СМИ области с 29 января по 4 февраля

Политика

Николай Киселев планирует отработать два срока на посту губернатора Архангельской области. За это время он планирует завершить газификацию Архангельской области, отремонтировать дороги и увеличить объемы жилищного строительства до уровня советских времен. Такое программное заявление губернатор сделал на своей пресс-конференции. Первые шаги к этим целям уже сделаны. На своей пресс-конференции 31 января он сообщил, что по всем трем пунктам он получил поддержку президента России.

"Архангельск" пишет, что президент дал письменное поручение премьер-министру Михаилу Фрадкову рассмотреть и поддержать инициативы главы Архангельской области в области газификации, министру транспорта Ливитину - доложить о состоянии трассы Москва - Архангельск и планах приведения ее в порядок. "У Путина будет возможность проверить выполнение распоряжения во время его будущего визита на юбилей космодрома.

Еще одним ключевым вопросом встречи стало жилищное строительство. За прошедшие полтора года область в этом плане шагнула вперед и вышла на уровень 140 тысяч квадратных метров в год. Однако губернатор не скрывает, что его очень беспокоит тот факт, что объемы строительства социального жилья составляют лишь 14 тысяч квадратных метров в год. На решение этой проблемы из областного бюджета в прошлом году было направлено 200 миллионов рублей, из федерального - всего 16. Владимир Путин заявил, что это абсолютно неправильный подход и соотношение финансирования должно быть примерно 50 на 50, а также поручил Министерству экономического развития изыскать дополнительные средства на финансирование строительства социального жилья в столь проблемной в этом плане Архангельской области".

Тот же "Архангельск" рассказывает о семинаре с представителями органов местного самоуправления на тему "Реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Главную задачу сформулировал первый заместитель губернатора Владимир Войков. "Наша главная задача - больше строить, тогда рыночная цена квадратного метра жилья если не упадет, то хотя бы станет фиксированной, - сказал Войков. - Предстоит решить и еще один существенный вопрос - кадровый. Кто только не занимается строительством в области: и учителя, и сотрудники милиции. Квалифицированных же специалистов катастрофически не хватает. На то, чтобы переучивать людей, средств нет, в областной администрации пообещали помочь с методическими рекомендациями. А вот подготовкой молодых кадров обещали заняться серьезно. Что уж говорить о районах области, если даже в Архангельске большинству монтажников, работающих на панельных домах, уже под 60. Мы почти дошли до той черты, когда строить дома будет просто некому!"

Видимо, отчаявшись добиться от городских властей ускорения темпов возведения жилья, администрация области решила заняться этим вопросом самостоятельно. Как пишет "Бизнес-класс. Архангельск", "соответствующий законопроект представлен депутатам областного Собрания. Ожидается, что первое чтение проекта закона пройдет уже в феврале.

По мнению заместителя директора областного Департамента строительства и архитектуры Дмитрия Яскорского, полномочия на распределение земельных участков в муниципальных образованиях, являющихся центрами субъектов РФ, должны быть переданы исполнительной власти субъекта. "При этом муниципальному образованию выделяется ключевая роль в выборе и подготовке земельных участков в соответствии с Земельным кодексом", - считает Дмитрий Яскорский. Проектом закона "О распоряжении земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Архангельска" предлагается установить, что распоряжение земельными участками будет осуществляться исполнительным органом государственной власти Архангельской области, определяемым обладминистрацией. В соответствии с этим же документом порядок распоряжения участками установит тоже она. Кроме того, согласно проекту закона органы местного самоуправления МО "Город Архангельск" обязаны в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего закона передать администрации Архангельской области документы и информацию, необходимые для выполнения указанных функций".

"Волна" добавляет, что "аналогичные полномочия уже переданы в Воронежской, Брянской, Костромской, Тверской, Орловской областях. Ясно, что обсуждение такого законопроекта происходило не так гладко, как хотелось бы. Конструктивного диалога между областью и городом не получилось. Со стороны мэра сразу последовали обвинения, что закон направлен на перехват власти у градоначальника. Доводы, что подобный закон уже действует в других регионах и дает положительные результаты, не убеждали мэра. Он вновь утверждал обратное, что в областях, где принят подобный закон, ситуация ухудшилась. Не подействовал на него и тот факт, что в нашем регионе при участии обладминистрации ведется строительство в Котласе, Новодвинске, сельских районах, но только не в Архангельске".

"Архангельск" отмечает, что "многое зависит от местной специфики. Какова же она в Архангельске? Распределение земельных участков в городе давно стало притчей во языцех. Как, например, объяснить суетливо-лихорадочное подписание Александром Донским большого количества документов по выделению земли именно в сентябре 2005 года, особенно в последние дни месяца? Известно, что с 1 октября того же года вступал в силу федеральный закон, согласно которому подобные решения должны приниматься на основе итогов аукционов. Не этим ли объясняется спешка?"

Газеты приводят мнения депутатов, чиновников самого разного уровня. Строители же на страницах "Бизнес-класс. Архангельск", "утверждают - каковы бы ни были истинные причины появления законопроекта, он в любом случае будет рассматриваться с точки зрения политической ситуации в регионе. Причем даже если основные полномочия по распоряжению земельными участками будут переданы исполнительной власти субъекта, противостояние муниципальной и областной администрации получит новый импульс. Это значит, что о необходимом в этом случае взаимодействии чиновников и результативности работы говорить не придется. Крайними вновь окажутся строители, которые вот уже второй год находятся в подвешенном состоянии - сначала из-за реформирования земельного законодательства, потом из-за почти годового спора между горсоветом и мэрией, когда обсуждалось новое положение о выделении земли".

30 января бывший архангельский губернатор Анатолий Ефремов отмечал 55-й день рождения. "Правда Севера" удивляется, что чествования прошли широко, несмотря на приставку "экс" Ефремова. "Сначала Анатолия Антоновича очень тепло поздравляли в мэрии Архангельска, где трудится его бывший заместитель Виктор Павленко, потом - в областном Собрании. В народе уже заговорили о возвращении Антоныча в большую политику. Ходят слухи, что бывший губернатор намерен участвовать в выборах в Госдуму или, что кажется менее вероятным, вернуться в губернию "на белом коне". Восстановлением пошатнувшегося после проигрыша на выборах в 2004 году реноме Ефремова займется фонд "Согласие". О благих делах фонда, точнее его огненнобородого "предводителя", мы вскоре услышим".

24 января на заседании Архангельского политсовета партии "Единая Россия" из "медвежьих" рядов были исключены заместитель мэра Виктор Павленко и директор департамента информации и общественных связей Евгений Удалкин, заместителям Александра Донского Юрию Пачину и Анатолию Назарову объявлено предупреждение. "Волна" считает, что эта новость была главным политическим событием минувшей недели. Мэрия оценила новость однозначно: это "политическое преследование сторонников Александра Донского". Другого мнения секретарь политического совета Архангельского местного отделения партии "Единая Россия" Анатолий Кожин. В интервью газете Кожин рассказал об истории конфликта. Оказывается после письменного выражения единороссами "озабоченности" выдвижением Донского на должность президента страны, "появился совершенно разнузданный - иного слова не подберу - просто хулиганский ответ "четверки" на сайте мэрии. Он назывался "Политические игры в "Единой России". Это насквозь лживое политическое послание, из которого следует только то, что его авторы не уважают азы не только партийной, но и общечеловеческой этики". Тогда подписавшимся было предложено объясниться. Поскольку этого сделано не было сейчас последовали оргвыводы.

"Мы все живые люди, мы понимаем, что работать в мэрии и быть нелояльным к главному лицу невозможно. Но должны быть какие-то пределы, и должна, наконец, быть гражданская позиция. Вот чем мы руководствовались. В этом причина, по которой мы решили кого-то исключить, а кого-то оставить. Ведь мы работаем с ними вместе, решаем проблемы вместе...

"Волна": А может ли предупреждение перерасти во что-то большее при прохождении более высоких инстанций? Так бывало в советские времена - в "первичке" давали выговор, а бюро райкома или обком могли исключить из партии... Кожин: И такое тоже возможно. Поэтому я и призываю рассматривать данное решение Архангельского политсовета как предварительное. Давайте дождемся решения Президиума регионального политсовета".

Районные газеты продолжает волновать судьба реформы местного самоуправления. В интервью "Каргополью" глава администрации муниципального образования "Каргопольское" Анфимов заявил, что в первую очередь тревожит "бюджетная необеспеченность муниципального образования. Даже включая субвенции и субсидии, областные и районные, крайне недостаточно средств для реализации полномочий, возложенных 131-м законом. По самым скромным подсчетам нашему муниципальному образованию недостает как минимум 100 миллионов рублей на неотложные нужды, в том числе на ремонт дорог, жилья, содержание системы жизнеобеспечения, обновление парка жилищно-коммунального хозяйства.

Вторая трудность реализации реформы, а точнее, недостаток - это перечень налогов. Он не позволяет муниципальным образованиям каким-то образом влиять на экономическую ситуацию, на развитие промышленного производства на территории. Основные поступления - земельный налог и налог на имущество физических лиц, те, что труднее всего собирать. Я Складывается впечатление, что население не принимает условий и требований 131-го закона. Он предполагает в первую очередь инициативу снизу, а нам заявляют: раз вместо одной администрации (имеется в виду районная) в городе появилось две, вот и работайте сами. Трудно теперь даже на субботник горожан поднять.

А разве может не беспокоить состояние собственности, которую мы приняли? Нужны огромные капитальные вложения, чтобы привести в соответствие тот же жилой фонд, машинно-тракторный парк ЖКХ, дороги. Мы взяли на себя собственность, которую не можем содержать. Нельзя же все это содержание взвалить на плечи населения!

Заблаговременно явно не были продуманы вопросы по созданию новых муниципальных образований. В том числе материального обеспечения. Вот и пришлось залезать в долги, чтобы сделать ремонт, приобрести компьютеры, установить телефоны...

И, наконец, законодательство по реформе местного самоуправления, на мой взгляд, нам только связывает руки. Предполагалось, что каждое муниципальное образование будет заниматься своим делом на территории. А сегодня говорится о муниципальных образованиях разных уровней. Району, например, передаются полномочия, которые дублируют наши обязанности в сферах культуры, туризма, по многим другим вопросам. Все это не стимулирует повышение авторитета городского самоуправления, создает обстановку подчиненности, а не партнерства". "Вестник космодрома" рассказывает о продолжении конфликта между мэрией города и депутатской группой во главе с Аксютой. "На 24 января была назначена очередная сессия муниципального Собрания. На этот раз и.о. председателя МС Чупровой Т.А. были приняты беспрецедентные меры оповещения депутатского корпуса о начале работы данной сессии. А именно, каждый депутат под расписку получил сообщение следующего содержания: "Приглашаю Вас принять участие в работе 17-й сессии МС муниципального образования Мирный. Сессия состоится 24 января 2007 года в зале заседаний. Начало сессии в 10 часов".

И что?

Проигнорировали настолько цинично, что даже не удосужились сообщить причину неявки. Впрочем, морально-этические стороны такого поведения могли бы остаться на их совести, если бы вопрос неявки депутатов не имел бы столь важного значения для каждого жителя города. В 10 часов 24 января в зале заседания собрались депутаты, реально работающие в организациях и на предприятиях города. Депутаты Ковбасина и Шарыпов, Серганова - лечат людей. За плечами депутатов Рослякова и Еграшиной - учителя, каждодневно выходящие на работу и качественно её выполняющие. За плечами Рагимханова и Беспалова - реальные люди, каждодневно убирающие и согревающие город. Эти депутаты муниципального Собрания не только профессионально востребованы, но и профессионально выполняющие социальный заказ общества.

Профессиональная загруженность неявившихся депутатов, мягко говоря, четко не определяется. Депутат Малацион трудится у военных. Трудоустроен у военных Засухин. Что делает - не знает никто даже в депутатском корпусе. Кулагина - председатель военного профсоюза. Может быть, следует обратиться к их начальству, чтобы, как это водится в субординации офицерского корпуса, этих прогульщиков призвали к ответу?..

Но вернемся к 17-й сессии, которая в очередной раз не состоялась из-за отсутствия кворума. Напомним, что причину неявки депутаты не удосужились сообщить заранее. Не удалось её выяснить ни в 11, ни в 12 часов. Телефоны молчали. И только Малацион, видимо, сам этого не желая, в пылу телефонной неожиданности огласил идейную подоплеку поведения своих соратников по неявке: "Вы за мой счет хотите бюджет принять! Не выйдет. Бюджет мы не примем, пока не будет в городе газа, пока дороги не отремонтируются". Именно бюджет города стал причиной неявки депутатов на три сессии подряд".

Экономика

В администрации области состоялось выездное рабочее совещание Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. Как оказалось, у "лесников" области проблемы те же, что и у их коллег из других регионов. Как пишет "Архангельск", "в последний раз подобное совещание проходило в Архангельске около трех лет назад. Вчера же поводом для встречи в столице одного из крупнейших регионов России стало принятие нового Лесного кодекса. Лесопромышленники, говоря о документе, сравнимом для них с Конституцией, не скрывают, что от него не в восторге, - закон принят с серьезными недостатками. Однако кодекс принят, и нужно учиться жить и работать согласно его букве, минимизировав при этом возможные негативные последствия. Так, для нормальной работы кодекса, по словам специалистов, в стране должен быть принят 51 нормативный документ, причем уже в течение этого года. Иначе работа лесопромышленного комплекса в регионах может быть просто парализована...

Достаточно тревожные нотки прозвучали в выступлении и. о. директора департамента ЛПК администрации Архангельской области Юрия Трубина о состоянии лесопромышленного комплекса региона.

- Вклад ЛПК области в экономику страны ВСЕ ЕЩЕ значителен. У нас производится десятая часть российской деловой древесины, каждая третья тонна целлюлозы и четверть картона, - начал он свой доклад. - Однако в последние годы наметилась тенденция депрессивного состояния лесопромышленного комплекса. Рост производственных показателей присутствует только в целлюлозно-бумажной промышленности, остальные отрасли ежегодно снижают объемы производства. В чем же причина? Самое слабое звено у нас - лесопользование: имея расчетную лесосеку 22 миллиона кубометров, мы эксплуатируем ее только наполовину, третья ее часть недоступна, так как находится в районах, где отсутствуют дороги. "Густота" местных лесовозных дорог у нас в 10 раз меньше норматива. Что касается развития сети лесовозных дорог круглогодичного действия, то ситуация после визита глав Союза лесопромышленников трехлетней давности практически не изменилась. После многочисленных декларативных заявлений федеральных руководителей различного уровня все осталось попрежнему. Без строительства лесных дорог перспектива у ЛПК Архангельской области печальная. И эта проблема симптоматична для всей нашей страны.

"Правда Севера" добавляет, частично могло бы решить проблему участие нашей области в федеральной целевой программе по увеличению объемов глубокой переработки древесины. Однако по оценке Тацюна, выглядит оно "на сегодняшний день "весьма проблематичными".

Как объяснил генеральный директор Центрального научно-исследовательского института бумаги Евгений Тюрин, дело в том, что Архангельская область не укладывается в критерии государственной поддержки лесопромышленного комплекса, утвержденные Министерством экономического развития РФ в соответствии с изменениями в лесном законодательстве страны. Один из основных критериев участия в программе - развитие производства лесопродукции с высокой добавленной стоимостью. Сегодня до 70 процентов потребляемых бумажных товаров, картона, мебели Россия ввозит из-за границы. Требование Минэкономразвития такое: чтобы получить федеральное финансирование, до пятидесяти процентов государственных инвестиций в рамках программы должно направляться на развитие инфраструктуры. Скажем, если регион планирует модернизировать или построить на своей территории новые производственные мощности по деревопереработке общей стоимостью 10 млрд. рублей, то 5 млрд. должны быть вложены в объекты инфраструктуры. Это низший предел. К сожалению, Архангельская область оказалась очень скромной в своих желаниях. Мы собираемся пока построить лишь одно предприятие по выпуску древесных плит OSB и 124 километра лесовозных дорог. Общий объем финансирования этих проектов - 5 822 млн. рублей. Для сравнения: Кировская область "замахнулась" на строительство нового целлюлозно-бумажного комбината, стоимость проекта - 52 340 млн.".

Происшествия

На мэре Архангельска свет клином не сошелся. Уголовные дела в нашей области возбуждают не только против глав городов, но и сельских районов. Как пишет "Каргополье", "сторона обвинения считает, что глава администрации муниципального образования "Каргопольский район" своим распоряжением выделял участки леса в кратко-срочное пользование предприятиям района в нарушение норм, которые регулируются законодательством. В результате этих действий государству нанесен материальный ущерб, который выражается в разнице цен на сырье при предоставлении участков леса через аукцион.

Однако полномочиями органов местного самоуправления, значит, и обязанностями главы муниципального образования является создание условий для развития экономики (предпринимательства, строительства, сельского хозяйства) и социальной сферы. Одной из составляющих этих условий является сырьевая база. Именно поэтому поддерживал необходимость выделения участков лесного фонда в краткосрочное пользование для предприятий, учреждений и всех хозяйствующих субъектов на территории района, поскольку это дает в определенной мере возможность развития всех отраслей экономики и социальной сферы.

Условия и нормативы выделения лесных ресурсов в краткосрочное пользование не соответствуют потребностям, необходимым для решения хозяйственных, финансовых вопросов, проведения ремонтов текущего и капитального характера, а при проведении лесных аукционов участники нашего района не всегда находятся в равных условиях по возможностям оплаты при увеличении цены на сырье. Средства, полученные предприятиями и учреждениями района от реализации лесных ресурсов, остались в их распоряжении для удовлетворения собственных потребностей".

Александр Гниденко снова возглавляет управление по борьбе с организованной преступностью. Как пишет "Правда Севера", "в декабре сообщалось о его отставке. Тогда начальник УВД на коллегии представил исполняющего обязанности начальника УБОП Игоря Картухова, сказав, что Гниденко переходит в распоряжение УВД. А дальше случилось непонятное: Картухова вскоре вернули на его прежнее место работы - начальником криминальной милиции Северодвинска, а Гниденко, отдохнув, снова занял свое кресло. По слухам, должность Гниденко подлежала сокращению, вместо нее хотели ввести другую: заместитель начальника УВД - начальник УБОП. С помощью таких оргштатных мероприятий из милиции, в частности, пытаются уволить героиню наших многочисленных публикаций подполковника Светлану Гусеву. Светлана Николаевна уже два года бьется в судах, а Александра Викторовича, как говорят, не дало в обиду московское начальство. Видимо, работник ценный".