19 января Госдума одобрила в первом чтении законопроект Народного собрания Дагестана, который дает прокурору право обращаться в суд для признания информационных материалов экстремистскими не только по месту нахождения организации, осуществившей издание таких материалов, но и по месту их обнаружения и распространения. Однако, федеральный центр оказался не готов учесть самое главное пожелание дагестанских законодателей: позволить прокурору в случае обнаружения материалов экстремистского характера приостанавливать реализацию таких материалов до решения суда о наличии признаков экстремистской деятельности в них. Законопроект был внесен в Госдуму в ноябре 2004 г. Тогда в нем содержались оба предложения, однако правительство РФ в своем отзыве не поддержало право прокурора изымать экстремистскую литературу до решения суда в связи с тем, что таких полномочий в законе "О прокуратуре" нет.

Дагестанский парламент внес новую редакцию законопроекта в октябре 2005 г. Однако, желание сохранить в законе указанное право прокурора, проявилось в том, что упоминание о нем осталось в пояснительной записке к законопроекту, и на это в новом заключении обращает внимание правительство. Не скрывал этого желания и докладчик по законопроекту депутат Госдумы Гаджи Махачев (фракция "Единая Россия"). Он высказал надежду на то, что в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению, в него будет возвращена такая норма, хотя представитель комитета по законодательству вновь подтвердил позицию правительства.

По словам Махачева, на сегодняшний день в Дагестане обнаружено более 200 печатных изданий, которые содержат прямые призывы к свержению конституционного строя, разжиганию религиозной розни, пропаганду войны. В пояснительной записке называются некоторые российские и зарубежные идеологи ваххабизма - это Ибн Таймийя, Ахмад Салухутдин, Махмуд Истамбул Магди, Магомед Тагаев. Выходные данные этих изданий, чаще всего, либо сфальсифицированы, либо не известны; как правило, утверждают региональные законотворцы, они изданы за пределами страны.

Отсутствие права у прокурора обратиться в суд для признания указанных книг экстремистскими материалами приводит к невозможности запрета их распространения и включения в федеральный перечень экстремистских материалов, рассказал Махачев. Член комитета по законодательству, пояснил, что согласно законопроекту "решение суда не нужно прокурору, чтобы возбудить уголовное дело по факту обнаружения такого рода литературы, но ее изъятие возможно только после решения суда".

Законопроект был одобрен 389 голосами "за" при 26 "против".