Трансатлантические отношения, переживающие кризис, были достаточно подправлены в последние годы, причем, не только усилиями американцев, но и европейцев. В поведении европейцев явно наблюдаются некоторые тенденции в попытках переосмысления роли и конкретных задач НАТО. Во многом, это вызвано пониманием того, что успех развития европейских вооруженных сил зависит от упорядочивания отношений в НАТО, а также и тем, что никому из ведущих европейских политиков не хочется быть обвиненными в явном расколе НАТО, в излишнем форсировании де-американизации атлантического блока. Вместе с тем, политические и экономические круги в Европе весьма озабочены перспективой "автономизации" внешней политики США, то есть тем же, чем обеспокоены американцы - усилением самостоятельности внешней политики Европейского Союза, который, как ни странно, после провала принятия Конституции, стал делать любопытные шаги по оформлению внешней политики и выработке приоритетов. По мнению одних экспертов, в последние два-три года наступила пауза в процессе раскола атлантического сообщества, по мнению, других - пауза состоит лишь в подготовке нового этапа углубления этого раскола. Все же, можно предположить, что происходит противоречивый процесс формирования новых позиций в международных отношениях, и условия современного мира таковы, что ни финансовые, и, даже, ни энергетические интересы не становятся наиболее принципиальными в выработке внешней политики. Таковой становится региональная политика, в результате которой складывается новый баланс сил в международных отношениях.

Как и предполагалось ранее, отношения Европы и России в процессе осуществления региональной политики стали не только более близкими и доверительными, но и, практически, союзническими. Скорее всего, существенный сдвиг германской политики в сторону США и ожидаемые аналогичные тенденции во французской политике не могут сколько-нибудь существенно повлиять на европейские приоритеты.

Несомненно, "Косово" - это британский консервативный проект, инициированный и всецело поддержанный США. Европейские же политики готовы сделать все, чтобы провалить данный проект и не допустить создания независимого государства албанцев в Косово. При этом, интересы европейцев далеко не ограничиваются этно-политическими проблемами, которые их также волнуют. Проблема Косово - это геополитическая проблема и доминирующие интересы англо-саксонского и евро-континентального блоков базируются именно на геополитических стратегиях. Наиболее дальновидные и проницательные политологи Европы вполне явственно сконструировали политическую перспективу Косово, расставив акценты, интересы и приоритеты еще в начале 90-тых годов. Следует отметить, что косовский проект - это один из немногих проектов, где, если не совпадают, то сочетаются интересы Лондона и Ватикана, который делает ставку на прозелитизм в среде многоконфессиональной Албании, что должно начаться с Косово.

Россия, не располагающая достаточными политическими ресурсами для реального предотвращения дальнейшего расчленения Сербии, не могла не принять позицию ведущих европейских государств, которая предполагает исключение геополитического блокирования европейской стратегии в Юго-Восточной Европе. Россия категорически отказалась от "посредничества" США в урегулировании своих отношений с Грузией, и предпочла продемонстрировать американцам возможности "обходного маневра" и придти к преодолению конфронтационных отношений по всему периметру ближайшего зарубежья, без участия США.

Как сообщали СМИ, "Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) при рассмотрении вопроса о независимости Косово исключила из резолюции центральный пункт о независимости края, а также, бюро ПАСЕ приняло решение не проводить срочных дебатов по российско-грузинским отношениям после того, как стало известно о возвращении российского посла в Тбилиси. При голосовании по поправке к пункту косовской резолюции, где содержалось положение о том, что ПАСЕ "убеждена в необходимости предоставления (на определенных условиях) независимости Косово", члены ассамблеи проголосовали за то, чтобы эта поправка была полностью убрана из резолюции. За это высказались 90 депутатов, возразили - 64. Это положение было центральным в большом докладе ассамблеи по Косово. Против этого положения высказалась российская делегация. Сообщается также, что Грузия недовольна тем, что ее представители не контролируют контрольно-пропускные пункты на Псоу (Абхазия), у Рокского тоннеля (южноосетинский участок грузино-российской границы), что и выдвигают на переговорах по поводу вступления России в ВТО.

Вряд ли Россия намерена торопиться с урегулированием отношений с Грузией, особенно, исходя из мотивов безопасности, но Россию в настоящий момент данная проблема интересует, прежде всего, исходя из перспективы солидаризации с Европейским сообществом по теме расширения состава НАТО и деятельности НАТО в Черном море. Позиция европейцев по Косово стала "находкой" для России и на основе данного проблемного узла российско-европейские отношения могут привести к развитию очень интересной конструкции интересов и приоритетов, включая энергетику и развитие НАТО, а также, региональные стратегии европейцев по ближним соседям. Ни одно другое государство, ни группа государств не в состоянии столь эффективно решать проблемы для Европы, как это могла бы делать Россия. Практически уже сейчас высматриваются горизонты преодоления американо-британской стратегии в сфере энергетики, если европейцы не захотят излишне ее политизировать. Причем, в этом вопросе, наряду с Германией, важную роль играют "малые" государства "старой" Европы.

Если принять версию, что российско-европейские отношения вступили в новую фазу, то это станет важным фактором легитимности идей и рекомендаций тех консалтинговых групп и политических кругов в Москве, которые настаивают на пересмотре позиции России по отношению к Грузии, включая проблему Абхазии и Южной Осетии. Конечно, при этом, ситуация усложнится, но осознание этого придет несколько позже. В данной ситуации многое будет зависеть и от Грузии, которая стала вести себя иначе, заметно изменив внешнеполитический стиль. Перерастет ли это в кардинальный пересмотр грузинской политики, прежде всего, в отказ от вступления в НАТО и приобщение к принципам нейтралитета - пока не ясно. Но это возможно в результате разочарования позицией США и новой перспективой на европейском политическом "поле".

Имеются совершенно несостоятельные суждения о том, что Саакашвили и его команда просто не в состоянии скорректировать свою политику. В действительности, Саакашвили связывает с США гораздо менее содержательные обязательства, чем это кажется в атмосфере суеты. Видимо, новые подходы в отношении судьбы Абхазии и Южной Осетии в экспертных кругах в Москве уже выработаны. Насколько эти рекомендации компетентны и реалистичны, может быть выяснено только в процессе урегулирования. Пока, возникли надежды на существенное снижение напряженности на Южном Кавказе, минимизируются перспективы возобновления военных действий и блокирования коммуникаций. Если данная тенденция принципиальна и для России и для Грузии, то, в любом случае, Россия будет оттягивать наступление сакраментального момента выдвижения предложений по Абхазии и Южной Осетии, и вовсе не по тактическим соображениям, а в связи с тем, что никто не знает, насколько Россия способна "вернуть" эти отколовшиеся республики в состав Грузии. Скорее всего, Россия не станет применять способы грубого давления, а предоставит Грузии возможность самой решать эти проблемы.

Вано Туманишвили - эксперт эксперт аналитического центра "Кавказ" (Тбилиси)