертываться от алиментов, зная, что придется уплатить всю сумму за прошлый период неплатежей.

Литва отказывается давить на Брюссель в деле продления работы ИАЭС

Говоривший ранее о возможности обращения в Брюссель с просьбой пересмотреть пункты договора Литвы о вступлении в ЕС, которые обязывают Литву закрыть последний блок Игналинской АЭС в 2009 г., премьер-министр Гядиминас Киркилас изменил свое мнение. Теперь он считает, что Литва не должна обращаться в Евросоюз с просьбой продлить работу Игналинской АЭС после 2009 года. Об этом заявил в интервью литовскому национальному радио Lietuvos radijas. Киркилас: "С политической точки зрения сейчас не время поднимать вопрос о продлении работы второго реактора АЭС. Продление, по сути, не решает вопроса. Сначала у нас должен быть свой проект, мы должны продемонстрировать, что новые блоки будут построены, это важно".

Киркилас также подчеркнул, что Литва получает огромные компенсации на закрытие АЭС. Если Литва не выполнит свои обязательства перед ЕС, это обернется большой потерей для страны. Напомним, что новая АЭС должна быть построена к 2015 году, когда, согласно прогнозам, регион будет испытывать нехватку электроэнергии. Имеется предварительная договоренность участия в проекте стран Прибалтики, а также Польши.

Две третьих литовцев довольны своим материальным положением (опрос)

Газета литовских деловых кругов Verslo žinios пишет о росте оптимизма литовцев. Согласно последнему опросу населения, проведенному компанией TNS Gallup, 62 проц. жителей Литвы поддерживают сегодня членство в ЕС. Такой высокий процент поддержки был лишь во время референдума по вступлению в ЕС. Причину роста оптимизма директор TNS Gallup Миндаугас Дегутис видит в улучшении макроэкономических показателей. Особенно большую роль, по его мнению, в поднятии оптимизма играет уменьшенный подоходный налог.

Согласно опросу, две третьих литовцев сегодня довольны своим материальным положением. По сравнению с весной текущего года на 6 проц. увеличилось число тех, кто считает, что их жизнь в ближайшие 12 месяцев улучшится. Сегодня таких уже 43 проц. Более трети опрошенных - 37 проц. - полагают, что будет улучшатся и экономика Литвы. А более половины, 53 проц., не сомневается, что в ближайшее время улучшатся и возможности получения работы (Verslo žinios).

Литовцы не видят большой разницы между СССР и независимой Литвой (опрос)

Согласно опросу населения, проведенному компанией Vilmorus по заказу Инстутута гражданского общества, литовцы, как пишет Delfi, "одинаково оценивают строй в Советском союзе и сегодняшней Литве". Сайт газеты Lietuvos rytas озаглавливает материал на эту тему "Советская действительность - милая, как Литва". Например, "хорошо" и "очень хорошо" (пятибалльная система от "очень плохо" до "очень хорошо") порядки в СССР сегодня оценивает 24 проц. литовцев, в то время, как подобным образом порядки в нынешней Литве оценивают 25,1 проц. "Плохо" и "очень плохо" оценивают дела в СССР 41,2 проц., а в Литве - 32,4 проц.

Зато огромную фору СССР литовцы дают, когда начинают сравнивать сферу социальной политики. Так состояние системы здравоохранения как "хорошее" и "очень хорошее" оценивает 47,4 проц. А в сегодняшней Литве такие оценки системе здравоохранения дали лишь 18,2 проц.

Не менее впечатляющая разница и в оценках возможности трудоустройства. 72,5 проц. литовцев полагают, что в СССР эти возможности были "хорошие" и "очень хорошие". Что касается нынешней Литвы, то здесь соответствующие оценки дали лишь всего лишь 29,5 проц. Похожий контраст и в оценке уровня безопасности людей, а также работы правоохраны. 33,7 проц. оценивают эту сферу в СССР как "хорошую" и "очень хорошую" и лишь 16,4 проц. дают такую же оценку Литве сегодня. Вот еще цифры - социальную защиту в Советском Союзе наивысшими баллами оценило 44,9 проц., а в Литве - 21,9 проц., экономическое благосостояние соответственно - 33,5 проц. и 17,3 проц,, соблюдение моральных норм - 34,1 проц. и 17,5 проц.

Правда, не в пользу СССР распределились оценки, когда речь зашла о свободах и демократии. Здесь литовцы однозначно подчеркивают преимущество современной Литвы. Свободу в Литве (возможность свободно высказывать мысли, заниматься желанной деятельностью, путешествовать и т.п.) оценками "хорошо" и "очень хорошо" отмечают 30,6 проц. респондентов, в то время как подобные оценки в отношении СССР дали лишь 10,5 проц. Демократию в Литве высшими баллами оценили 37,6 проц., а в СССР - 12,1 проц. Но что касается "прав человека", то тут опять оценки почти сравнялись. Что в СССР было "хорошо" и "очень хорошо" с правами человека - считает 28,2 проц., а такую же оценку соблюдению прав человека в нынешней Литве дали 22,2 проц. (Lietuvos rytas).