ДЕЯТЕЛЕМ, ПРЕТЕНДУЮЩИМ НА ЗВАНИЕ "ПЕРСОНЫ ГОДА" в Нижегородской области эксперты ИА REGNUM единогласно называют губернатора Валерия Шанцева. При этом его считают "номером первым" как специалисты в области экономики, так и региональные политики.

"Прикидываю, какие еще есть альтернативы, но нет - никаких нет", - сказал о губернаторе старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник. По его словам, "это то же самое, если с бронзовым памятником рядом человека поставить".

"Представляете, когда в воду камень бросают, то идут круги? Вот фигура Шанцева тоже: ее кинули в наше море страстей, и она стала источником самых разных кругов вокруг", - вторит ему политолог Андрей Дахин.

Политический обозреватель Сергей Кочеров уверен, что рядом с губернатором даже "рядом поставить некого".

Генеральный директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева говорит, что Валерий Шанцев также "безусловный экономический лидер", причем "та политика, которая осуществляется сейчас, завязана именно на губернаторе: мы даже его команду почти не видим", - сказала Татьяна Романчева корреспонденту ИА REGNUM.

На просьбу назвать трех претендентов на звание "Персоны года" в Нижегородской области главный редактор НИА "Нижний Новгород" Максим Калашников сказал: "Не будем лукавить: никаких трех персон в Нижегородской области нет. Персона в регионе одна - это губернатор Валерий Шанцев. Именно с ним связаны и основные события в регионе, и телодвижения других политиков, которые в былые времена могли бы претендовать на звание "Персона года".

Второй секретарь обкома КПРФ, депутат Законодательного собрания Нижегородской области (ОЗС) Владислав Егоров считает, что уходящий 2006 год "стал годом утверждения губернатора, как единственного полновластного хозяина области. Вот именно так его все и воспринимают, как хозяина области со всеми вытекающими из этого позитивными и негативными последствиями и выводами".

Директор гуманитарно-художественной школы им. М.В.Ломоносова, член партии "Справедливая Россия" Галина Клочкова отметила, что положение Шанцева обусловлено "с одной стороны - его должностью и степенью участия в событиях и процессах, происходящих в регионе, а с другой стороны - тем, что он нашел правильный тон в общении с журналистами, оставаясь для них интересным не только как губернатор, но и как человек".

Как сообщалось, Валерий Шанцев возглавил Нижегородскую область 8 августа 2005 года.

В то же время в числе региональных политиков, деятелей экономики и культуры, которые были наиболее заметны в уходящем году, эксперты называли полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Александра Коновалова, министра инвестиционной политики Дмитрия Сватковского и заместителя губернатора Ирину Живихину, а также генерального директора ННТВ, и.о. секретаря политсовета "Единой России" Ольгу Носкову.

Говоря о полпреде, Максим Калашников отметил: "при всем уважении, его нельзя назвать персоной года в Нижегородской области. Если честно, это хорошо: полпреду - полпредово, а губернатору - губернаторово".

Сергей Кочеров отмечает, что "Александр Коновалов ведет себя настолько самоуглубленно, что даже сложно сказать, в чем заключается его работа в Нижегородской области". Как сказал политический обозреватель корреспонденту ИА REGNUM, "мне, в частности, его работа не видна. Я допускаю, что он работает настолько тонко, что это не заметно и, может быть, это и лучше. Особенно на фоне слишком уж деятельного до суетливости Сергея Кириенко (занимал пост приволжского полпреда с весны 2000 по ноябрь 2005 года - ИА REGNUM), такая позиция имеет свои плюсы. Однако назвать Коновалова "Человеком года" не могу, так как его проявление в этом качестве в Нижегородской области никому не известно. Может в других регионах ПФО он активно влияет на процесс, но здесь он передал все губернатору Шанцеву".

В свою очередь Галина Клочкова, также назвавшая Коновалова в качестве второго номинанта на звание "Персоны года", отмечает, что полпред "остается абсолютно закрытой фигурой в личностном плане, но лично для меня открытием этого года стали его образовательные, научные способности, лекторские и аналитические качества, не свойственные чиновникам".

Татьяна Романчева считает, что претендентами на роль "Персон года" могли бы стать министр инвестиционной политики Дмитрий Сватковский и замгубернатора Ирина Живихина. Говоря о последней, Романчева отметила в беседе с корреспондентом ИА REGNUM некоторую непоследовательность чиновницы, которая "в одном интервью сообщает, что памятников в городе оставят чуть-чуть, а в другом интервью - что будем развивать туризм". Однако Романчева уверена, что "Шанцев, Сватковский и Живихина - это брэнды Нижегородской области". Собеседница агентства уточнила, что называет в числе "персон года" именно чиновников, "потому что другого быть не может: в области меняется административная ситуация, например, изменилась система предоставления земельных участков". "Самые большие риски сейчас для инвестора в Нижегородской области - это риски административного характера", - заявила Татьяна Романчева. Ситуация за последний год изменилась настолько кардинально, что, по словам Романчевой, прежний губернатор никогда не был бы назван в числе персон, влияющих в той или иной степени на распределение инвестиционных потоков.

Галина Клочкова называет еще одной кандидатурой, могущей претендовать на звание "Персоны года", генерального директора ННТВ, и.о. секретаря политсовета "Единой России" Ольгу Носкову. "На сегодняшний день - это единственная женщина в Нижегородской области, которой удалось максимально подойти к политическому Олимпу", - заявила Клочкова корреспонденту ИА REGNUM.

КЛЮЧЕВЫМИ СОБЫТИЯМИ УХОДЯЩЕГО 2006 ГОДА, по мнению собеседников агентства стали мартовские выборы в Законодательное собрание, смена прокурора Нижегородской области, смена политических элит, "энергетический" конфликт.

По мнению Александра Прудника, важным в ходе выборов в ОЗС стало то, что голосование по партийным спискам "дало возможность провести своих кандидатов КПРФ и обеспечило успех Партии пенсионеров". При этом, если говорилось о том, что партсписки позволят укрепить партию власти, то "оказалось, что выиграло от партсписков КПРФ. Потому что у партии нет в регионах значимых фигур, которые бы могли побеждать в одномандатных округах. А вот в списках партийных - есть... Поэтому получалось так, что уровень поддержки у них в обществе был достаточно высокий, а депутатов у них никогда не было. Они победили за счет брэнда партии и за счет сторонников коммунистической идеологии".

Андрей Дахин перечисляет целые цепочки событий уходящего года: "первая связана с кадровыми перестановками на политическом региональном олимпе, это говорит о том, что система политического управления значительно поменялась". Н пояснил, что имеет в виду изменения в ОЗС, отделении партии "Единая Россия", составе нижегородских сенаторов. Последнее звено в данной цепочке стала "финальная отставка министра Дениса Лабузы, скорее всего, это что мы будем видеть продолжение процесса и в следующем году". Дахин уточняет, что "это все связано с персоной года - это вот те самые круги, о которых я говорил".

По мнению политолога, в уходящем году Нижегородская область "стала предметом внимания новых инвесторов, появилась новая инвестиционная очередь в регион, что является важным для региона". Вспоминая трагедию в торговом центре "Мега", где погиб ребенок, а МЧС выявило множество нарушений законодательства и правил техники безопасности, Дахин отметил, что когда "уровень инвестиционной активности повышается в разы", повышаются и требования к тщательной государственной приемке конечных результатов.

Рост инвестиций привел к новому "вызову" для региона - энергетическому. Дахин считает, что "проблема энергетических ресурсов для экономического развития региона она возникла именно в этом году". "Важно подчеркнуть, - говорит собеседник ИА REGNUM, - что Нижегородская ситуация, особенно в связи с Чебоксарской ГЭС, например, прозвучала на федеральном уровне, но внятного ответа от региональной власти на энергетическую проблему в целом пока не прозвучало".

Андрей Дахин подчеркивает, что в 2006 году "Нижегородская область по-новому стала себя позиционировать, новое лицо у нее появилось на федеральном уровне - это губернатор. Но пока оставляет желать лучшего яркие появления его на федеральном уровне". Так, "первое появление -оказалось связано с цирковым контекстом и какой-то фразой про региональных клоунов. И это не очень удачно, но это дело поправимое".

"Важным моментом", на взгляд Александра Прудника, также является "уход из Нижнего Новгорода практически всех значимых фигур прежней нижегородской элиты, которые были связаны с Кириенко. Теперь все значимые решения и экономические, и политические по Нижнему Новгороду в большинстве своем принимаются не в Нижнем Новгороде, а в Москве".

Владислав Егров в свою очередь считает, что за год произошла "полная контролизация властной элиты фигурой Шанцева. Наверное, также плюсом оказалось это привлечение в область инвестиций и сегодня слово "привлечение инвестиций" знает даже первоклассник".

В то же время Егоров отмечает, что "мощно с молотка продаются остатки госсобственности: за счет этого казна пополняется, но мы должны понимать, что в следующем году продавать будет нечего. Это доходный необратимый ресурс, который имеет однократное потребление".

"Что касается привлечения иностранных и прочих инвесторов, - говорит он, -то эта сторона тоже имеет оборотный эффект, потому что мы видим, как вытесняется нижегородская бизнес-элита московской, потому что даже иностранные компании чаще всего действуют через московские структуры".

"Мы видим и в банковской сфере определенную интервенцию, не случайно супруга губернатора возглавила московский банк реконструкции и развития Нижегородской области", - продолжает Егоров. "То есть централизация управления ведет к определенному установлению экономической и политической монополии, а это уже нехорошо", - считает он.

Ярких событий в общественной жизни, в частности, в протестом поле, Егоров выделить не смог, отметив, что в следующем году активность, прежде всего, отделения КПРФ в регионе, существенно возрастет.

Татьяна Романчева уверена, что события уходящего года в большинстве своем "только PR: некий подготовительный этап к следующему году - это и заявления по метромосту, и по Борскому мосту, приход крупных строительных компаний..."

Максим Калашников уверен, что единственным событием года, "чья зависимость от действий губернатора неочевидна, это смена прокурора Нижегородской области. Слухи ходили давно, и по большому счету, все ждали ухода Демидова. Помог ли в отставке Шанцев - неизвестно, является ли Максименко "ставленником губернатора" - точно нет. И, кстати, с учетом разворачивающейся антикоррупционной кампании, Максименко вполне может оказаться если не на первом месте, то хотя бы в первой тройке персон следующего, 2007 года".

Наконец, Сергей Кочеров считает самым значимым событием года "перераспределение власти в регионе в пользу губернатора и его правительства. Если говорить о событии, которое более показательно характеризует данный процесс, то это историческое решение по передаче многих властных функций из ведения законодательного собрания в ведение губернатора и его правительства".

В частности, Кочеров упоминает "разрешение принимать решение по имущественным вопросам без ведома ОЗС. По сути, перешли с разрешительного режима работы на ознакомительный". Также к этому перечню относится "практика, где все важные законодательные документы разрабатываются вовсе не депутатами, а правительством, которое вносит их в ОЗС, а там эти документы просто доводят до ума. То есть Законодательное Собрание превращается в департамент областного правительства по законодательству", - считает Кочеров.

Депутатов ситуация, в которой окончательное решение принимают не они, а правительство, устраивает, считает Кочеров. "Они, конечно, там критикуют (кто вслух, кто про себя) сырость и недоработку документов, которые поставляет им правительство, но что им мешает? Они подписали акт о капитуляции, после чего говорят, что условия этого акта не выполняются, могли бы работать и лучше. А сами - то они как работают?", - отмечает политический обозреватель.

Эксперты ИА REGNUM также отметили значительное сокращение влияния в уходящем году мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова и председателя ОЗС Евгения Люлина.

Прудник, например, уверен, что "новая политическая конфигурация такова, что центральная власть имеет дело на местах только с тем, кого она назначила и кого она считает отвечающим за этот регион, и больше ни с кем. Поэтому влияние Булавинова снизится - и он будет вынужден искать себе приличное место работы".

Кочеров также считает, что "на фоне Шанцева сникли и персоны Вадима Булавинова и Евгения Люлина - от последнего, вообще, осталась только тень. И все".