На смену "кетаминовому делу" и "делу врачей" пришло новое скандальное дело - "дело химиков", также вызванное незаконными действиями сотрудников Федеральной службы по контролю наркотиков. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом сообщили на пресс-конференции 15 января в Москве представители химической отрасли, юристы и правозащитники.

Уголовное дело против генеральных директоров зарегистрированной в Москве группы компаний "Софэкс" Алексея Процкого и Яны Яковлевой было возбуждено по Ч. 2 Ст. 234 УК РФ (Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, совершенный группой лиц по предварительному сговору). По данным следствия, группа компаний "Софэкс" в период с 1999 по 2005 год систематически осуществляла незаконный сбыт сильнодействующего вещества - диэтилового эфира, без оформления соответствующих лицензий на этот вид деятельности. Алексей Процкий и Яна Яковлева с июля 2006 года находятся в СИЗО. Как пояснил адвокат Евгений Черноусов, представляющий интересы Процкого и Яковлевой, решение о заключении его подзащитных под стражу, несоразмерное степени общественной опасности преступления, в котором их обвиняют, было принято на основании того, что они не являлись по вызову на допросы, однако, подчеркнул адвокат, повесток они не получали.

Комментируя обвинение, адвокат заметил, что, согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование является обязательным лишь для деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ. Между тем как диэтиловый эфир, действительно входящий в список прекурсоров, т.е. веществ, которые могут использоваться при производстве наркотиков, не подпадает ни под одну из этих категорий. "В какой голове могло уложиться, что диэтиловый эфир, который является обычным растворителем для красок, растворителем, который, который закупали у "Софэкс" воинские части, чтобы на морозе запускать дизельные двигатели, является сильнодействующим веществом?!", - воскликнул он.

Как подчеркнул адвокат, руководство "Софэкс" выполняло требования законодательства об обязательном уведомлении органов наркоконтроля о сделках с веществом, являющимся прекурсором, и информировало о покупателе. "Мои подзащитные просто не понимают, в чем их обвиняют", - заявил адвокат.

Евгений Черноусов особо подчеркнул, что вопреки утверждениям наркополицейских о том, что постоянными покупателями диэтилового эфира у группы компаний "Софэкс" были более 50 юридических лиц, которые, в свою очередь, сбывали это средство производителям наркотиков, и одно физическое лицо, занимавшееся изготовлением наркотиков, в деле не содержится доказательств ни одного факта реализации диэтилового эфира потребителям или распространителям наркотиков.

Абсурдным назвал обвинение доктор технических наук Виктор Яковлев - отец Яны Яковлевой. "Я никогда не думал, что можно дожить до такого времени, что будешь жить в бреду, доказывая, что дважды три будет шесть, а не семь...", - с горечью сказал он.

Комментируя, по просьбе ИА REGNUM ситуацию, сложившуюся на рынке диэтилового эфира в результате уголовного преследования руководителей компании "Софэкс", Виктор Яковлев сообщил, что оборот этого вещества, необходимого во многих отраслях промышленности, не может быть остановлен. Однако "цены на все продукты, которые являются предметом внимания ФСКН, будут серьезно увеличены", - предположил он.

Как сообщил председатель Независимого экспертного Совета по реактивам и химическим веществам двойного назначения Владимир Помазанов, по его данным в целом по России в последнее время возбуждено около 1800 уголовных дел по обвинению в незаконном обороте веществ являющихся прекурсорами на основании отсутствия в предприятий лицензии. Многие из этих дел уже прекращены. В ряде случаев руководители признаны виновными и выплатили в доход государства незначительные штрафы, тогда как их предприятия понесли убытки, исчисляемые миллионами рублей.

Как предположили участники пресс-конференции, преследования химиков со стороны ФСКН может быть связано с желанием взять под контроль отрасль, обладающую миллионными оборотами. "Жалобы адвоката игнорируются, на депутатский запрос депутата Госдумы Александра Лебедева прокуратура города Москвы уже больше месяца не может дать ответа, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева в ответ на свой запрос получила отписку. Я вижу, как трудно в России защищать невиновных людей. Мы вынуждены выйти на митинг; нам ничего больше не остается", - заявил Евгений Черноусов. По его словам, 27 января в Москве на Пушкинской площади состоится митинг в защиту прав Алексея Процкого и Яны Яковлевой. Кроме того, инициативной группой в поддержку обвиняемых подготовлено обращение к президенту России Владимиру Путину и Генеральному прокурору Юрию Чайке с призывом остановить правовой беспредел.

В настоящее время предварительное следствие по делу закончено, обвиняемые и их защита знакомятся с материалами дела.

Справка ИА REGNUM: Группа компаний "Софэкс" является крупным поставщиком и производителем химической продукции в России. В частности, диэтиловый эфир, реализацией которого она занималась, приобретался во Франции.

Диэтиловый эфир (этиловый эфир, серный эфир, этоксиэтан, медицинский эфир) - бесцветная, подвижная, легкогорючая жидкость со своеобразным запахом. Очень летуч. Температура кипения +35 градусов Цельсия.

В соответствии с недавно принятыми санитарно-гигиеническими нормами, относится к 4-му классу опасности наряду с нафталином, оксидом углерода (угарным газом), этиловым спиртом, бензином, керосином.

Промышленный диэтиловый эфир используется как растворитель в лабораторном и промышленном химическом синтезе, как растворитель для животных и растительных жиров, природных или синтетических смол, натурального каучука, алкалоидов и пр., а также как добавка в составы, облегчающие запуск двигателей внутреннего сгорания в условиях пониженных температур. Имеет применение в оборонной промышленности как экстрагент для разделения плутония и продуктов его деления, а также при выделении урана из его руд и при производстве бездымного пороха (пироксилина). Активно используется в металлургической промышленности, а также в нефте- и газодобыче.

Диэтиловый эфир обладает свойствами анестетика. Активно применялся для ингаляционного наркоза в хирургии с середины XIX века. В настоящее время очищенный медицинский эфир также находит применение в составе комбинированных наркозов. В медицинских целях может использоваться также как средство, вызывающее рвоту, и в стоматологии для обработки кариозных полостей зубов перед пломбированием.