19 января в рамках комиссии Московской городской думы по культуре и массовым коммуникациям состоялись депутатские слушания по проекту закона "О порядке информирования потребителей при использовании фонограммы". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре думы, проект городского закона был подготовлен депутатами Владимиром Платоновым и Андреем Ковалевым в целях защиты прав потребителей, в частности тех граждан, которые ходят на различные концерты и шоу. Авторы документа считают, что слушатели должны быть оповещены, как будут исполняться произведения, заявленные в программе - "живьем" или под фонограмму.

Как отметил председатель Мосгордумы Владимир Платонов, проект был разработан в связи с тем, что вопросы защиты прав потребителей находятся в совместном ведении РФ и Москвы как субъекта Федерации. Кроме того, по словам Платонова, в столице проходит большое количество концертов и число пострадавших от обмана, соответственно, очень велико. Вариант проекта, созданный по итогам предыдущих слушаний, не окончательный: фракция "Единая Россия" внесет его в Мосгордуму после необходимой доработки, с учетом замечаний и предложений, высказанных участниками дискуссии, добавил спикер. Согласно проекту закона, организаторы концертов и других развлекательных зрелищ должны поставить зрителей в известность о том, что во время исполнения музыкальных произведений используется фонограмма. За соблюдением этих требований будут следить специалисты уполномоченных органов, в случае же нарушений законодательства предусмотрены меры административной ответственности.

В обсуждении проекта приняли участие и сами представители шоу-бизнеса. По словам певца Александра Градского, данная в законопроекте терминология о фонограмме только запутает слушателей: ведь они не специалисты, чтобы понять, поет ли артист сам или под фонограмму. К тому же многие артисты не могут обойтись без так называемой минусовой фонограммы - записи музыкальной части произведения, например, выезжая на гастроли без оркестрового сопровождения. Тем не менее, Александр Градский согласился с тем, что закон должен противостоять халтуре, а это произойдет, если зрители будут проинформированы о том, что вместо пения со сцены звучит его имитация. С другой стороны, по мнению эксперта российской рок-музыки Артемия Троицкого и председателя правления одной их компаний, занимающихся организацией гастролей зарубежных исполнителей в России Надежды Соловьевой, законопроект не учитывает реальностей музыки ХХI века, в которой уже невозможно обойтись без достижений современных технологий, являющихся ни чем иным, как фонограммой.

Представители радио- и телекомпаний, а также организаторы концертов высказали замечания по статье законопроекта, в которой предлагается установить время звучания в рекламном эфире информации об использовании в концерте фонограммы. Представители же Роспотребнадзора закон поддержали, особенно в части терминологии, так как именно проверяющим органам важно точно знать, что является нарушением в этой сфере деятельности. По итогам слушаний авторы проекта заверили участников в том, что все высказанные ими предложения будут проанализированы и по возможности учтены в документе, а также предложили желающим принять участие в его доработке.