ИА DAILYSTROY публикует статью Романа Мамчица "Крым: новые градостроительные проекты".

В прошлом году в Автономной Республике Крым были вынесены на народное обсуждение генеральные планы Симферополя, Евпатории, Ялты, Алушты и ряда других городов. Если с Ялтой, Алуштой и Евпаторией все относительно ясно и даже определен круг инвесторов и девелоперов, которые будут реконструировать центральные части городов, то вопросы дальнейшего развития Симферополя, Бахчисарая и Севастополя пока остаются открытыми.

Симферополь: "Ворота Крыма" - устаревшая концепция

Лозунг "Симферополь - ворота Крыма" можно часто увидеть на центральных магистралях столицы автономии. Отправляющиеся с симферопольского вокзала поезда провожают звучащие из динамиков строки известной песни "Мой Симферополь - ворота Крыма, тебе прощальный привет пошлет". Сейчас этот лозунг и сама концепция развития города как "проходного двора" многих в столице не устраивает. Недавно вопрос смены лозунга даже был поставлен на сессии горсовета. Действительно, во многом за счет отношения к Симферополю, как к перевалочному пункту, где нет никаких значимых достопримечательностей, сформировался градостроительный облик, не очень соответствующий статусу столицы автономной республики - разбитые проезжие части дорог, отсутствие современных гостиниц и целые районы с хаотичной застройкой.

В первую очередь, речь идет о реконструкции центра города, точнее говоря, его исторической части, где в средние века находился предшественник Симферополя - Ак-Месджит. Сейчас там находятся городские трущобы под названием Старый Город, тянущиеся практически от района, прилегающего к зданиям Совмина, ЦУМа и Украинского театра до телецентра и Петровской балки. Значительная часть Старого города состоит из малоэтажной исторической застройки, там же находится реставрированная в начале 90-х гг. соборная мечеть Кебир-джами, здания бывших караимских кенас, заброшенное мусульманское кладбище. Однако, помимо зданий, представляющих историческую ценность, присутствуют и объекты жилой застройки, однозначно подлежащие сносу; это так называемое "жилье в общих дворах", "жилье без удобств", "жилье с частичными удобствами" и т.п. Контингент в этом жилье проживает соответствующий: более криминального района в городе не найти. Идеи сноса и расселения Старого города озвучиваются, как правило, каждый раз перед новыми обсуждениями городского генплана, либо перед выборами мэра Симферополя, однако дальше слов дело не идет. Сейчас Старый город для риэлторов - черная дыра, о которой вспоминают только когда речь идет о расселении семей, члены которых не могут позволить себе доплату за полученное жилье. Объекты застройки в этом районе классификации не поддаются: это просто "жилье" в абстрактном виде.

В настоящий момент существуют две концепции дальнейшего развития Старого города. По первой концепции из района планируется сделать нежилую зону, симферопольский Сити, застроенный офисными и торговыми центрами при сохранении исторических зданий. В частности, на территорию Старого города предполагается перенести Центральный рынок (где он, собственно, и находился до конца 40-х годов), чтобы освободить место в центре города для девелопмента коммерческой недвижимости классов А и В+. Второй вариант развития Старого города - полная реконструкция исторического дореволюционного облика и создание историко-культурного заповедника. В этом случае Симферополь, безусловно, лишится дополнительного земельного резерва для строительства коммерческой недвижимости, зато получит исторический центр, которого в городе нет как такового - считающиеся центром пешеходные участки улиц Пушкина и Карла Маркса были застроены только в XIX веке, в то время как "екатерининский город" застраивался от окраин Ак-Месджита до улицы Салгирной (современный проспект Кирова).

Среди текущих строительных проектов Симферополя следует отметить строительство участка объездной дороги от трассы Симферополь-Николаевка до трассы Симферополь - Евпатория. Завершение участка позволит разгрузить улицу Леси Украинки, неприспособленную для движения большегрузных автомобилей.

Бахчисарай: реконструкция "города мертвых"

В прошлом году Бахчисарай стал на долгое время горячей точкой №1 на карте Крыма: там проходили стычки между торговцами рынка Бахчисарайского РайПО и крымскотатарской общиной, требовавшей освободить рынок, выстроенный на месте средневекового кладбища Азизлер. В итоге, требования Меджлиса были удовлетворены официальными властями Крыма, и сейчас стоит вопрос, что делать дальше с исторической местностью.

Кладбище Азизлер, точнее говоря, его остатки, состоящие из нескольких дюрбе - усыпальниц крымскотатарской знати, в том числе и трех крымских ханов - Сеадета II Герая, Мемета II Герая и Мемета III Герая - часть другого более крупного археологического объекта, история которого представляет сплошную загадку - средневекового поселения Эски-Юрт (в переводе -"старое жилище", "старое место", "старая селитьба"). Первым и последним, кто исследовал Эски-Юрт, был крымский ученый Усеин Боданинский, который проводил там работы в 20-х годах прошлого века. После этого к главной мусульманской святыне Европы никто особого интереса не проявлял, в состав Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника ни Эски-Юрт, ни комплекс дюрбе Азизлер включены не были, естественно, состояние исторических объектов можно охарактеризовать как критическое. До наших дней дошли надземные части только четырех дюрбе: Мемета II Герая, Бей-Юде Султана, Мемет-бея и Амет-бея. Все остальное находится под землей.

Эски-Юрт - это довольно большая территория, местами застроенная, местами состоящая из пустырей с частично сохранившимися архитектурными памятниками, находящаяся между железнодорожным и автомобильным вокзалами, винзаводом и на данный момент закрытым рынком. В настоящее время Меджлисом и Бахчисарайским ГИКЗ разрабатывается и уточняется план и смета работ по восстановлению исторической застройки. В первую очередь, речь идет о дорогостоящем и сложном с архитектурно-строительной точки зрения проекте реконструкции культового комплекса, находившемся на территории рынка и состоявшего из джами (соборной мечети для проведения "джума намазы" - пятничной молитвы), текие (обители дервишей) и мимбера (отдельно стоящей открытой кафедры для проповедей, частично сохранился), а также реставрацию трех упомянутых дюрбе. Инвестиции в воссоздание культовых сооружений обусловлены тем, что планируется использовать Азизлер как место паломничества европейских мусульман, "европейскую Мекку". На кладбище захоронен ряд святых, почитаемых мусульманами всего мира, в частности, Малик аль-Аштар. Дюрбе Мемета II Герая, к тому же, планируется в ближайшем времени причислить к памятникам архитектуры общемирового значения как элемент архитектурного наследия эпохи османского Реннесанса. Власти Бахчисарая считают, что по завершении реконструкции мемориальный комплекс Эски-Юрт можно будет поставить на одну ступень с Ханским дворцом.

Бюджет работ пока не определен. Круг инвесторов также не определен, вероятнее всего, помимо выделения средств из регионального бюджета автономии можно ожидать помощи в виде добровольных пожертвований от крымскотатарских предпринимателей и помощи от правительства соседней Турции. Проект внесен в генеральный план Бахчисарая.

Севастополь: морской экополис и демилитаризованная зона вместо военной базы

Севастополь резко отличается от других городов Крыма. В первую очередь, отсутствием восточного колорита - это чисто славянский город с европейской архитектурой, ко всему прочему, такого количества памятников военной истории нет нигде в Крыму да и в целом на Украине. В административном отношении отличие Севастополя заключается в не совсем ясном статусе: с одной стороны, город находится под российско-украинской юрисдикцией, с другой стороны, подчинен напрямую Киеву.

Из-за того, что Севастополь долгое время был закрытым городом на особом положении и вплоть до распада СССР не знал трудностей с финансированием из Центра, и из-за того, что сейчас в городской бюджет активно поступают российские инвестиции, городу удалось сохранить историческую архитектуру, и нет сомнения, что в сфере состояния проезжих частей, фасадов зданий, коммунального хозяйства и зеленых насаждений по Крыму Севастополь находится в наиболее выигрышном положении. Единственная городская трущоба, которая подлежит сносу - "Горка", район, находящийся на возвышении посередине кольца из центральных улиц. Однако по сравнению с симферопольским Старым городом "Горка" выглядит намного благополучнее. Пока не ясно, что делать в этом районе со старым жилым фондом, не представляющим исторической ценности.

А вот что касается севастопольского центра - Приморского бульвара, то его реконструкция уже началась. Правда, сопровождалось это очередным конфликтом между исполнительной и законодательной властями: работы были начаты Севастопольской городской администрацией без согласования с горсоветом 1 октября прошлого года. Основные претензии депутатов сводились к тому, что администрация использует реконструкционные работы для незаконного выделения земельных участков в зоне набережной под строительство коммерческих объектов. Видимо, дальнейшего хода история с обвинениями исполкома в коррупции не получила, поскольку 14 декабря горсовет все же дал добро на проведение работ. В результате выполнения строительных работ набережная Артбухты будет расширена, на Приморском бульваре будет выстроен новый каскадный фонтан, а на площади Нахимова будет реконструирован уже имеющийся фонтан - так, как было до войны. Вся выносная торговля сувенирами и картинами будет убрана с бульвара, там останутся только рекреационные объекты недвижимости. Также к крупным строительным проектам следует отнести реконструкцию двух бывших заводских корпусов, которые превратятся в гипермаркеты, и строительство в Артбухте крупного торгово-развлекательного центра.

В силе остается концепция развития Севастополя как экополиса, выработанная еще при прежнем городском голове Сергее Иванове. Она идет бок о бок с концепцией демилитаризации ряда городских территорий и продиктована приближающимся окончанием пребывания в Севастополе Черноморского флота России: те 60% поступлений в бюджет, которых город лишится в результате этого, видимо, придется восполнять за счет рекреационной сферы. Строительство новых средств размещения запланировано в районах Северной стороны, в Балаклаве, в районе мыса Фиолент и в Байдарской долине, в районе Ласпи - Батилиман.