Сейм Латвии рассмотрит поправки к законопроекту, уполномочивающему правительство подписать парафированный в 1997 году договор о границе между Латвией и Россией, исключающие заложенную в тексте законопроекта возможность территориальных претензий к РФ. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, данные поправки, подготовленные депутатами фракции объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) сегодня, 2 февраля, были рассмотрены на парламентской комиссии по иностранным делам.

Суть данных предложений ИА REGNUM прокомментировал депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Владимир Бузаев: "Вместо текста, за который большинство парламента проголосовало в первом чтении, фракция предлагает собственный. Прежде всего, в нём убрана ссылка на Конституционный закон "О государственном статусе Латвийской республики", в котором есть ссылка на декларацию Верховного Совета Латвийской республики от 4 мая 1990 года о восстановлении государственной независимости, в которой в свою очередь есть ссылка на Мирный договор 1920 года, что фактически является территориальными претензиями к России. Несколько более скрытая ссылка, чем в пресловутой односторонней разъяснительной декларации Кабинета министров, из-за которой было сорвано подписание договора о границе в 2005 году. Кроме того, авторы законопроекта весьма голословно утверждают о международно признанной непрерывности государственности Латвии. На практике этой якобы международно признанной непрерывностью оправдывается наличие в стране 400 тыс. неграждан и несколько десятков тысяч попавших в тяжелейшую ситуацию жильцов денационализированных домов. Мол, как бы восстановили совокупность граждан, совокупность собственников. Мы предлагаем другой вариант. Во-первых, сослаться на две статьи Сатверсме (Конституции, - ИА REGNUM) - 68 и 73, в которых записано, что международные договоры заключает Сейм, а на всенародное голосование они не идут, во-вторых - тоже на декларацию от 4 мая 1990 года, но на другую: "О присоединении Латвийской республики к международным правовым документам в вопросах прав человека". В соответствии с этой второй декларацией Латвия присоединилась к большому числу международных документов, в том числе и к Заключительному акту тогдашней СБСЕ о нерушимости послевоенных границ. Мы полагаем, что всё это нужно внести в полномочия Кабинета министров на подписание договора, потому что это прямой отказ от территориальных претензий к России. Ещё мы предлагаем Кабинету министров отозвать одностороннюю разъяснительную декларацию, из-за которой всё застопорилось, и никакие новые дополнительные декларации к договору не присоединять".

Как заметил Бузаев, упомянутые предложения касаются исключительно России, но одновременно в ЗаПЧЕЛ решили позаботиться и непосредственно о латвийцах: "Мы предложили уполномочить Кабинет министров вернуться к пакетному принципу заключения договоров: одновременно с договором о границе и договора о социальной помощи, который по вине России сейчас завис, а также договора о двойном налогообложении и договора о защите инвестиций. В одном пакете, на чём Россия настаивала более десяти лет и от чего внезапно по непонятным и необъяснимым причинам отказалась. Из-за отсутствия договора о социальной защите несколько десятков тысяч человек не получают деньги, а отсутствие двух других препятствует развитию бизнеса".

На заседании комиссии Бузаев предложил и свою собственную поправку к законопроекту: "Был ещё такой договор от 13 января 1991 года "Об основах межгосударственных отношений между Латвийской республикой и Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой", причём Латвийская республика его даже ратифицировала. В этом договоре предусматривался "нулевой" вариант гражданства, полные гарантии использования родного языка и прочие социальные права для всех российских соотечественников. Ссылаясь на данный договор, я предложил дополнить поручение Кабинету министров следующей фразой: "В случае если российская сторона начнёт выдвигать требования по соотечественникам, то это не является препятствием для заключения договора".

Как уже сообщало ИА REGNUM, во втором срочном и окончательном чтении Сейм рассмотрит законопроект 8 февраля. По словам Бузаева, большинство парламентской комиссии по иностранным делам не поддержало поправки ЗаПЧЕЛ, но они будут поставлены на голосование в ходе пленарного заседания.