Президент-Правительство: "Нелегкий год уходит в прошлое". Молдавия-"Газпром": "В долгосрочной перспективе новые цены на газ могут положительно сказаться на экономике Молдавии". Экономика: "Плюс финансовая либерализация всей страны..." Мобильная связь: "Под видом операторов мобильной связи в Молдавию проникают российские спецслужбы". Молдавия-Приднестровье: "Провозглашая независимость Приднестровья, Смирнов исполнял приказ Кремля".

Президент-Правительство: "Нелегкий год уходит в прошлое"

На последнее в 2006 году заседание кабинета министров пришел президент страны Владимир Воронин, пишет "Независимая Молдова". Цель визита - подвести итоги работы и поздравить членов правительства с новогодними праздниками. Владимир Воронин отметил в своем выступлении, что уходящий 2006 год был достаточно сложным и тяжелым для Молдавии. Но благодаря заметно повышенному уровню дисциплины многие проблемы удалось решить. Так, уровень бедности сократился до 28%, резервы Национального банка увеличились до 500 миллионов долларов, достигнуто соглашение о долгосрочных поставках российского газа. Президент подчеркнул, что с самого начала обстоятельства заставили мобилизовать все силы руководства страны. В ночь с 31 декабря на 1 января был отключен газ, далее последовало эмбарго на экспорт молдавской агропромышленной продукции на традиционные рынки. Эти и другие вопросы сильно повлияли на общую ситуацию в республике. Однако, по мнению Владимира Воронина, пережитые трудности стали своеобразным экзаменом на зрелость, который Молдавия успешно сдала. "Итоги года подтверждают жизнеспособность национальной экономики, - заявил глава государства. - И главное, мы смогли добиться высоких результатов, не отступая от принципов, которые установили еще в начале своей работы в качестве власти. И мы не собираемся их нарушать и впредь". В своем выступлении перед правительством президент обратил внимание на наиболее острые, по его мнению, проблемы. К ним относится приднестровский конфликт и интеграция в европейское сообщество. "Решение этих двух вопросов позволит постепенно разобраться и с другими", - считает Владимир Воронин. К тому же объединение как в рамках международных, так и региональных укрепит суверенитет и государственность страны. "Мы должны осознавать, что на 99% интеграция в Европейский союз нужна нам, - подчеркнул президент. - Многие рассуждают о том, что подписание соглашения о вступлении страны в ЕС будет еще не скоро. Но главное не в том, когда это случится. Главное - чтобы уровень и качество жизни молдавского народа соответствовали мировым стандартам. И для этого мы должны начать строить Европу у нас в Молдавии". В заключение своей речи Владимир Воронин поблагодарил дружественные Молдавии страны за финансовую, техническую и моральную поддержку.

"Самый простой способ заставить человека работать - использовать политику "кнута и пряника". Хотя это и не самый лучший способ обеспечения успешного развития вашего бизнеса", - говорится в кратких курсах для менеджеров. "Кнут" по отношению к правительству президент уже использовал, пишет "Экономическое обозрение". Причем дважды за неделю: сначала на итоговой пресс-конференции, где устроил кабинету министров разнос за неудачи на европейском "фронте", показал "красную карточку" и заявил, что, "если виновными окажутся несколько министров, они будут уволены, а если правительство в целом, то уйти придется всем". А потом на специальном заседании с участием членов правительства и руководителей учреждений, ответственных за внедрение индивидуального плана действий РМ-ЕС. Правда, ничьи головы так до сих пор и не полетели, хотя "самый главный по евроинтеграции" Андрей Стратан заявил о готовности уйти в отставку. Но не ушел, отмечает издание. И вот пришло время "пряника". 27 декабря правительство собралось на свое последнее в 2006 г. заседание. В повестке дня значилось 50 вопросов, которые министры прошли спринтерски - всего за час. Такая спешка объяснялась просто. Во-первых, ничего эпохального в повестке не значилось, во-вторых, к министрам ехал президент, пишет газета. "Я хотел бы подвести итоги 2006 г. Без цифр, без какого-либо серьезного анализа. Это будет экспромт", - заявил Владимир Воронин. 2006-й, по его словам, дался стране непросто - по всем направлениям. Сейчас уже мало кто помнит, что 2006 год начался с отключения газа. "Мы должны были устоять. Если хотите, подставить грудь всем трудностям, но не отступить от тех принципов, что мы провозглашали все пять лет нахождения у власти. И нам удалось выстоять. Мы сосредоточились, мобилизовались и сделали это. В том числе решили и газовую проблему - более или менее".

О чем еще говорил президент в правительстве?

О вине

"Давайте будем искренни, количество у нас не всегда соответствовало качеству". В последние годы Молдавия значительно увеличила объемы производства и экспорта вина, как в количественном, так и стоимостном выражении. Но этот рост в основном был достигнут за счет старых, 30-40-летних плантаций с низкой урожайностью. Поэтому задача № 1 на ближайшие годы - увеличивать количество виноградных плантаций европейских сортов. Хотя бы на 10 тыс. га ежегодно. Если это произойдет, то "мы сможем собирать до миллиона тонн высококачественного винограда, из которого выйдет высококачественное вино. У Молдавии есть все шансы сделать так, чтобы молдавскую алкогольную продукцию больше никто и никогда не смог опорочить или унизить. С вином такого качества мы сможем выйти на все мировые рынки. Из преподнесенного урока мы должны сделать соответствующие выводы". А вот еще. "Если мы хотим производить хорошее вино, мы должны сажать новые виноградники, а это стоит денег. Если мы хотим строить, нужно вкладывать средства. Без вложения капиталов, без инвестиций, без кредитования национальной экономики и всего общества ничего сделать не удастся". ("Экономическое обозрение")

О европейской интеграции

За неделю Владимир Воронин изменил свое мнение. Оказывается, "ошибки и затягивание процесса европейской интеграции делались не намеренно, а наоборот" (!?). А вообще, евроинтеграция, по словам президента, может и должна стать национальной идеей. Но для того чтобы быть своей в единой Европе, от Молдавии требуется измениться - на 99%. "Мы должны осознать, что нам это надо. Мы должны повернуть Европу к себе лицом. Мы должны привести Европу к себе домой". ("Экономическое обозрение")

О приднестровской проблеме

Интеграция страны - одна из основных задач. Другие варианты решения приднестровской проблемы даже не обсуждаются. Тем более такие, как сокращение границ до междуречья Днестра и Прута. ("Экономическое обозрение")

Каким станет для Молдавии 2007 год? Никто не обещает, что он пройдет легко и спокойно, пишет "Экономическое обозрение". "Никто не гарантирует, что 2007 год будет шоколадкой или конфеткой или что он станет чем-то вроде легкой прогулки по календарю. Главное теперь, чтобы мы не отступили и не стали пятиться назад. Паника, разочарование, упадническое настроение, сдаемся, тяжело, мы не можем - все это категорически исключается". А вот еще одна установка министрам: "Заявления вроде "Молдавия - бедная, разделенная страна" должны как можно быстрее исчезнуть из нашего обихода". Но для этого правительство должно усвоить, что время "латания дыр" и "косметического ремонта" прошло. "Дорогие друзья, если мы что-то делаем, давайте делать это основательно и капитально". Поблагодарив правительство за "хорошую и слаженную работу"; за то, что дисциплина в его рядах в последние годы "значительно улучшилась"; пожелав министрам хорошо отдохнуть и вернуться после праздников "свежими, отдохнувшими, с новыми силами и новыми, конструктивными идеями" и послушав традиционные новогодние колядки, президент уехал. А премьер пошел в народ - к журналистам, пишет газета. "За всю мою премьерскую деятельность 2006 г. оказался самым тяжелым", - заявил Василий Тарлев. Успехами уходящего года премьер назвал сдачу в эксплуатацию Джурджулештского терминала, получение от доноров $1,2 млрд. и перевыполнение на 900 млн. леев доходной части бюджета. К тому же наметилась тенденция к увеличению отчислений от налоговиков. Неудачами-2006, по мнению Василия Тарлева, стали двукратное увеличение цен на газ, приостановление экспорта в Россию молдавских вин и сельхозпродукции. Кстати, отмечает издание, премьер-министра вовсе не устраивают итоги года: "Мы ожидали, что они будут лучше, хотя то, что мы добились политической стабильности - уже плюс".

Итогами 2006 года, да и, чего уж там говорить, итогами всей работы молдавского "технократического" правительства не довольны ни граждане, ни парламент, ни глава государства, пишет "Время". Владимир Воронин выписал кабинету министров "красную карточку", говоря с журналистами о достижениях Молдавии в 2006 году, отмечает издание. "Красная карточка", как оказалось, была "с отсрочкой". Такой своеобразный "условный срок" дал Воронин исполнительной власти, пишет газета. Главный предмет недовольства гаранта Конституции - "успехи" правительства в продвижении Молдавии к европейским ценностям и, как следствие, к Евросоюзу вообще. Позже президент провел с членами кабинета министров заседание, посвященное в основном этой теме, продолжает газета. Главные причины своего недовольства он поведал и представителям прессы. "Я как президент крайне недоволен ходом того процесса, который называется "европейская интеграция". Вы знаете, что 4 декабря Европейская комиссия опубликовала отчет о Молдавии, подводящий итог последних двух лет по этому направлению. Отчет, на мой взгляд, очень нелицеприятный. И его содержание совсем не компенсируется той огромной финансовой помощью, которую получила страна, в том числе от ЕС. Не думаю, что правительству стоит прятаться за этим финансовым успехом. От правительства мы ждем не просто законодательных инициатив, хотя и их практически не так много, но эффективных результатов по двум основным направлениям. Первое - это режим асимметричной торговли, второе - облегчение визового режима. Пока не случилось ни первого, ни второго. И исключительно по вине правительства", - сказал журналистам Воронин, перед тем как вызвать "на ковер" министров.

Расширенное заседание, посвященное европейской интеграции, состояло, как водится, из официальной части, информацию о которой дала пресс-служба главы государства, и закрытой, информацию о которой никто официально не давал, но эта "субстанция", как известно, имеет свойство просачиваться через все щели, продолжает "Время". Министрам было сказано, что "евроинтеграция в Молдавии пока остается возом, который тянут лебедь, рак и щука", и это, по мнению Воронина, "вызвано отсутствием взаимодействия между всеми исполнительными структурами". "Европейская интеграция - суть и смысл действий, предпринимаемых нами для укрепления независимости и суверенитета государства, это гарантия необратимости демократических процессов. Я не знаю более важной задачи для руководителей министерств и других подразделений центральной администрации", - подчеркнул глава государства. Воронин назвал неудовлетворительным координирование между министерствами и департаментами, задействованными в сотрудничестве с европейскими структурами; несоблюдение представителями РМ взятых на себя обязательств или выполнение их со значительным опозданием. Президент выразил также недовольство ходом выполнения взятых на себя Молдавией обязательств по реформированию правосудия и прокуратуры. "2007 год будет годом подведения итогов деятельности по евроинтеграции, этот год должен также стать этапом решительных и неординарных действий, направленных на сближение с ЕС", - заявил Воронин. Глава государства поставил цель: необходимо разработать на основе анализа Доклада о достижениях РМ в рамках Европейской политики добрососедства Европейской комиссии от 4 декабря план действий, который бы исключил любую возможность невыполнения рекомендаций европейских экспертов. Воронин также потребовал учредить строгий парламентский контроль над процессом реформирования правосудия и прокуратуры и указал на необходимость создания единого национального механизма с четко определенными полномочиями ответственных учреждений, который бы укреплял потенциал освоения предоставляемой ЕС финансовой помощи. "Я не потерплю в дальнейшем безответственного отношения к реализации Плана действий РМ-ЕС, документа стратегической важности, основополагающего для будущего молдавского государства", - сказал президент. Закрытая часть заседания, по всей видимости, проходила в более резких тонах, пишет газета. По крайней мере, из источников, близких к администрации президента, изданию стало известно, что сразу после заседания министр иностранных дел и европейской интеграции Андрей Стратан подал заявление об уходе, которое, впрочем, глава государства подписывать отказался. Воронин, согласно неподтвержденной информации, дал кабинету министров время до февраля, чтобы исправиться - потом состав правительства будет меняться и останутся в нем только те, кто за оставшийся месяц покажет, что может скоординированно работать на будущее страны.

Молдавия- "Газпром": "В долгосрочной перспективе новые цены на газ могут положительно сказаться на экономике Молдавии"

Молдавия договорилась с "Газпромом" о поставках российского газа в республику по цене 170 долларов за тысячу кубометров. Договоренность была достигнута в ходе рабочей встречи первого вице-премьера РМ Зинаиды Гречаной с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером в Москве, пишет "Независимая Молдова". В 2008-2010 годах цена на газ будет постепенно расти и к 2011 году достигнет уровня среднеевропейских цен на российский газ. По мнению главы Европейского института политических исследований Молдавии Виорела Чиботару, таким образом установлена верхняя планка, к которой придут все страны вне зависимости от их форм сосуществования с "Газпромом". "Фактически, в этом суть новой российской политики - в установлении новых единых условий для всех потребителей. Другое дело, насколько эта цена может быть отражена в российских проектах с "Газпромом" в частности и с РФ в целом. Поэтому нужно привыкать к тому, что цена будет постепенно расти. Как ни непривычно, может быть, это звучит, я считаю, что новые цены могут сказаться на экономике Молдавии в долгосрочной перспективе положительно. Конечно, бремя определенных расходов скажется на тактических изменениях в молдавской экономике. Но если долгосрочно ты ориентируешься, цена тебе известна, правила игры достаточно четко установлены, то дополнительные усилия, дополнительные программы соответствовать этой цене будут приниматься не в одиночестве, а в рамках целых региональных проектов. Я имею в виду здесь и Европейский союз, и страны ГУАМ, и другие международные формирования. Вот в этом плане стратегические усилия принесут только пользу экономике Республики Молдова", - сказал Чиботару в интервью изданию.

Тариф в $170 за тысячу кубометров природного газа, который для Молдавии начнет действовать с 1 января 2007 года, - это результат компромисса, заявила первый заместитель премьер-министра Зинаида Гречаная (она возглавляла делегацию Молдавии на переговорах с "Газпромом"). "Это благоприятный компромисс, но все мы понимаем, что со временем все же придется перейти на европейские цены", - подчеркнула первый заместитель премьер-министра. Молдавия будет платить $170 в 2007 году, 75% от средней европейской цены в 2008 году, 90% - в 2009 году, а в 2011 цена на газ будет соответствовать европейской, пишет "Экономическое обозрение". В то же время тариф на транзит российского природного газа через территорию РМ останется на прежнем уровне ($2,5 за тыс. куб. м на 100 км транзита). Российская пресса пишет, что взамен на незначительное повышение тарифа на газ Молдавия готова отдать "Газпрому" газотранспортные сети, а также увеличить долю участия российского концерна в АО "Молдова-газ". "Мы ничего не отдадим. Было решено капитализировать сети и включить их в уставный капитал "Молдова-газ". "Газпром" может участвовать в новой эмиссии компании "Молдова-газ", но мы договорились, что доля участия остается неизменной. Доля Кишинева останется прежней - 36%", - сообщила Зинаида Гречаная.

Экономика: "Плюс финансовая либерализация всей страны..."

Немного времени прошло с тех пор, как из Брюсселя вернулась молдавская делегация с известием о том, что международные доноры утвердили помощь Молдавии в размере 1,2 млрд. долларов, а народ уже зашевелился, пишет "Кишиневский обозреватель". Неудивительно - глобальный проект "демократические преобразования в Молдавии" - это тоже своего рода бизнес, за счет которого кормится, наверное, добрая половина населения страны, отмечает издание. Однако помощь доноров - это только часть финансирования новой экономической политики, о начале реализации которой объявила власть в 2006 году. Гораздо более интересными, чем новость из Брюсселя, были слова президента Молдавии Владимира Воронина, сказанные им в интервью бывшей правительственной газете: "...В самое ближайшее время я выступлю с законодательной инициативой, направленной на изменение места Молдавии в международной финансово-экономической системе". Загадочная фраза, отмечает издание. До сих пор говорили о внутренних реформах, о структурных преобразованиях, борьбе с бедностью и коррупцией. Но изменение места Молдавии в глобальной финансовой системе - это что-то новенькое! - пишет газета. У Молдавии уже есть свое место, жестко закрепленное соглашениями с международными финансовыми организациями. Глава Национального банка Молдавии является также представителем МВФ и четко следит за тем, чтобы Молдавия не "выпадала" из глобальной финансовой системы. Хотя ответ, возможно, кроется в самом интервью, продолжает газета. Владимир Воронин сказал также: "Сегодня мы стоим на пороге совершенно новых преобразований в экономической сфере... Речь идет о формировании принципиально нового инвестиционного климата в Молдавии". И действительно, без частных инвестиций никакая помощь доноров не поможет, пишет газета. Об этом неоднократно говорили и сами представители международных организаций-доноров.

Если заглянуть в утвержденную всего полтора месяца назад Стратегию привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2006-2015 год, которая подводит основу под "совершенно новые преобразования", то там можно обнаружить некоторые положения, действительно предполагающие изменение роли Молдавии в управлении международными финансами, продолжает "Кишиневский обозреватель". В частности, Стратегия предусматривает "...привлечение в РМ международных и региональных компаний по администрированию инвестиций и фондов с рисковым капиталом путем предоставления им резиденций и офисов, что позволит повысить привлекательность Молдавии для нерезидентов в процессе диспетчеризации размещения капитала между странами ЕС и СНГ... Чтобы заинтересовать профессиональных участников-нерезидентов финансового рынка в размещении своих офисов в РМ, правительство будет продвигать внесение в законодательство поправок, предусматривающих освобождение от обязательного получения лицензий на право осуществления за пределами страны операций с финансовыми инструментами... Правительство внедрит в отношении нерезидентов эффективный механизм налогообложения их операций, осуществленных внутри страны и за ее пределами, а также упростит процедуры открытия нерезидентами банковских счетов с тем, чтобы привлечь поток инвестиций и установить гибкую фискальную политику, которая будет стимулировать инвесторов размещать свой капитал в РМ". Другими словами, пишет газета, речь может идти о том, чтобы Молдавия начала зарабатывать на своем географическом расположении, предоставляя международный сервис по обслуживанию финансовых потоков. И таким образом, она в каком-то смысле займет место Прибалтийских республик, которые после вступления в ЕС были вынуждены подчиниться более строгим налоговым правилам Европейского союза. Эта роль предполагает создание особого налогового режима для нерезидентских операций. Такое разделение резидентских и нерезидентских операций существует в некоторых европейских странах, например в Голландии и Великобритании, где размещают свои офисы управляющие компании международных бизнесов. Причем за последние два-три года многие компании из традиционных офшорных зон переходят именно в Европу, пишет газета. Одна из причин этого - черные списки, в которые попали большинство бывших классических офшоров. Американцы после терактов начали массированное давление на офшорные центры с целью поиска денег террористов. Это, естественно, мешает бизнесу компаний, зарегистрированных в зонах такого пристального внимания. Офшорные страны, в свою очередь, стараются выйти из черных списков, изменяя налоговый режим и выполняя требования международных организаций.

Очевидно, что и Молдавии, если она пойдет на создание особого режима, придется выполнять определенные требования, согласованные с донорами, пишет "Кишиневский обозреватель". Однако эксперты не видят в такой роли Молдавии ничего страшного. И считают, что это возможная альтернатива постсоветской экономической модели, которую в Молдавии развивали-развивали, но так и не дотянули до уровня доперестроечных времен, отмечает издание. Проблема, по их мнению, заключается в том, что до сих пор у Молдавии не было качественного экономического роста, а был лишь рост восстановительный - в рамках унаследованной от СССР структуры молдавской экономики. Все последние годы в Молдавии традиционно пытались восстановить промышленность, сельское хозяйство, однако общая ситуация в этих отраслях не улучшилась кардинально. Политику в мировом производстве диктуют крупные производители. Молдавия также входила в сферу их интересов после развала СССР. Но так как Молдавия вовремя не сориентировалась, то и "не продалась" капиталистам, пишет газета. Теперь грызет локти, вздыхая о запущенной табачной отрасли, о рисковом виноделии и уязвимости всего остального АПК. Надежда на двигатель прогресса - частный сектор - также не оправдала ожиданий, экономического чуда не случилось, отмечает издание. Государственное имущество управляется неэффективно. Надеяться только на гастарбайтеров было бы ошибочно, во всяком случае - недальновидно, пишет газета.

Что же делать? - задается вопросом "Кишиневский обозреватель". Эксперты полагают, что экономическая модель Молдавии, как и любой другой страны, претендующей на независимость, должна строиться на местном потенциале, отмечает издание. А что такое местный потенциал? Это все то же географическое расположение и легко обучаемые люди. Все. Что с этим делать? В молдавском правительстве считают - предоставлять услуги. Поэтому так отчетливо в 2006 году заговорили о сверхактивном развитии инфраструктуры (дорог, коммуникаций, гостиниц, банков и т.д.), которая будет способствовать привлечению инвесторов. О публично-частном партнерстве, которое позволит бизнесу развиваться, используя государственную собственность. И, вполне возможно, в ближайшем будущем - о налоговых льготах для нерезидентских финансовых операций. Это неплохая перспектива для Молдавии, считают эксперты, - наряду с развитием традиционных секторов экономики. Но внедрение такой модели развития в определенных условиях может вызывать некоторые опасения. Поэтому главное, что должна предполагать такая модель, как, впрочем, и любая другая, рассчитанная на среднесрочный период, - это гарантии и предсказуемость действий власти для всего бизнеса, подводит итог издание.

Мобильная связь: "Под видом операторов мобильной связи в Молдавию проникают российские спецслужбы"

22 декабря 2006 года были обнародованы названия двух компаний, допущенных к второму этапу конкурса на выдачу третьей лицензии на оказание услуг мобильной связи в стандарте GSM 900/1800, пишет интернет-издание Azi.md. Согласно решению конкурсной комиссии Национального агентства по регламентированию в электросвязи и информатики (НАРЭИ), ими стали российская "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") и СП Eventis Mobile, зарегистрированное в Молдавии. Третий претендент, компания Uniton-Prim, была снята с дистанции, потому что ее предложение не соответствовало всем условиям конкурса, без каких-либо уточнений. Российские, да и отечественные эксперты предрекали победу "ВымпелКому", пишет издание. В качестве одного из оснований для таких прогнозов приводился тот факт, что "ВымпелКом" - крупнейший оператор мобильной связи в России, а другие две компании вовсе неизвестны на рынке мобильной связи. Все выглядело рутинно чинно, и даже если кто-то и хмурил брови по поводу событий вокруг борьбы в этом конкурсе, то это только узкий круг экспертов. Существуют ли какие-нибудь причины для беспокойства? - задается вопросом издание. Для того чтобы ответить на этот вопрос, автор статьи предлагает рассмотреть ситуацию в более широком контексте. Во-первых, принимая во внимание особый интерес Российской Федерации к Республике Молдова, как в контексте приднестровского урегулирования, так и в целях срыва евроинтеграционных устремлений Молдавии. Такой интерес, по мнению издания, подтверждается, например, заявлением председателя комиссии российской Госдумы по делам СНГ Андрея Кокошина о том, что Брюссель и Москва - конкуренты и Молдавия, выбирая ЕС, рискует ощутить изменение отношения России к себе. И Молдавия ощутила, отмечает издание. Еще до этого, в феврале 2005 года Госдума РФ приняла постановление "О рекомендуемых ответных мерах РФ в отношении Республики Молдова в связи с проводимым молдавскими властями курсом на обострение обстановки вокруг Приднестровья". Тогда СМИ заполонили новости о якобы существующем секретном документе - "Плане мероприятий по сохранению российского влияния в Республике Молдова", разработанном в Кремле. Среди прочих пунктов этого плана предписывалось оказание "эффективного торгово-экономического, политического и гуманитарного давления на официальный Кишинев по наиболее чувствительным точкам". Отказ в выдаче акцизов на продажу молдавских вин в России, запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, увеличение цен на газ, а потом уже и запрет на экспорт молдавского вина - все это стало реальностью, подтвердив серьезность намерений Москвы, пишет издание.

Во-вторых, продолжает Azi.md, следует обратить внимание на другое событие, также ставшее достоянием гласности. Немецкие спецслужбы блокировали попытку другого лидера российского рынка мобильной связи АФК "Система" купить долю акций в Deutsche Тelekom. Местные СМИ, ссылаясь на осведомленный источник, объяснили и причину противодействия руководства германского разведывательного ведомства BND этой сделке. Немецкая секретная служба считает, что в условиях активной разведывательной деятельности России в Германии, если эта российская компания станет акционером Deutsche Тelekom, то те, кто "сейчас не имеют доступа к данным телекоммуникационной корпорации, смогут его получить". Занятно, не правда ли? - пишет издание. Тем более что эксперты сообщали, что "Система" претендовала только на пакет до 20% акций Deutsche Telekom. Особенно интересен факт блокирования этой сделки, принимая во внимание то, что Германия один из лояльнейших партнеров РФ в Европейском союзе, пишет издание. Германия также считается одним из наиболее толерантных государств в ЕС по отношению к экономической экспансии российских компаний, подконтрольных Кремлю. Она чуть ли не единственная страна ЕС, которая открыла "Газпрому" непосредственный доступ к конечным потребителям газа. Кроме того, необходимо обратить внимание на несколько моментов, которые отличают "ВымпелКом" от той же "Системы", продолжает издание. В настоящее время АО "ВымпелКом" является одним из крупнейших поставщиков услуг сотовой связи для органов государственной власти и правительственных учреждений РФ. Компания обслуживает администрацию президента и правительство РФ, а также спецслужбы, включая Федеральную службу охраны. "ВымпелКом" обслуживает своих абонентов даже на территории загородной резиденции президента РФ "Русь" в Завидово, пишет издание. Для этого там установлены две вымпелкомовские станции связи. Не новичок "ВымпелКом" и в области технологии защиты информации, отмечает издание. А это, как известно, предполагает не только обеспечение конфиденциальности переговоров, но также их перехват и расшифровку, пишет издание. Так, АО "КБ Импульс", входящее в группу компаний "ВымпелКом", имеет лицензию Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) на право эксплуатации криптографических средств защиты информации при ее передаче по каналам сотовой связи в стандартах GSM-900/1800. Среди других корпоративных клиентов "ВымпелКома" числятся Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Управление делами Государственной Думы РФ, Московская городская дума, ГК "Росвооружение", "ЛУКойл", Россбанк и другие. Не правда ли, представительный список? - пишет издание.

Но и это не единственное, чем известен "ВымпелКом" в России, продолжает Azi.md. В начале 2006 года в публичный скандал вылилось заявление члена комитета по международным делам Госдумы РФ Шамиля Султанова. Он сообщил, что ФСБ направила руководству Федеральной антимонопольной службы письмо, в котором содержалась "рекомендация" не допустить увеличения доли норвежской компании "Теленор" в ОАО "ВымпелКом", пишет издание. А сам "ВымпелКом" оказался дочерней структурой "Альфа-Групп". Как считают эксперты, вмешательство ФСБ дало возможность "Альфе" укрепить свои позиции в хозяйственном споре с норвежцами. Многие обратили внимание на подозрительно быструю реакцию представителей "Альфа-телеком", заявивших о своей непричастности к действиям ФСБ, отмечает издание. Притом что никто их об этом не спрашивал. То есть - на лицо связь между мажоритарным акционером "ВымпелКома", гигантом "Альфа-Групп" и российскими структурами госбезопасности, полагает издание. Заслуживает внимания также факт появления в массмедиа информации о том, что "ВымпелКом" по крайней мере один раз открывал российским спецслужбам доступ к базе данных на своих клиентов, а также к содержанию их телефонных переговоров, пишет издание. После того как информация о клиентах стала доступной российскому черному рынку, пресса, со ссылкой на анонимные источники из "ВымпелКома", заподозрила в этом спецслужбы. Нередко появлялись в российских СМИ и новости о том, что данные и распечатки переговоров клиентов "ВымпелКома" и других российских компаний можно приобрести за $100-250, отмечает издание. Даже если компания ужесточила контроль и устранила недостатки, случившееся наглядно свидетельствует о природе корпоративной культуры в "ВымпелКоме", пишет издание. Даже теоретически предположив, что российская компания не имеет связей с отечественными спецслужбами, нелишним будет обратить внимание на очень важный эпизод, продолжает издание. Немецкая разведка запретила продажу акций Deutsche Тelekom российской АФК "Система", хотя последняя, вроде бы, не была уличена в связях с российскими разведывательными ведомствами. Наипервейшей причиной подобного шага стала возможность бесконтрольного влияния российского государства на частный сектор экономики. Эта возможность настолько велика, что "ВымпелКом" полностью уязвим перед давлением власти, пишет издание. Таким образом, руководство "ВымпелКома" не сможет отказать российским спецслужбам в каких-либо конфиденциальных услугах, связанных с возможной деятельностью компании в Молдавии. Потому что под угрозой будет ее бизнес в самой России, который по обороту несравним с тем, что возможен в Молдавии, пишет издание. Кстати, мажоритарный держатель акций "ВымпелКома", компания "Альфа-Групп", также является акционером ТНК-BP, который уже подвергся прессингу российских госструктур, продолжает Azi.md.

Техническая часть этой проблемы также нуждается в пояснении, пишет Azi.md. В случае получения лицензии на предоставление услуг мобильной связи в Молдавии "ВымпелКом" должен был бы создавать всю инфраструктуру с нуля. Что позволит ему обеспечить покрытие большинства территории Молдавии. Эксперты придерживаются мнения, что технически один оператор мобильной связи в формате GSM 900/1800 может прослушивать сеть другого оператора. То есть у "ВымпелКома" теоретически появится возможность проникновения в коммуникационную систему Молдавии, как частную, так и государственную, отмечает издание. Некоторые специалисты не исключают появление в дальнейшем в Молдавии виртуальных операторов мобильной связи, пользующихся уже существующей инфраструктурой. Но и в таком случае у "ВымпелКома", а значит, как выразились в немецкой BND, и у "людей, у которых сейчас не имеется доступа к данным телекоммуникационной компании", появилась бы возможность его получить, пишет издание. Риск подобного сценария тем более высок, принимая во внимание явно недостаточный бюджет молдавских специальных служб, а также огромные возможности (финансовые и технические) как российских госструктур, так и "ВымпелКома". Даже не нужно гадать, имеет ли Молдавия достаточную техническую оснащенность для защиты информации, представляющей государственную тайну, от возможного прослушивания. Не говоря уже об информации экономического характера. А ведь это еще позволит российским компаниям иметь преимущества перед отечественными, пишет издание.

И завершающий штрих, продолжает Azi.md. При приеме заявок на конкурс представители трех претендентов отказались рассказать журналистам о своих компаниях. Якобы они это сделают лишь в случае победы, пишет издание. Тем не менее стало известно, что фирма Uniton-Prim получила лицензию НАРЭИ на предоставление услуг в области информации и местной фиксированной связи совсем недавно - 17 ноября 2006 года. А другая, тоже вроде бы молдавская компания СП Eventis Mobile, также скрыта мраком неизвестности, пишет издание. В октябре 2005 года, она, называясь Sinterra UBC, тоже получила лицензию на предоставление услуг в области информации и местной фиксированной связи. А 17 ноября 2006 года, в тот же день, когда были выданы лицензии Uniton-Prim, Sinterra UBC переоформила свои лицензии в связи с тем, что изменила название на Eventis Mobile. Что и было отмечено в протоколе № 27 от 17.11.2006 заседания комиссии по выдаче лицензий НАРЭИ. Совпадение или запрос на лицензии для обеих компаний делало одно и тоже лицо? - задается вопросом издание. Между тем молдавские журналисты узнали, что на Кипре существует офшор Eventis Telecom, пишет издание. Так вот, по данным российского агентства экономической информации "ПРАЙМ-ТАСС", кипрский инвестиционный фонд Eventis Telecom принадлежит группе "российских и иностранных физических лиц". Контролируют Eventis Telecom российские бизнесмены, близкие к группе "питерских связистов", Владимир Андросик и Дмитрий Ивантер, пишет издание. Андросик с июля 2004-го по январь 2006 года являлся советником генерального директора ОАО "Связьинвест" и курировал вопросы взаимоотношений "Ростелекома" и межрегиональных компаний "Связьинвеста". Ивантер с 1994 года работал в инвестиционной компании АВК (Санкт-Петербург), с апреля 2003-го по январь 2006 года был генеральным директором этой компании. Основной актив "питерских связистов" - это известный "Мегафон", отмечает издание. По предположению аналитика Ирины Астафьевой, "Мегафон" не может "напрямую участвовать в тендерах из-за проблем со своими акционерами, однако не исключено, что оператор выйдет на молдавский рынок с помощью Eventis". Небезынтересно еще узнать, что в конце октября 2006 года во время встречи с главой Анголы Жозе Эдуардом душ Сантушом президент России поднял вопрос о выходе российских операторов на сотовый рынок Анголы. Не стоит удивляться, что первым известным претендентом на лицензию в Анголе стало российское "СВ Капитал". В число учредителей этой компании входит тот же Владимир Андросик - считающийся одним из наиболее заметных представителей петербургской группы связистов. Выходит, одна "кишиневская" компания пришла на рынок коммуникаций только месяц назад и не имела никаких шансов выиграть тендер, что должно было быть понятно ее руководству. А вторая "молдавская" компания принадлежит влиятельной российской бизнес-группе, чьи интересы продвигаются президентом России, пишет издание.

Исходя из вышесказанного в случае появления российской компании на молдавском рынке мобильной связи у России увеличатся возможности влияния и давления на Молдавию, подводит итог Azi.md. Так как появится практически свободный доступ к конфиденциальной информации в Молдавии, пишет издание. Кто-то может сказать, что все это похоже на "охоту на ведьм" или "антироссийские высказывания". Но кто виноват, что Кремль имеет неограниченный контроль над частным сектором экономики и таким образом может заставить российские компании делать все, что ему угодно? - пишет издание. Кого винить в том, что агрессивное использование экономических инструментов во внешней политике стало визитной карточкой современной РФ? А ведь телекоммуникации являются стратегической отраслью, которую молдавское государство не имеет право игнорировать, отмечает издание. История с третьей лицензией на предоставление услуг мобильной связи в стандарте GMS 900/1800 в Молдавии довольно странна, полагает издание. Создается ощущение спектакля, финалом которого, по сценарию, должно стать проникновение российской компании на молдавский рынок мобильной связи, отмечает издание. И уж совсем банальная мысль приходит в голову: а не было ли это одним из пунктов беседы президентов Молдавии и России на недавнем саммите СНГ в Минске? Подобно тому, как похожий вопрос обсуждался между президентами России и Анголы в том же году. Может быть, президенты решили так улучшить связь между собой? - задается вопросом издание. В таком случае российская компания, естественно, не представляет угрозы для безопасности Молдавии. Ведь, говорят, президент Владимир Путин согласился с президентом РМ, что будущее Молдавии - в составе ЕС, пишет издание. И Россия Молдавии в этом поможет.

Национальное агентство по регламентированию в области электросвязи и информатики (НАРЭИ) объявило 26 декабря результаты международного конкурса на получение третьей индивидуальной лицензии на право предоставления услуг мобильной телефонной связи в стандарте GSM 900/1800, пишет "Экономическое обозрение". Победителем стало совместное молдавско-кипрское предприятие Eventis Mobile. Стоимость лицензии - 8 млн. долларов, столько же, сколько заплатили в свое время действующие в Молдавии GSM-операторы Voxte и Moldcell. Срок ее действия - 15 лет. У третьего по счету оператора большие планы: к концу 2007 года покрыть сетью всю республику и обеспечить мобильной связью до 100 тысяч абонентов, отмечает издание. Это будет не просто, ведь два GSM-оператора уже обеспечивают своими услугами около 1,25 млн. абонентов. Как заявил генеральный директор Eventis Mobile Юрий Чебан, "мы запланировали в течение 15 лет инвестировать в строительство сети мобильной связи более 114 млн. долларов". "К 2015 году абонентская база Eventis Mobile превысит 1 миллион", - сказал Чебан. В соответствии с проектом, на первом этапе в 2007-2008 гг. компания намерена инвестировать около 30 млн. долларов в виде кредитов поставщиков и займов. В 2009-2011 годах Eventis Mobile сможет полностью погасить обязательства перед кредиторами. В дальнейшем развитие компании будет финансироваться за счет собственных источников. Юрий Чебан считает: "Рынок мобильной связи Молдавии является перспективным для работы трех и четырех операторов. Места хватит всем". Технологическим преимуществом Eventis Mobile станет и то, что сеть сотовой связи планируется построить на базе оборудования и программного обеспечения последнего поколения от ведущего мирового производителя - компании Nokia.

Организованный НАРЭИ конкурс на получение лицензии GSM проходил в два этапа, продолжает "Экономическое обозрение". На первом был сделан предварительный отбор заявителей, на втором - оценка оферт по бальной системе. Ко второму этапу были допущены две компании: СП Eventis Mobile и российское акционерное общество "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"). Оферта молдавской компании Uniton-Prim была отклонена как не соответствующая минимальным требованиям, изложенным в технических условиях участия в конкурсе. Председатель конкурсной комиссии, заместитель директора НАРЭИ Станислав Гордя сообщил: "Решение о выборе победителя принято на основании итогового отчета рабочей группы, которая оценила поданные соискателями оферты, учитывая изложенные в технических условиях требования по утвержденной комиссией бальной системе. В результате оценки технических, финансовых и менеджерских показателей оферта "ВымпелКом" набрала 345 баллов, а Eventis Mobile - 362 балла". "Из молдавских политиков никто не принимал никакого участия в нашей подготовке к тендеру. Мы боролись честно, в открытую, и до последнего момента не совсем верили в победу. Однако по оценкам тендерной комиссии у нас оказался существенный перевес в 17 баллов над конкурентом. И мы выиграли", - заявил в беседе с корреспондентом издания Юрий Чебан.

Сегодня название Eventis Mobile еще сравнительно мало известно, пишет "Экономическое обозрение". Что вполне объяснимо. Предприятие стало называться так в ноябре 2006 года после переименования из Sinterra UBS, которая получила в октябре 2005 года две лицензии в НАРЭИ - на право предоставления услуг местной фиксированной связи и на предоставление услуг в области информации, отмечает издание. Компания Eventis Mobile является дочерним предприятием инвестиционной группы Eventis Telecom. Этот выбор был не случайным, пишет газета. Eventis Telecom располагает большим опытом работы в области строительства сетей мобильной связи. В частности, киргизский проект - "МегаКом" - был признан очень успешным, отмечает издание. Выйдя на рынок Киргизии в мае 2006 года, группа Eventis Telecom менее чем за год построила мобильную сеть на территории всей страны, а пользователями ее услуг стали около 150 тысяч абонентов. В настоящее время Eventis Telecom владеет и управляет телекоммуникационными активами в Киргизии, Узбекистане и Казахстане. Компания специализируется на инвестициях в телекоммуникационные проекты на развивающихся рынках. В дальнейших планах Eventis Telecom - выход на рынки других стран СНГ, а также Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. В российских СМИ появились высказывания о том, что через Eventis доступ на молдавский рынок мобильной связи получит российский сотовый оператор "Мегафон", продолжает газета. По мнению аналитиков, компания Eventis представила очень подробный бизнес-план, разработанный вместе с Nokia. Поэтому и выиграла конкурс. Предполагается, что Nokia станет основным поставщиком оборудования для проекта. Eventis, "Мегафон" и Nokia оказались сильнее, чем "ВымпелКом", отмечает издание. В компании "ВымпелКом" проигрыш в тендере не комментируют.

По данным российских СМИ, количество абонентов сотовых операторов в странах СНГ в третьем квартале 2006 года достигло 210 млн. человек, отмечает "Экономическое обозрение". Лидером по уровню проникновения сотовой связи остается Россия, где этот показатель составил 101% (на 100 жителей приходится 101 мобильный телефон). Больше половины населения подключено в двух странах - на Украине (84%) и в Белоруссии (56%). В Казахстане показатель проникновения составил 48%, в Грузии - 43%. В наименьшей степени охвачены услугами мобильной связи государства Центральной Азии - Узбекистан (8%) и Туркменистан (3%). По количеству пользователей мобильной связи Россия в СНГ тоже является очевидным лидером - 146,9 млн. абонентов. На Украине услугами сотовых операторов пользуются 39,9 млн. человек, в Казахстане - 7 млн., в Белоруссии - 5,5 млн. В Молдавии плотность мобильной телефонии в расчете на сто жителей составляет 33,5%, отмечает издание. Это означает, что мобильный телефон есть только у каждого третьего жителя республики. Лишь в 2006 г. количество абонентов превысило отметку в 1 млн. Сравнивая ситуацию в РМ с показателями других стран СНГ, молдавские специалисты практически единодушно говорят о том, что рынок мобильной связи в Молдавии должен получить импульс для развития, пишет газета. Давно надо было разрешить работать здесь и третьему, и четвертому оператору.

Молдавия-Приднестровье: "Провозглашая независимость Приднестровья, Смирнов исполнял приказ Кремля"

Президент Украины Виктор Ющенко считает, что "сегодня есть все основания возобновить переговоры по приднестровскому конфликту в формате "5+2" с участием представителей Москвы, Киева, Кишинева, Тирасполя, ОБСЕ и наблюдателей от ЕС и США". Об этом он заявил в конце декабря на пресс-конференции по результатам заседания межгосударственной комиссии "Ющенко-Путин", пишет "Время". "В ходе сегодняшней встречи обсуждались перспективы сотрудничества России и Украины на международной арене. В частности, говорилось об урегулирования приднестровского конфликта", - заявил Виктор Ющенко, подчеркнув, что "за последние месяцы в этом вопросе есть определенный прогресс". Президент России Владимир Путин, хоть и не стал развивать эту тему, отметил, что "согласен с Виктором Ющенко", пишет газета. За возобновление переговоров выступают также Кишинев, ОБСЕ, ЕС и США, отмечает издание. Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова сообщил газете, что "наша позиция по возобновлению переговоров такая же, но необходимо убедить в необходимости вести переговоры всех участников сложившегося формата". Шова пояснил, что имеет в виду в первую очередь Тирасполь: "Со стороны Кишинева никаких возражений нет, но мы не видим приверженности к ведению переговоров со стороны Тирасполя". Господин Шова не стал говорить о возможных сроках возобновления дискуссий, отметив лишь, что "нужно определить совместные подходы к переговорам, согласовать позиции и после этого отвечать на приглашение". Стоит отметить, что в течение осени дважды проходили консультации по приднестровскому урегулированию, в ходе которых стороны и пытались выработать единые подходы, но консультации лишь выявили разногласия: Тирасполь не хочет вести никаких переговоров, пока не будет подписан так называемый транзитный протокол, который, по сути, сворачивает установившийся режим на приднестровском участке молдавско-украинской границы, признанный международным сообществом легитимным и соответствующим международным стандартам, пишет издание. [В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Общая сумма финансовых потерь Приднестровья от экономической блокады в 2006 году составила 450 миллионов долларов. - прим. ИА REGNUM.]

22 декабря 2006 года в Тирасполе в здании театра, в котором 2 сентября 1990 года прошел "спектакль" о провозглашении "молдавской советской социалистической республики в составе СССР", прошел "спектакль" о четвертой инаугурации Игоря Смирнова в должность "президента", пишет в своей статье для интернет-издания Azi.md директор программ кишиневского Института общественной политики Оазу Нантой. Многое изменилось в этом мире за шестнадцать лет, пишет Нантой. Даже Сапармурат Ниязов - отец всех туркмен - оставил своих детей, ахалтекинских жеребцов и газовые скважины. И даже Игорь Смирнов не выглядит уже таким же стройным и молодым, как на фотографиях 1990 года, отмечает политолог. И видно, что все же тяжела ноша непризнанной государственности, даже если рядом с тобой два сына, как два тополя! - продолжает автор. Первый сын на протяжении десяти лет стоит на таможенном посту, чтобы, не дай Бог, ни одна копейка не упала мимо кармана отца, пишет Нантой. Второй несет бремя лидера патриотической партии "пмр", выдвинувшей его отца на должность "президента", продолжает автор. Повезло Игорю Смирнову и с невестками - Смирнова Марина Васильевна, жена того самого ответственного за "шовинистический" приднестровский патриотизм, управляет деньгами "Газпрома" в Приднестровье, занимая пост главы администрации тираспольского Газпромбанка, пишет Нантой.

Говоря о политическом пути Игоря Смирнова, можно утверждать, что он достиг успехов, которым можно позавидовать, продолжает Оазу Нантой. Будучи избранным депутатом Верховного совета Молдавской ССР в феврале 1990 года, ему удалось проголосовать за правительство во главе с "фронтистом" Мирчей Друком, за национальный флаг таких же цветов, что и за Прутом, не говоря уже о Декларации о суверенитете Республики Молдова от 23 июня 1990 года, чтобы после этого, исполняя приказ Кремля, 2 сентября 1990 года провозгласить себя лидером "антиконституционного режима" на левом берегу Днестра, заявляет молдавский политолог. А если оценить его по достоинству, необходимо признать, что с некоторых точек зрения он превзошел даже Туркменбаши, пишет Нантой. Туркменбаши провозгласил себя отцом народа, который ждал его в течение многих тысячелетий. В то время как Игорю Смирнову за дюжину лет удалось превратить осколки "советского народа" в собственный "приднестровский народ"! Поскольку нельзя считать себя серьезным "президентом", если у тебя нет "народа", который тебя любит, пишет автор. И даже если тот же Туркменбаши провозгласил себя отцом всех туркмен пожизненно, то Игорь Смирнов четыре раза проверял любовь "приднестровского народа", объявляя себя избранником "народа"! Правда, в четвертый раз возникли некоторые проблемы, поскольку некая коммерческая структура под названием "Шериф" чуть не забыла, кто ей был и отцом, и матерью, пишет Нантой. В результате в монолите единодушия "приднестровского народа" чуть не появились явные трещины. 11 декабря 2005 года в "пмр" были проведены непризнанные выборы в Верховный Совет, пишет Нантой. И вот представители "Шерифа", переодетые в представителей движения "Обновление", одержали победу над Игорем Смирновым и его выдохшимися "республиканцами". Если добавить к этому взрывы 6 июля и 13 августа 2006 года в маршрутном такси и троллейбусе в Тирасполе, а также обещания Евгения Шевчука [спикер парламента Приднестровья. - прим. ИА REGNUM] - некоего сотрудника того же "Шерифа" - разобраться с "силовыми структурами" "пмр" и нервную реакцию Владимира Антюфеева [министр госбезопасности Приднестровья. - прим. ИА REGNUM], то ситуация еще больше обостряется, отмечает политолог. Стали поговаривать даже об отстранении Игоря Смирнова от власти в результате выборов 10 декабря 2006 года. (Azi.md)

Ситуацию спас тот же Кремль, еще не забывший о неприятном опыте в октябре 2004 года в Абхазии, когда народ отказался проголосовать за фаворита Кремля Рауля Хаджимбу и предпочел Багапша, продолжает Оазу Нантой. И Кремль вмешался: "Шерифу" была брошена кость - коньячный завод "Квинт" по символической цене, утверждает автор. А Игорь Смирнов вернулся из Москвы с видом спасителя "пмр", размахивая протоколом, подписанным им и вице-премьером российского правительства Александром Жуковым, пишет Нантой. Затем Смирнов извлек максимальную выгоду из информационной истерии, связанной с "референдумом" от 17 сентября [речь идет о референдуме о статусе Приднестровья, на котором подавляющее большинство избирателей проголосовали за независимость ПМР и последующее свободное присоединение республики к РФ. - прим. ИА REGNUM], которую он превратил в собственную предвыборную кампанию. После 17 сентября стало ясно, что в треугольнике Москва-Смирнов-"Шериф" пришли к соглашению и что Смирнову вновь гарантируют "переизбрание", продолжает автор. В предыдущих предвыборных кампаниях (1996, 2001 гг.) поиском декоративных "соперников", чтобы имитировать приднестровскую демократию, занималось "мгб", пишет Нантой. На этот раз "Шериф" выдвинул на эту роль некоего Петра Томайлы. Также поговаривают, что Игорь Смирнов даже отпечатал свою предвыборную афишу в издании, принадлежащем тому же "Шерифу". И главное, Евгений Шевчук повел себя послушно в своем кресле "спикера" и не выдвинул свою кандидатуру в качестве конкурента Смирнова. Идея сделки между Смирновым и "Шерифом" становится все более интригующей, если вспомнить, что сразу же после 17 сентября Игорь Смирнов объявил, что направил в Верховный Совет, контролируемый "Шерифом", свои предложения о внесении поправок в приднестровскую "конституцию", пишет Нантой. Они сводятся к введению должности "председателя кабинета министров". А объявленной целью стала адаптация структуры "государственной власти" в Приднестровье к российской. В связи с этим появились две версии. Одна из них заключается в том, что данное предложение относится к сделке с "Шерифом", представитель которого займет эту должность. Другая - что данная должность предназначена для возможного преемника Смирнова, который будет направлен из Москвы, пишет автор. (Azi.md)

Возвращаясь к политическому пути Игоря Смирнова, нельзя забывать, что имели место и несколько неприятных "инцидентов": летом 1991 года молдавские полицейские арестовали Смирнова в Киеве и доставили его в багажнике в Кишинев, пишет Оазу Нантой. Конфликт разрешился, когда последователь Штефана чел Маре ши Сфынт из бывшего ЦК компартии Молдавии освободил Смирнова, утверждает политолог. После этого Смирнов не раз "издевался" над Республикой Молдова и ее гражданами, не боясь быть арестованным или повторить судьбу "трех президентов Чечни, уничтоженных конституционной властью Кремля", пишет Нантой. Видно, чувствовал огромную поддержку со стороны патриотов и последователей Штефана в Кишиневе, "занимающихся вместе с ним контрабандой через Приднестровье", полагает автор. Но, как уже говорилось выше, ситуация меняется. И ценность приднестровской пешки может упасть в глазах хозяев Смирнова в Кремле, пишет Нантой. Может показаться, что это всего лишь пустяк, но на этот раз, в отличие от "референдума" от 17 сентября, российский МИД никак не прокомментировал "демократические выборы" в Приднестровье. Тем более что Кишинев предлагает конкретные вещи: признание собственности, "грабительски отобранной хозяевами Смирнова в Кремле", доходные энергетические проекты, основанные на этой собственности, которая когда-то была молдавской, пишет Нантой. В любом случае, мы действительно присутствуем на последней "инаугурации" Игоря Смирнова, считает политолог. И он со своими сыновьями, деньгами и невестками в любом случае смотается из Республики Молдова, продолжает политолог. Важно, что заставит его уехать: либо Россия заменит его на более "чистенького" преемника, и спектакль театра абсурда под названием "приднестровский конфликт" продолжится, либо еще до начала операции "Преемник" в России тронется с места кропотливый процесс реинтеграции Республики Молдова. А пока Владимир Воронин пытается убедить нас в том, что ситуация склоняется ко второй версии. Посмотрим, пишет Нантой. (Azi.md)