Так же, как ранее россияне с трепетом ожидали август, предчувствуя новые финансовые или политические потрясения, так теперь страны постсоветского пространства и Европа с беспокойством предощущают январь. Новая традиция начинать новый год с энергетической войны была закреплена в наступившем году полномасштабной энергетической конфронтацией с Беларусью.

В декабре Россия осуществляла нарастающее давление на Минск с целью добиться максимальных цен на газ для "братской республики", продажи акций "Белтрансгаза", ввела пошлину на экспорт нефти в страну и т.д. К 1 января Россия добилась своего, однако неожиданно для Москвы Минск перешел в контрнаступление: Белоруссия ввела пошлину за транзит российской нефти и начала отбор "черного золота" в счет оной. Все это повлекло и столь же неожиданное - но уже для европейцев - прекращение транзита российской нефти по нефтепроводу "Дружба". "Блиц"-противостояние с Минском успешно завершилось 10 января, когда Кремль, пригрозив полномасштабной торгово-экономической войной, добился уступок от Минска.

Выиграв "маленькую победоносную войну" против Белоруссии Россия, по "официальной" версии, пыталась решить сразу несколько задач. Режиму Лукашенко Москва хотела показать, что он должен вести себя податливее и платить за дружбу с Москвой, партнерам в СНГ - что "благотворительность" закончилась, а Западу - полную "беспристрастность" своей энергетической политики. Однако, как представляется, по большому счету за "большими" геополитическими расчетами стоят очень простые соображения. Как и в случае с Украиной Кремль пошел на поводу у "Газпрома", которому надоело продавать дешевый газ Минску, оплачивая международные проекты Москвы, и который при этом решил воспользоваться "благоприятным" случаем дабы добиться-таки продажи 50% вожделенного "Белтрансгаза". Российское руководство оказало полную поддержку своему любимому детищу - "Газпрому", решив при этом, что все это позволяет поменять акценты в отношениях с "братской Беларусью", показав, кто все-таки "старший брат".

Пиррово торжество "Газпрома"

Однако, как и в случае с Украиной, добившись формальной победы, Кремль не просчитал ее издержек, что делает ее поистине пирровой. Прежде всего, если не окончательно, то еще более серьезно, чем в 2006 году (хотя бы потому, что это уже второй раз) подорвана репутация России как надежного поставщика энергоресурсов в Европу. Даже Германия, ранее наш лучший "друг" и союзник, теперь заметно скорректировала свою позицию. Явно подпортили "нефтяные споры" и наметившееся потепление отношений РФ с такими восточноевропейскими государствами как Венгрия, Чехия, Словакия и т.д., лишившихся, пусть и на краткий период, российской нефти. И это даже не говоря о Польше и странах Прибалтики, которые при всем своем беспокойстве наверняка с внутренним триумфом восприняли новую "войну" как уже твердое и окончательное доказательство ненадежности России как энергетического партнера и наверняка воспользуются этим для активизации антироссийской политики в ЕС.

Серьезно подпорчены и отношения с Белоруссией, которая при всех издержках остается основным, если не единственным настоящим союзником России в СНГ, важным военно-политическим и экономическим партнером. При этом коллапс белорусской экономики, который становится реальностью в связи с "завинчиванием гаек" в двусторонних торгово-экономических и энергетических отношениях, может привести к весьма печальным последствиям и серьезным социально-политическими потрясениями. При всей сложности диалога с режимом Лукашенко маловероятно, что его крах позитивно скажется на интересах и влиянии России.

Плохим сигналом вся эта история стала и для иных государств СНГ, которые все больше убеждаются, что в качестве союзника и партнера Россия весьма ненадежна, если даже с "братской" Белоруссией диалог ведется с использованием бесцеремонного прессинга.

И все это уже не говоря о том, насколько все эти "малые войны" осложняют бизнес-перспективы самого "Газпрома" в Европе, которая при всех бравурных заявлениях газового монополиста о новых рынках остается основным покупателем российского газа, а значит и основным источником доходов корпорации.

Что "Газпрому" хорошо, то России головная боль

Конечно, пока что от энергетического влияния России никуда не деться ни странам СНГ, ни той же Европе. Однако своими демонстрациями силы Москва свое влияние не так укрепляет, как подтачивает - причем как собственно в энергетической, так и в политической сфере.

Если говорить об СНГ, то Москве следует понять, что однозначный и резкий отказ от прежних стратегий в торгово-экономических отношениях со странами СНГ лишает ее большинства козырей в диалоге с государствами постсоветского пространства, бросая их в объятия нередко недружественных России сил. Ведь в отличие от ЕС и США России нередко нечего предложить странам СНГ за исключением некоторых торгово-экономических "поблажек". Тот факт, что Россия в прошлом неэффективно использовала те же энергетические или торгово-экономические преференции для обеспечения своих интересов еще не означает, что от них нужно полностью отказаться - тем более, что украинский прецедент показал, что существуют различные варианты решения проблемы.

Конечно, речь не идет о том, что Россия должна кого-то спонсировать или дотировать, причем без адекватных уступок. Просто "прагматизация" отношений со странами СНГ, о которой говорят в Кремле уже второй год, должна осуществляться гибко, в зависимости от обстоятельств, и не замыкаться исключительно на извлечении прибыли как единственного raison d'être. Влияние, безопасность, стабильность не измеряются в долларах или кубометрах.

Аналогичным образом, нужно, наконец, хотя бы внешне отказаться от ультимативно-шантажитских, нахрапистых методов давления, которые на Западе уже прозвали "газпромовскими". От бесконечных энергетических войн страдает только имидж России и "Газпрома" в Европе. Образ "газового империалиста", стремящегося "подчинить" себе постсоветское пространство, а в перспективе приступить и к "экспансии" влияния в Европу, серьезно осложняет и без того все более непростой диалог и со странами ЕС, и с США.

В огромной мере проблема состоит в том, что внешняя политика России все больше и больше подпадает под влияние корпоративных игроков, пусть и государственных, но имеющих собственные интересы, не вполне совпадающих с таковыми России. Бизнес, конечно, надо защищать, но нельзя приватизировать национальные интересы и внешнюю политику. Логика "что хорошо для "Газпрома" то хорошо для России" становится опасной для осуществления российского влияния и российских интересов как на постсоветском пространстве, так и в Европе. И ситуация будет воспроизводиться до бесконечности, пока Кремль не расставит правильные акценты в своих отношениях с "Газпромом" и другими игроками.

Иван Данилин - кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.