11 января на встрече с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека президент Владимир Путин подверг критике процесс реализации закона о некоммерческих организациях (НКО). Путин заявил, что даст поручение Минэкономразвития и другим ведомствам о проведении консультации, касающейся подзаконных актов к закону об НКО. Глава государства считает, что подзаконные акты, излишне "забюрократизированные и обременительные", затрудняют работу НКО. "Когда чиновники берутся за дело, они думают, чтобы им самим было комфортно, а не потребителям услуг", - подчеркнул Путин. Однако он отметил, что "непреодолимых препятствий нет", если все-таки регистрация российских и иностранных неправительственных организаций происходит без серьезных проблем.

Председатель Совета по правам человека Элла Памфилова сообщила, что Совет ввел мониторинг реализации закона об НКО. "У нас нет сведений о том, что российские организации пострадали от введения этого закона. Регистрация зарубежных некоммерческих организаций также прошла без сильных эксцессов", - сказала она. Памфилова считает, что пока рано говорить о внесении каких-либо поправок в этот закон, подвергнув критике только подзаконные акты к закону об НКО. "Подзаконные акты невероятно громоздки и сложны, их нужно существенно переработать", - подчеркнула она.

Председатель Межрегиональной правозащитной Ассоциации "АГОРА", кандидат юридических наук Павел Чиков прокомментировал ИА REGNUM ситуацию с государственным отношением к третьему сектору:

"Назвать новые требования к отчетности некоммерческих организаций "обременительными" - это мягко сказано. Поправки в законодательство о некоммерческих организациях резко повысили порог некоммерческой деятельности. Теперь создать, содержать и развивать некоммерческую организацию в России стало в несколько раз сложнее. НКО перестала быть формой реализации права человека на ассоциацию, ее работа сейчас возможна только на профессиональной основе. Эффект от этого воздействия сейчас незаметен, он станет очевиден уже в середине следующего года, когда Росрегистрация начнет предъявлять претензии в рамках обновленных процедур.

К сожалению, у президента нет данных о том, что какие-то организации столкнулись с неоправданным бюрократизмом. Стоит напомнить о самых громких в 2006 году процессах о прекращении деятельности правозащитных организаций, инициированных Росрегистрацией. Это иски о ликвидации Российского исследовательского центра по правам человека, объединяющего 10 крупных российских правозащитных организаций, и Союза комитетов солдатских матерей России, в который в настоящее время входят около 300 региональных организаций. С аналогичным иском столкнулся и Форум переселенческих организаций, в состав которого входят 198 переселенческих организаций (групп самопомощи), созданных мигрантами в 47-ми регионах России.

В регионах Росрегистрация в прошедшем году отметилась стремлением закрыть Фонд "Международный стандарт" в Башкирии, межрегиональные организации "Общество российско-чеченской дружбы" и "Мари ушем", Бурятский правозащитный центр, Центр физического, правового и духовного развития детей и подростков Тамбова.

Таким образом, речь только в 2006 году шла о попытке Росрегистрации прекратить деятельность более 370 объединений граждан на всей территории страны. Ссылка президента на то, что все проблемы у этих "единиц лежали исключительно в юридической плоскости" как раз и демонстрирует практичный цинизм Росрегистрации.

По данным наших аналитиков, имеющих опыт работы в Росрегистрации, НКО уже превратились в "галочку" для такого показателя "хорошей" работы ФРС, как "отказ в регистрации" или "протокол об административном правонарушении" или "ликвидирован по решению суда" или "признан прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц". Отличительный признак новых отчетов заключается в том, что ежегодно теперь в ФРС будет представляться не письмо о продолжении деятельности, а краткий отчет, по сути дела, плановой проверки.

По истечении трех лет после создания НКО эти отчеты будут использоваться как средство для ее ликвидации. Если раньше этим средством была информация на одном листе о продолжении деятельности, то сейчас Росрегистрация будет искать основания для предъявления претензий на ею же разработанных формах отчетов".

Федеральный закон о некоммерческих организациях был принят в декабре 1995 года, неоднозначную реакцию вызвало введение поправок в 2006 году. Согласно внесенным изменениям, российские отделения иностранных НКО должны будут регистрироваться де-факто как российские организации, что поставит их под более жесткий финансовый и правовой контроль, а также позволит официальным властям в большей степени регулировать их действия.