20 декабря на заседании у министра экономического развития Германа Грефа будет рассмотрен вопрос о начале финансирования программы восстановления профильного производства на Воронежском авиастроительном объединении - одном из крупнейших в России авиапредприятий, на котором работает 11 тысяч человек, и одного из крупнейших в Воронеже плательщиков (ранее) и должников (сегодня) городского бюджета. По данным, приводимым газетой "Воронежское обозрение", еще в 1980-е годы на ВАСО была занята половина населения крупнейшего в городе Левобережного района. Предприятие приносило в бюджет Воронежа четвертую часть всех доходов. Количество самолетов, ежегодно выпускавшихся в цехах завода, измерялось десятками. За годы кризиса производство самолетов на ВАСО было практически разрушено, "недоимки по налоговым платежам и задолженности перед энергетиками росли как снежный ком, заработная плата не выплачивалась, в отдел кадров завода стояла очередь высококвалифицированных специалистов с заявлениями "по собственному желанию"".

Руководство предприятия неоднократно предпринимало попытки восстановления производства самолетов. За эти годы на ВАСО побывали все премьер-министры страны. Все говорили о необходимости скорейшей поддержки российского авиастроения, о перспективах новых крупных заказов. Год назад лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" выиграла правительственный тендер на участие в государственной программе по лизингу гражданской авиатехники - напоминает газета "Берег". Уже в 2002 году эта компания должна была профинансировать строительство восьми самолетов "Ил-96" на воронежском авиазаводе. Общая стоимость проекта оценивалась в 200 млн. долларов. До сих пор средства в Воронеж не поступили. Генеральный директор "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов затянувшееся финансирование объяснил так: ВАСО имеет солидную кредиторскую задолженность прошлых лет - перед бюджетами, внебюджетными фондами, энергетиками - и перечисленные деньги могли бы автоматически уйти на погашение этих долгов. Однако на последнем заседании областной Думы генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов сообщил, что несколько дней назад компания "Ильюшин Финанс Ко" перечислила заводу 3,2 миллиона долларов на выполнение обязательств завода по реструктуризации долга. По данным "Воронежского обозрения", эти средства будут направлены на погашение задолженности в бюджет и энергетикам.

Произошли и более существенные перемены. Правительством России принято решение о создании вертикально интегрированного холдинга ОАО "Корпорация "Ильюшин". 11 октября 2002 года в правительственную программу создания холдинга вошел и Воронежский авиазавод. Акции ВАСО распределились следующим образом: 56% принадлежат "Корпорации "Ильюшин", контролируемой государством, остальные 44% - трудовому коллективу авиазавода. Помимо ВАСО, в холдинг вошли ульяновский завод "Авиастар-СП", ОАО МАК "Ильюшин", ОАО "Авиационный комплекс имени Ильюшина". На Воронежский авиазавод, по планам нового холдинга, будет возложено производство новых модификаций наиболее современного российского дальнемагистрального самолета Ил-96-300, производство которого было начато на ВАСО в 1992 году. Журналист "Воронежского обозрения" приводит следующие параметры авиалайнера: размах крыла 60,1 м, длина самолета 55,35 м, высота 17,57 м, площадь крыла 391,6 кв. м, максимальная ширина фюзеляжа 6,08 м. Число пассажирских мест: в кабине трех классов - 262, в кабине двух классов - 235, в экономическом классе - 300. Летные данные: крейсерская скорость - 900 км/и, дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой (с резервами топлива) - 7500 км. Дальность полета с нагрузкой 15 тонн составляет 11000 км. Дальность полета с нагрузкой 30 тонн составляет 9000 км. Эксплуатационный потолок - 13100 м. Потребная длина взлетно-посадочной полосы - 2700 м.

Как информирует газета "Моё", сейчас на ВАСО идет процесс реструктуризации долгов. На эти цели был взят займ в размере 56 миллионов рублей. А в ноябре 2002 на счет завода поступил транш в 40 миллионов рублей под залог строящихся самолетов. (Сейчас своего часа на предприятии ждут 8 летательных аппаратов, в том числе - и самолет для ГТК "Россия", предназначенный для президента России). Кроме того, разработана программа восстановления профильного производства. В соответствии с ней правительство выделит 35 миллионов долларов на погашение долгов и модернизацию производства и 172 миллиона долларов на доделку самолетов. ВАСО, по словам Вячеслава Саликова, получило заказ на производство б дальнемагистральных пассажирских авиалайнеров ИЛ-96-300 и 4-х грузовых самолетов ИЛ-96-400Т. Срок исполнения заказа определен в 2,5 года. Генеральный директор ВАСО уверен, что осуществление данной программы поможет восстановить пошатнувшиеся дела предприятия. Как сообщил Саликов, выступая перед депутатами Воронежской областной Думы, ВАСО уже сейчас наращивает объемы производства - в этом году, по расчетам, они составят 135% по отношению к прошлому году. За 11 месяцев текущего года было реализовано продукции на 1 миллиард 154 миллиона рублей.

Газета "Берег" оценивает ситуацию более осторожно. Обещания профинансировать производство воронежских самолетов звучали не раз, напоминает она, между тем финансовое положение завода с каждым днем усугубляется: "Предприятие взяло банковские кредиты под предстоящее финансирование проекта, и сегодня настало время рассчитываться по ним - а денег на заводе нет". Обе газеты сходятся в одном: от решений, принятых на завтрашнем заседании у Грефа, будет во многом зависеть судьба и завода, и коллектива, и всего города.