3 февраля в дискуссионном клубе единороссов - Центре социально-консервативной политики - руководителем "Молодой гвардии" Иван Демидовым был представлен "русский проект", который партия, как предполагается, противопоставит, по выражению тележурналиста Максима Шевченко, "рогозинско-фашистской демагогии". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев подчеркнул, что партия должна переходить "от разговоров к проекту" и кратко определил его основные направления так: поддержка и защита русского языка и русской культуры ("мы должны говорить о квотировании фильмов на каналах, музыкальных продуктов, возложить ответственность на работодателей по адаптации иностранных работников к законодательству и культуре страны").

"Мы должны стать партией русского народа, хотя бы потому, что никакая другая не способна", - заявил он, и тут же отказал в такой возможности для КПРФ, поскольку она борется за устройство рабочего класса, независимо от национального происхождения. По его словам, отличие единороссов от КРО и "Родины" в том, что те определяют русских по крови, этнической принадлежности, тем самым пытаясь превратить их в изгоев, например, в той же Латвии. "Русские - все, кто себя осознает русскими. Русскими были и немка Екатерина II, и грузин Иосиф Сталин", - отметил Исаев.

Депутатам Госдумы, приглашенным политтехнологам, ученым и известным телевизионным журналистам в лице Михаила Леонтьева и Максима Шевченко было предложено обсудить список из 10 вопросов под заголовком "Новый русский центр", например, "Россия - для русских?", "Что такое русская нация?", "Сохранение национальной идентичности в условиях глобализации?", "Русский мир и постсоветское пространство?", "Русская политическая культура как способ построения русской власти?". По мнению Демидова, первый вопрос - "самый актуальный для всего русского народа". "В декабре были проведен опрос ВЦИОМ, который показал, что большинство готово поддержать это, если под русскими понимаются все граждане России. Все здравые люди не вносят в это понятие ничего этнического, национального", - заявил он.

Впрочем, и сами вопросы, и последовавшая продолжительная дискуссия на тему, кто такие русские и что определяет "русское", скорее завела в тупик и только отдалила понимание того, что же означает "русский проект". "Сначала зададим правильные вопросы, а потом дадим на них правильные... осторожные ответы. Потом может появиться повод для оптимизма", - предложил руководитель информационного центра партии Леонид Горяинов.

Член Общественной палаты Алексей Чадаев считает, что главное - не строить политику по принципу, кто не с нами, тот не русский. ""Единой России" надо добиться запрета на такую постановку вопроса", - сказал он. "Русский политический проект должен быть доформулирован, защищен политически. И в этом я вижу роль социально-консервативной политики", - заметил Шевченко. Он предложил обратиться к теме защиты и сохранения русского языка, и это предложение было поддержано, как пока единственное конкретное направление в работе партии. По словам Леонтьева, русский проект может быть только один - "имперская идентичность". "Понятно, что не должны копировать старые империи. Не должно быть национальных меньшинств. Мы должны быть привлекательны для постсоветского пространства", - замети он. Однако у него было вполне конкретное предложение, когда речь зашла о едином госэкзамене, который некоторые участники заседания клуба резко критиковали, в том числе, глава комитета по делам СНГ Андрей Кокошин. "Жаль, что не может "Единая Россия" занять позицию против министров, идеологически чуждых. Как минимум отмежеваться от них, сказать, что это не наши люди", - обратился к депутатам Леонтьев.

Политтехнолог Андрей Полосин начал с шутки: партийцы могли бы "получать бумажку, в которой говорилось, что сегодня значит быть единороссом, например, убить бобра и спилить дерево". Затем он предложил следующую установку: "Язык "Единой России" - русский язык. Национальные проблемы мы тоже обсуждаем по-русски. Русскими мы считаем тех, кто говорит и думает на русском языке".

Участвовавший в заседании клуба сенатор Юрий Солонин призвал депутатов умерить эмоции, и заметил, что единственное, что партия может сделать - "внести здоровую, спокойную модель обсуждения, постоянно формулировать некое этическое ядро, в пределах которого обсуждение "проблемы русских" будет достойно".